Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория культуры З.Фрейда





К основоположникам психоаналитического исследования культуры относят, прежде всего, 3. Фрейда.

Именно в его работах сформулированы важнейшие методологические подходы, отличающие это направление исследования культуры от других культурно-антропологических концепций.

Австрийский врач, невропатолог, психопатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) родился в Чехии. Учился на медицинском факультете Венского университета, стажировался в Париже у известного врача Ж. Шарко. С 1902 г. — профессор Венского университета. Учение Зигмунда Фрейда чрезвычайно многопланово. В нем можно выделить:

■ особый метод исследования бессознательных психических процессов,

■ основанную на этом методе психиатрическую теорию,

■ теоретическую концепцию, в которой были осмыслены не только психологические процессы и явления, но также сущность человека и творимой им культуры.

Теория культуры, развитая самим Фрейдом и его научной школой, оказала существенное воздействие на всю духовную атмосферу Европы, привела к изменению методологических принципов гуманитарных наук, философии, нашла выражение в искусстве. Культурологическая концепция Фрейда неразрывно связана с его психологическими концепциями, которые выступают в качестве ее методологического основания.

В XIX в. психологи исследовали преимущественно изолированные психологические явления. Фрейд в своих работах стремится выявить специфику целых комплексов психологических явлений. Стимулом для разработки особой психологической концепции Фрейда послужили опыты Ж. Шарко и Берхейма по гипнотическому лечению неврозов и наблюдения венского врача Йозефа Брейера. С именами этих ученых связано психиатрическое изучение бессознательного. Й. Брейер разработал метод так называемого катарсиса (древнегреч. — очищение), в соответствии, с которым тяжелые формы истерии излечивались тогда, когда с помощью гипноза пациента заставляли вспомнить прочно забытую им психическую травму, которая и послужила причиной невротических расстройств.

Опираясь на такие опыты, 3. Фрейд разработал «катартический» методлечения неврозов. Неврозы — это особый тип заболеваний, которые в чистом виде не имеют в своей основе органической патологии. К неврозам относятся различные виды истерий, а также фобий — боязни чего-либо (наиболее известен невроз навязчивых состояний).

Теоретическое осмысление метода привело его к созданию динамической концепции личности в единстве сознательного и бессознательного факторов. В статье 3. Фрейда «Защитные невропсихозы» (1894) и последующих работах была показана возможность воздействия психических, эмоциональных состояний на глубинные, биологические. Неврозы при этом понимались как порождение общечеловеческих конфликтов, как нарушения возможности самовыражения личности.

Выдвинув гипотезу о поведенческой причине невроза, 3. Фрейд показал связь внутренних состояний личности с внешним социокультурным миром, при таком подходе и психология из науки о внутреннем мире человека становилась теоретической дисциплиной, изучающей внешние культурные явления. Именно эта поведенческая теория, которая объясняет появление и функционирование различных видов психических дисфункций в различных культурах, активно используется антропологией и культурологией и в настоящее время.

Фрейд обнаружил, что психические травмы, различного рода эмоциональные переживания отнюдь не исчезают из человеческой психики окончательно — они «вытесняются». Будучи вытесненными, эти элементы психики способны оказывать заметные воздействия на личность, проявляясь в замаскированной форме. Сознательное человеческое «Я» не допускает в границы сознания эти опасные для него психические процессы, используя для этого механизм «цензуры» (термин 3. Фрейда).

Вытесненные психические процессы, сталкиваясь с механизмами цензуры, и определяют набор невротических симптомов. В одной из наиболее известных книг Фрейда «Толкование сновидений» подобным же образом истолкованы и сновидения, которые для него во многом аналогичны галлюцинациям, где вытесненные психические процессы реализуются в некоторой символической форме. Тот же принцип вытеснения распространяется им на исследование остроумия, художественного творчества, символизма культуры, мифологии. Но понятий вытеснения и цензуры для объяснения всех этих явлений оказывается недостаточно. В объяснении такого круга явлений фундаментальную роль играет его теория сексуальности.

3. Фрейд разработал концепцию стадий психосексуального развития в труде «Три статьи о теории полового влечения» (1905). Согласно его теории, эротические желания (либидо) заложены в человеке с детства, практически с рождения: «Либидо идет путями нарциссической потребности и привязывается к объектам, обеспечивающим ее удовлетворение». Сексуальность проходит у ребенка ряд стадий, в зависимости от тех объектов, к которым оказывается привязанным либидо.

Первая — аутоэротизм, нарциссизм. В этой стадии эротические побуждения человека направлены на его собственное тело. Впоследствии Фрейд разделил этот период еще на ряд этапов (оральный, анальный, генитальный).

На более поздних стадиях развития эротические влечения принимают специфические формы выражения в зависимости от пола: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник, к нему появляется бессознательное враждебное чувство), у девочек — на отца (враждебность она испытывает к матери).

Такого рода особенность взаимоотношений людей 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — комплекс Электры). Как считал Фрейд, происхождение культуры связано с убийством сыновьями отца, который в первобытном стаде обладал всеми женщинами и не подпускал к ним своих сыновей. Более того, первобытный отец был не только убит, но и съеден. Затем возникло чувство вины и раскаяния, которое и привело к запрету (наложению табу) инцеста и отцеубийства. Оба эти запрета, согласно Фрейду, и составляют содержание «эдипова комплекса». «Эдипов комплекс» — это совокупность процессов в психике мальчика, которые формируются в результате вытеснения в детстве влечения к матери и враждебности к отцу. Название комплекса связано с древнегреческим мифом об Эдипе, убившем своего отца и женившемся на своей матери. С момента появления «эдипова комплекса» культура и превратилась в систему норм и запретов, делающих человека несчастным.

Эдипов комплекс, по мнению антропологов-психоаналитиков, — явление универсальное для всех культур. Он составляет основу для психоаналитической концепции индивидуального развития человека (онтогенеза) от детства до взрослого состояния и выступает в качестве специфического объяснения процесса вхождения человека в культуру.

Таким образом, согласно Фрейду, сексуальность, как и все инстинкты, существует с самого момента рождения и в своем развитии она проходит ряд этапов, фиксируясь на различных органах, пока, наконец, не становится нормальной человеческой сексуальностью. Сексуальность выступает в качестве связующего звена между психическими и телесными (соматическими) процессами. Более того, сексуальные объекты могут замещаться другими. Динамический характер сексуальности описывается Фрейдом с помощью понятия сублимации (от лат. sublimatio — возвышение), как процесса замещения объекта влечения или отклонение инстинктов от внутренне присущей им направленности. При этом происходит «возвышение» инстинктивных влечений, т. е. преобразование низших влечений в высшие, творческие. Несколько позже он использовал это понятие для анализа художественного творчества и объяснения ряда культурных феноменов.

По мнению Фрейда, невроз возникает тогда, когда конфликт между бессознательными влечениями и цензурой не находит разрешения. Творчество как раз и выступает в качестве одного из основных способов разрешения такого конфликта, это своего рода самопсихотерапия. Без такой «терапии» погружение в невроз было бы неизбежным.

Важным понятием, которое использует Фрейд для описания сексуальности, является термин «психическая энергия», которая выступает в качестве некоторого «заряда», являющегося источником влечения. Индивидуальную энергию сексуального влечения Фрейд обозначает с помощью термина «либидо».

По мнению австрийского исследователя, сфера бессознательного подчиняется принципу удовольствия, которое достигается при разрядке либидо. «Цензура» препятствует этому, и сексуальная энергия, переходя на обходные пути, сублимируется. Психика в целом рассматривается в качестве открытой энергетической системы: ее подпитывает либидо, которое принадлежит к соматической (от лат. soma — тело) сфере.

В работе «Я и Оно» (1923) Фрейд выделяет в структуре психического аппарата человека три системы, которые неразрывно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют друг с другом.

Безличная часть психического аппарата, называемая Id (Оно), считается своеобразным резервуаром психической энергии, стремящейся к немедленной разрядке. Эта часть психики подчиняется принципу удовольствия. «Оно», по Фрейду, — «бессознательный котел инстинктов». Через посредство «Оно» психика в целом оказывается связанной с телесными процессами.

Вторая часть психики, сознательное «Я» (Ego), — это своеобразный отпечаток внешней действительности на изначальную совокупность влечений человека. Ее функция — восприятие внешнего мира и наилучшее приспособление к нему. Ego руководствуется принципом реальности, т. е. учитывает реальные возможности и условия удовлетворения влечений, а его задачей является такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности.

Третья часть психики — «сверх-Я» (Super-Ego). «Сверх-Я» является высшей инстанцией психики. Она олицетворяет собой нормы и запреты, диктуемые социокультурной средой. Ее функция — внутренняя цензура, совесть, поэтому именно деятельность сверх-Я вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении.

Взаимосвязь этих сфер проявляется в том, что влечения «Я» способствуют самосохранению индивида, а сексуальные влечения способствуют сохранению вида, а это может даже противоречить инстинкту самосохранения.

Фрейд постоянно развивал свою теорию. Приблизительно с 20-х годов в его концепции появляется учение о влечении к смерти. Этот инстинкт он обозначает как Танатос, под которым Фрейд понимает по большей части бессознательные тенденции к саморазрушению, т. е. к возвращению в неорганическое состояние: агрессию по отношению к людям, другим живым существам и неодушевленным предметам. Все живое возвращается к неорганическому, значит, «целью всякой жизни является смерть»!, — подчеркивает он.

Вместе с тем это влечение неразрывно связано с влечением к жизни: «Принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти». Фрейд приходит к выводу, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальным влечениями и влечениями «Я») и Танатосом (влечением к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной (продолжение рода), или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Разработанная Фрейдом система общепсихологических принципов позволяла по-новому подойти к межкультурному изучению особенностей человека. Психоанализ нацеливал на исследование наблюдаемых и повторяющихся от культуры к культуре явлений, таких, как стереотипы сексуального поведения, период раннего детства, сны, позже — эмоциональная сфера личности в условиях различных культур. Концепция Фрейда подготовила многочисленные межкультурные исследования особенностей взаимодействия личности и культуры, начавшиеся в конце 20-х— начале 30-х годов XX в.

В рамках работ 3. Фрейда «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности» (1910) разработанный им подход был использован для анализа отдельных элементов культуры: мифов, классических произведений искусства, а также таких специфических предметов исследования, каковыми были оговорки, всякого рода забывания, остроумие. Так, пытаясь дать новую трактовку трагедии Шекспира «Гамлет», 3. Фрейд утверждал, что нерешительность Гамлета в мести за отца объясняется тем, что убийца лишь выполнил тайное, бессознательное желание Гамлета — желание смерти отца.

Date: 2015-07-27; view: 2288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию