Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В истории педагогической мысли





 

Коллектив — одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древ­них времен вистории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных проблем: преодоления последствий природ­ных катаклизмов, изгнания врагов со своих земель, совершения религиозных обрядов. Так возникли добровольные дружины воинов, религиозные общины и братства, трудовые артели и цеха ремесленников, купеческие гильдии, студен­ческие землячества. В таких объединениях наблюдались следующие процессы:

□ устанавливались особые организационные структуры, например выби­рался глава общины — человек, которому доверяли все;

□организованная общая деятельность и совместное проведение досуга делали общение членов объединения достаточно тесным и открытым;

□ создавался общий фонд материальных средств и других ресурсов, из ко­торых оказывалась помощь и поддержка нуждающимся членам общины;

□возникала особая атмосфера солидарности, доверия, и каждый член та­кого объединения знал, что если с ним что-то случится, то сообщество не бросит его в беде, поддержит его семью, детей.

 

Педагоги достаточно рано обратили внимание на то, что дети стихийно объединяются в свои сообщества, и воспитание, если оно стремится быть ус­пешным, должно предусмотреть специальную организацию деятельности и общения в таких детских сообществах. Я. А. Коменский делил учащихся школь­ного класса на «десятки» («декурии»), во главе каждой назначался из числа учеников «десятник» («декурион»). В его обязанности входило проверять при­сутствие членов «декурии» на уроках, выполнение ими домашнего задания. Кроме того, декурион помогал учителю раздавать и собирать тетради и вмес­те с учителем отправлялся домой к ученику, пропустившему учебные заня­тия. В каждом классе в школе Я. А. Коменского был свой Сенат, который издавал «законы», Суд, который разбирал проступки учеников. Перед нами

 


не что иное, как ранние формы школьного самоуправления. Великий педа­гог намеренно создавал в школе игровую модель взрослой жизни, чтобы уча­щиеся не только упражнялись в учебном содержании, но и постигали опыт совместной деятельности и социальных отношений. Неслучайно Я. А. Камен­ский часто повторял свое излюбленное сравнение: «Школа — это мастерская человечности».

И. Г. Песталоцци утверждал, что человеку присуши три начала: животное, общественное и нравственное. Только воспитание в духе человечности помо­жет подчинить все животное в человеке и опереться на общественное начало. В 1801 году он организовал в Бургдорфе воспитательный институт, а затем в 1805 году в Ивертене среднюю школу и учительскую семинарию. В этих обра­зовательных учреждениях И. Г. Песталоцци был полный пансион, учащиеся учились и жили вместе с педагогами. Здесь действовало детское самоуправле­ние, дежурства, организовывался общественно-полезный (безвозмездный) труд в пользу крестьян окрестных деревень.

Прогрессивные русские педагоги XIX века (К. Д. Ушинский, Н. И. Пиро­гов, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев) ратовали за гуманизацию детской среды в гимназиях, культивирование «духа товарищества». Так, Н. И. Пирогов, буду­чи попечителем Киевского учебного округа, выступил в защиту «корпорационного духа» в среде учащихся, способствовал созданию в гимназиях «совест­ного суда», чтобы покончить с бытовавшей практикой доносов и произвола гимназического начальства.

В 1905 году С. Т. Шацкий впервые создал под Москвой детскую летнюю тру­довую колонию, а в 1911 году это была уже колония «Бодрая жизнь», где в пол­ной мере действовало «организованное детское сообщество». С. Т. Шацкий так определял его основные признаки:

□ «внутренняя общность», единство педагогов и детей, преодоление «смыс­лового барьера» между ними;

□ «нейтрализация аморальных сил» в детской среде, создание своей «Кон­ституции», установление позитивных и принятых всеми правил;

□ «бодрая жизнь», напряженная и интересная деятельность, подчиненная строгому режиму, наполненная разумным содержанием (трудом, само­обслуживанием, игрой, искусством, спортом).

 

В детских колониях С. Т. Шацкого действовали выборные органы, работа­ла редколлегия своего журнала «Наша жизнь», главные вопросы решало общее собрание — «сходка».

Идею коллективного воспитания детей блестяще воплотили в своей прак­тике выдающиеся отечественные педагоги 20-30-х годов XX века: А. Н. Пинкевич, М. М. Пистрак, В. Н. Сорока-Россинский, С. М. Ривес, Н. М. Шульман. В это же время в Западной Европе известные педагоги Я. Корчак, А. Нейл, С. Френе, Г. Винекен строили школы и приюты как детские сообщества на принципах самоуправления и общего труда.


Самым значимым достижением нашей отечественной педагогики в реше­нии проблем коллективного воспитания стала педагогика А. С. Макаренко. Он сумел на практике организовать и воспитать блестящие коллективы колонии

 

им. А. М. Горького и коммуны им. Ф. Э.Дзержинского, о которых написал в своих педагогических романах «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

А. С. Макаренко как педагог-теоретик создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию. Он новаторски решил проблему лично­сти и коллектива в едином воспитательном процессе. Ведущей в теории А. С. Макаренко является идея взаимодействия личности и общества. Он счи­тал, что модель отношений, присущих обществу, условия для приобретения не­обходимого опыта «быть личностью» обеспечивает специально организован­ный коллектив. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации.

В научный обиход современной теории воспитания вошли многие принци­пы его системы («единство уважения и требования», «проектирование лично­сти», «опора на красоту», «педагогический оптимизм»), сущностные характе­ристики воспитывающего коллектива, учение о «стадиях» развития коллектива, «закон движения коллектива» («система перспективных линий»), концепция «параллельного» педагогического действия.

Педагогическое наследие А. С. Макаренко является достоянием мировой педагогики. В 1991 году была создана Международная ассоциация Антона Ма­каренко. В Германии при Марбургском университете с 1968 года работает на­учно-исследовательская лаборатория «Макаренко-реферат», где изучается его педагогическая деятельность и теоретическое наследие. Немецкие педагоги, вопреки примитивным представлениям, что все сторонники коллективного воспитания — апологеты тоталитаризма, не противопоставляют ценности де­мократии и коллективные принципы воспитания детей. Более того, они счи­тают, что идеи А. С. Макаренко и сейчас помогают в борьбе против такой шко­лы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними — не дай бог пожалуются на авторитарность»45.

В США, где свобода и индивидуализм считаются важнейшими ценностя­ми, большое число педагогов обеспокоены атмосферой, царящей в государ­ственных школах, в которых обычным делом стало насилие и унижение сла­бых, издевательство над учителями, грабежи и даже убийства. Американский педагог Джеймс Каунтс сетует, что американская школа всеми способами куль­тивирует «чувство соревнования», соперничество, стремление к лидерству и расплачивается за это.

В поисках преодоления этих проблем американские педагоги приходят к мысли, что в школах необходимо создавать организованные на добровольных началах сообщества («community»), которые объединяли бы школьников на основе совместной деятельности, общих интересов и даже соседства. Задача учителей и администрации школы видится им как «вовлечение» («involvement»), то есть развитие групповой общности, взаимодействие учителей и учащихся. Более того, исследователь Чикагского университета Лилли Эндоумент прове-


-------------

45 Зюнкель В. В Эрлангене изучают Макаренко // Советская педагогика, 1990. № 4. С. 135.

 

ла педагогический эксперимент и обнаружила, что в лучших школах, где цели организации и права человека гармонично интегрируются, все определяет глав­ное концептуальное основание — забота. По ее мнению, забота — «зонтичный концепт», который покрывает все социальные отношения и включает в себя реальные социальные действия детей. Исследователи Джорж Ноблит и Дуайт Роджерс доказали, что заботу нельзя культивировать специально только в учеб­ной деятельности, она — ценностный результат особых отношений, которые возникают в гуманистическом школьном сообществе.

Так американские педагоги к началу XXI века «переоткрыли» для себя известные положения теории коллективного воспитания А. С. Макаренко. И «за­боту» как педагогический концепт еще в 60-х годах прошлого столетия обо­сновал выдающийся ленинградский педагог И. П. Иванов, система которого так и называлась — «Педагогика общей заботы».

Неверно думать, что воспитание опыта коллективных отношений было зна­чимо для жизни в советское время, при социализме. Напротив, в условиях ин­формационно-технологического бума и нарастающих процессов глобализации к началу XXI века все отчетливее видны контуры «сетевого общества», в кото­ром люди разных стран и континентов будут связаны друг с другом как никог­да раньше. Новая социальная реальность требует организации жизни в «кол­лективном режиме», но это будет жизнь самоопределяющихся личностей, построенная на началах коллектива. «Существование человека в полной мере обретает смысл лишь в сообществе, — утверждает один из авторитетных мыс­лителей нашего времени В. Франкл. —...Смысл сообщества держится на ин­дивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества»46.

Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентричном обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентричном обще­стве меньше помогают слабым, и поэтому там больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность — охранным фирмам, страхо­вым компаниям, даже переплачивать за товары, так как они стоят дороже из-за дорогих охранных систем в магазине. Иными словами, уже сейчас стано­вится ясно, что общество, культивирующее индивидуализм и игнорирующее коллективные ценности жизни, неизбежно зайдет в тупик.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия в нашей отечественной теории и практике воспитания произошел решительный отход от главных идей и опыта коммунистического воспитания: прекратили свое существование всесоюзная пионерская и комсомольская организации, различные формы детского и юно­шеского самоуправления, школьники перестали участвовать в общественно полезном труде. Набиравшая авторитет концепция личностно ориентирован­ного образования многими теоретиками декларировалась как свободная от идей коллективного воспитания, а «коллективизм» рассматривался как синоним «конформизма» и противопоставлялся, как казалось, более значимому для де­мократического общества качеству личности — развитой индивидуальности.


----------

46Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 199.

 


Если избрать для анализа проблемы личности и коллектива «угол зрения» философской антропологии, то окажется, что коллектив — необходимый фак­тор воспитания.

Коллектив — важнейшее достижение человеческой культуры, и без него не­возможна культурная идентификация личности. С развитием общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей, их обще­человеческой солидарности будет возрастать.

Коллектив — естественная социальная среда, в которой происходит социа­лизация детей и подростков. Взросление, вхождение в социальную жизнь об­щества невозможно для человека, если он умеет жить только своими интереса­ми, не способен взаимодействовать с разными людьми, общаться, не получил опыта самоутверждения в коллективной деятельности.

Коллектив, по выражению А. С. Макаренко, — своеобразный «гимнастиче­ский зал» для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Обще­ственная деятельность в школьном коллективе, участие в работе органов самоуправления способствует формированию общественной активности, вы­зывает готовность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, ока­зывать помощь товарищам, заботиться об окружающих.

Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, без «столкновения смыс­лов», отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора.

Коллектив способствует формированию опыта участия в коллективных фор­мах организации труда. Реальная производственная деятельность детей и под­ростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, орга­низованности, терпения, способности планировать свой труд, согласовывать свои действия с партнерами, а часто и управлять трудовым коллективом.

 

5.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА

 

Дети и подростки естественно объединяются в различные общности в игре, спорте, в школьном и дворовом общении. В социальной психологии такого рода объединения получили название «самовозникающие группы». Их участни­ков, как правило, объединяют:

□ общие интересы (например, обмениваются дискетами с компьютерны­ми играми и обсуждают их или вместе выгуливают своих собак);

□ общие разговоры (они естественно возникают при общих интересах, а еще из потребности делиться «секретами»);

□ тождественное положение (живут в одном дворе);

□ чувство симпатии.

 


Основу отношений в самовозникающей группе составляет межличностное общение, и они существуют, пока члены группы получают эмоциональное удов­летворение от общения друг с другом. Но стоит пропасть общему интересу — иссякают общие разговоры или из-за ссоры изменяется «знак» эмоциональ­ного отношения в общении с прежними приятелями, и такая группа легко рас­падается.

В самовозникающей группе всегда ярко выделяется лидер, вокруг которого строится все общение, обмен информацией. Лидер авторитетен и социально активен: его мнение неоспоримо. Несогласие с лидером — повод для ссоры и ухода из группы.

Самовозникающие группы — настолько живое и естественное явление в детской среде, что они сразу создаются, как только дети оказываются вместе. Вот совершенно незнакомых школьников родители провожают в загородный лагерь. Через два часа дороги из автобуса уже выходят приятели и подружки, которые одолевают взрослых просьбами «записать их в один отряд».

Воспитателям ни в коем случае нельзя игнорировать детские самовозника­ющие группы, тем более совершенно безнадежно их запрещать. Но самовоз­никающая группа не является коллективом. Детский коллектив — явление педагогическое. Он создается по определенным педагогическим законам. Вос­питатель управляет развитием детского коллектива и его жизнью, выстраивая в нем механизмы самоуправления.

Коллектив (от лат. collego — объединяю) как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои опре­деленные признаки:

общественно значимая цель (то есть цель не случайная, не сиюминутная, направленная на какие-либо личные интересы или эмоциональное удов­летворение, а значимая для других людей; в развитом коллективе полез­ная людям деятельность принимается самим воспитанником как цель, значимая лично для него);

общественно значимая деятельность, в которой реализуется обществен­но значимая цель; это общий труд для других людей, а не разговоры и обсуждение «секретов»; в такой деятельности должно быть место для проявления творчества, индивидуальных способностей, она должна со­вместно переживаться членами коллектива;

коллективные отношения — это особые отношения, которые А. С. Мака­ренко называл отношениями «взаимной ответственности»: все члены коллектива связаны многообразной системой поручений, и в каких-то ситуациях одни члены коллектива подчиняются другим, а те, в свою очередь, несут ответственность за общее дело; возникает особая коллек­тивная дисциплина— не дисциплина подчинения личной власти, а дис­циплина взаимной ответственности за коллективное дело, за своих то­варищей;

демократическое самоуправление: жизнью коллектива управляет не ли­дер, не начальник, а выборный орган (совет, штаб), при этом воспита­тель не теряет своей руководящей педагогической роли, но она преобра­зуется в зависимости от степени развития детского коллектива.

 


Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он об­ладает своей структурой, в которой различаются две составляющие: неформаль­ная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (органи­зуется воспитателем).

Неформальная структура коллектива — это система межличностных отно­шений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры кол­лектива.

Методика социометрии (достижение из арсенала социальной психологии, которое широко используется в современных педагогических исследованиях)47 позволяет установить и измерить социальный статус личности в системе меж­личностных отношений в коллективе. В системе межличностных отношений на уровне неформальной структуры каждый ребенок занимает свое место, имеет свою социальную диспозицию:

□ «звезда» — бесспорный лидер;

□ «предпочитаемый» — пользуется симпатиями большинства;

□ «принятый» — признается двумя-тремя приятелями;

□ «непринятый» — к нему равнодушны окружающие, общаются поверхностно;

□ «отверженный» — с ним активно не хотят общаться.

 

Кроме того, в неформальной структуре существует негласное распределение ролей, например: «классный клоун», «миротворец», «банкир», «козел отпуще­ния» и др. В межличностных отношениях у детей складывается своя субкультура (прозвища, негласный свод правил, устное творчество) и свои традиции обще­ния (любимые игры, принятые места прогулок, стиль прически, одежды). Именно в системе неформальной структуры коллектива проявляется половая дифференциация воспитанников: выстраиваются особые отношения отдельно у мальчиков и у девочек, возникают симпатии и конфликты между ними.

Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отно­шениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в обшей деятельности под руководством выборного органа кол­лектива.

В формальной структуре члены коллектива тоже выполняют некие соци­альные роли — это поручения. Поручение дается открыто, оно имеет конкрет­ное содержание (например, дежурный по классу), длительность и «границы» ответственности (дежурный отвечает за чистоту в классе в течение всего учеб­ного дня, за порядок на столах, в его полномочиях и уход за цветами на окнах), степень подчиненности (дежурный по классу отчитывается перед членом со­вета по санитарно-хозяйственным делам).

В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни: традиционные формы деятельности, праздники, ритуа­лы, традиции решения острых проблем и конфликтов. А. С. Макаренко счи-

-----------

47 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

 

тал, что традиции украшают коллектив: «Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордят­ся им и стараются его улучшать»48.

Формальная структура коллектива реализует свой воспитательный потен­циал во взаимодействии первичного коллектива, общего коллектива и педагоги­ческого коллектива.

Первичный коллектив — это своего рода неделимая часть коллектива, микроколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы воспи­танника. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка.

Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянные контак­ты его членов, поэтому он не может быть численно большим. В практике коло­нии и коммуны А. С. Макаренко первичным коллективом был отряд, который насчитывал не более 10—12 человек.

Создавая первичные коллективы, непременно следует учитывать принцип «кто с кем хочет», то есть желания воспитанников быть вместе и сотрудничать.

Настоящий первичный коллектив — разновозрастный, где разница в воз­расте между старшими и младшими не превышает 3—5 лет. Современная эт­нография и этнопсихология подтверждают, что в истории культуры все есте­ственные детские объединения всегда складывались как разновозрастные. Взаимодействие старших и младших имеет большое социально-статусное и ценностное значение: учит распределению ролей в обществе и дает представ­ление о преемственности норм, правил, ценностей жизни.

В этом контексте возникает вопрос: является ли школьный класс первич­ным коллективом, ведь он создается администрацией школы без учета жела­ний учащихся, состав его одновозрастный и он достаточно велик количествен­но, часто более 30 человек? Бесспорно, нет. Эти особенности школьного класса сложились в практике школы в связи с реализацией классно-урочной формы обучения. Для воспитания они скорее вредны, так как требуют организации в классе нескольких первичных коллективов (у младших школьников — по 5-6 человек, у старшеклассников чуть больше — по 8-10 человек). Такие первичные коллективы в школьном классе нелегко составить по желанию и симпатиям воспитанников, и «одновозрастность» класса, такую важную для учебного процесса, также изменить нельзя. Все это значительно усложняет воспитание детских коллективов в школе.

Общий коллектив составляется из совокупности первичных коллективов как «дифференцированное единство» (В. А. Караковский). Первичный коллектив, даже объединяющий дружных и интересных друг другу детей, не может вы­полнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, как «кле­точка» общего коллектива. Только в общем коллективе развиваются и обога­щаются главные признаки воспитательного коллектива:

□ осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей складывается, когда первичный коллектив участвует на равных с други­ми такими же коллективами в общем деле;

-----------------

48 Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 4. М., 1984. С. 135.

 

□выстраивается определенная структура внешних и внутренних связей, обогащаются «горизонтальные» контакты (между ровесниками, напри­мер в параллели классов) и «вертикальные» (между старшими и млад­шими), расширяется диапазон деловых контактов, поручений;

□ когда решение принимается выборным органом общего коллектива, куда делегируются представители от всех первичных коллективов, складыва­ется общая ценностно-нравственная атмосфера (своего рода «дух шко­лы»), которая во многом определяет отношение воспитанников к свое­му коллективу.

 

Для того чтобы общий коллектив действительно функционировал, нужны педагогические меры. В опыте и теории выдающихся педагогов (Ф. Ф. Брюховицкий, О. С. Газман, Л. Ю. Гордин, И. П. Иванов, В. А. Караковский, Т. Е. Конникова, А. Т. Куракин, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский) убеди­тельно обосновано: чтобы события жизни общего коллектива воспитанники воспринимали как личностно значимые и активно в них участвовали, следует организовать специальные формы взаимодействия.

«Коммуникативная сеть школы»: школьное радио, телецентр, стенгазета, общешкольный журнал и даже единая компьютерная сеть сделают всех участ­никами общего информационного «поля».

«Центры деловой активности»: ими могут быть школьный музей или театр, столярная мастерская, кабинет биологии — любая творческая «площадка», где увлеченные взрослые организуют постоянно притягивающие детей дела, куда они, как на огонек, сбегаются после уроков. Вся деятельность в таких «цент­рах» естественно строится на разновозрастном сотрудничестве и общих ин­тересах.

«Связи соотнесения» — это соревнования в разнообразных видах деятель­ности, когда сопоставляются достижения разных коллективов.

«Связи сотрудничества» — такие формы коллективной работы, которые объединяют в решении реальных проблем несколько первичных коллективов, причем из разных возрастных параллелей (например, дежурят по школе всегда два класса — старший и младший: 10-й и 5-й, 9-й и 6-й).

«Ключевые дела школы»: это могут быть коллективные творческие дела в честь традиционных праздников «День Учителя», «День выпускника», обще­школьная подготовка конкурса КВН, школьной «Юморины», встречи делега­ции школьников из другой страны.

Педагогический коллектив. Коллектив педагогов является органической со­ставляющей формальной структуры воспитательного коллектива. Он объеди­няет не только профессиональных воспитателей, но и родителей, хотя, конеч­но, профессиональные педагоги играют здесь решающую роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива.

Что способно объединить педагогов между собой в коллектив и обеспечить их взаимодействие с детским коллективом? Вероятно, в каждой конкретной ситуации воспитания потребуется что-то свое, ведь речь идет о взрослых лю­дях, сложившихся личностях. Но несколько решающих условий все-таки не­обходимо обеспечить, чтобы сложился коллектив педагогов:

 

1. Единая педагогическая позиция. Без нее педагогический коллектив не ста­нет содружеством единомышленников. Такое единство строится на единой вере в силу воспитания, на едином нравственном понятии «о добре и зле*, на стрем­лении найти общий подход к детям. Организовать это условие в воспитатель­ной практике было нелегко всегда, а сейчас особенно, но иного не дано. Надо помнить, что для детей педагогический коллектив является тем ближайшим коллективом взрослых, по которому они воспринимают реальную жизнь.

2. Разнообразие творческих интересов и способностей педагогов. Воспитание требует постоянно организовывать разнообразную и увлекательную для детей деятельность. Обеспечить это могут не отдельные универсальные «затейники», а объединение таланта и знаний самых разных педагогов, товарищеское взаи­модействие опытных, мудрых и молодых, увлеченных.

3. Культура общения педагогов, гуманизм их отношений друг к другу и к сво­им воспитанникам.

Единство воспитателей в педагогическом коллективе совершенно не исклю­чает для каждого из них права на «свой почерк». Недаром В. Н. Сорока-Россинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский единодушно считали, что коллектив воспитателей должны обязательно составлять педагоги с разными характерами (требовательные, немногословные и мягкие, «лирического" склада люди), воспитатели, имеющие скромную внешность, и красивые. Особенно важно для педагогического коллектива единство разных поколений воспита­телей — опытных и начинающих. Самые зрелые и творчески, результативно действующие педагогические коллективы всегда отличает одна особенность: выпускники возвращаются после вузов работать в качестве педагогов и реаль­но воплощают единство детского и педагогического коллективов.







Date: 2015-07-25; view: 1351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию