Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология социального самоопределения





 

По мнению ряда современных философов, культурологов, психологов, в об­разовании начала XXI века «центр тяжести» все больше смещается с процес­сов приучения человека к культуре на процессы самоопределения личности в культуре, развитие ее способности самостоятельно выстраивать свою деятель­ность и отношения в социуме.

Теоретическая концепция технологии социального самоопределения строится на достижениях педагогических концепций организации субъектной активнос­ти личности в процессе воспитания, обучения и социализации (А. Г. Ковалев, И. С. Кон, А. И. Кочетов, Ю. М. Орлов, М. И. Рожков, Л. И. Рувинский, Г. С. Селевко, А. Н. Тубельский, Г. А. Цукерман, А. Маслоу, Э. Фромм и др.). Сторон­ники идеи самоопределения исходят из того, что ребенок — это всегда индиви­дуальность, которая стремится самостоятельно реализовать свою заданность.

1. Социальное самоопределение — это процесс самостоятельного, осознан­ного выбора ребенком себя в качестве субъекта деятельности и общения. Субъект самоопределяется как социализированный индивид (как существо, обладающее сознанием и волей) и как достаточно социализированная личность (как существо, ставящее духовные цели и определения своей деятельности и отношениям). Иными словами, достижение достаточного уровня социализи-

 


рованности становится решающим условием освоения личностью позиции субъекта деятельности и общения.

2. Социальное самоопределение предполагает, в первую очередь, определе­ние себя по отношению к нравственным ценностям общества. За выбор действия или поступка человек держит ответ перед самим собой, перед внутренними инстанциями своего сознания: он сам себе нечто запрещает или разрешает, даже побуждает к действию.

3. Социальное самоопределение возможно осуществить только на основе знания своей «самости». В психологии известна закономерность отражения в сознании человека образа своего «Я»: отношение окружающих к нему — это отражение его собственного представления о себе. Поэтому в процессе обра­зования важно создавать ситуации, когда дети осознавали бы, как их видят окружающие (одноклассники, родители, учителя разных предметов).

4. Социальное самоопределение — это, по существу, открытие собственно­го «Я» на социальном, личностном и экзистенциальном уровне, «ощущение себя автором (архитектором), творцом собственной биографии» (Г. А. Цукерман). Самоопределяющаяся в социуме личность начинает работать над собой: приобщается к самовоспитанию, самообучению (самообразованию), самооз­доровлению, самоорганизации своих жизненных условий, самоуправлению своими жизненными обстоятельствами, профессиональной самореализации, самосохранению своей «Я-концепции» и даже социальной самозащите. Рабо­та над собой создает у детей и подростков компенсаторный опыт: мальчишка «накачивает» мышцы, учится играть на гитаре, чтобы «вытеснить» в восприя­тии окружающих свою неуспешность в учебе.

5. Педагогическая организация социального самоопределения строится на механизме выявления и реализации потребностей самоосуществления личности (А. Маслоу): потребности в безопасности, потребности в социальных связях, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации, а кроме того, познавательной потребности, потребности в самовыражении и самоутверждении.

6. Социальное самоопределение личности строится как процесс «социаль­ной автономизации» (М. И. Рожков) в рамках социальной общности (группы, коллектива, свободного межличностного общения). Самоопределяющаяся личность должна проявить готовность действовать как самобытная индивиду­альность, способная противостоять асоциальным тенденциям, жизненным трудностям, издержкам рыночных отношений в социально-экономической области, но вместе с тем быть толерантной и инициативной.

Социальное самоопределение создает ребенку условия, в которых социаль­но принятое поведение воспринимается им как привлекательное, оно созна­тельно принимается в сравнении с недозволенным или асоциальным. Грубость, курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам нередко возникают у под­ростков на психологическом механизме подражания, нереализованного любопытства, как стремление все попробовать самостоятельно, убедиться на собственном опыте. Вместо жестких социальных запретов и ограничений, пе­дагогический процесс организует ситуации (в игре, в творческих проектах), позволяющие ребенку мысленно «приложить» к себе последствия дурной при­вычки, «проиграть» асоциальную линию поведения.


Алгоритм технологии социального самоопределения строится как система этапов освоения социального опыта с установкой на субъектную активность.

 







Date: 2015-07-25; view: 457; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию