Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В истории педагогической мысли
Коллектив — одно из важнейших достижений человеческой культуры. С древних времен вистории всех цивилизаций люди объединялись для совместного труда и решения жизненно важных проблем: преодоления последствий природных катаклизмов, изгнания врагов со своих земель, совершения религиозных обрядов. Так возникли добровольные дружины воинов, религиозные общины и братства, трудовые артели и цеха ремесленников, купеческие гильдии, студенческие землячества. В таких объединениях наблюдались следующие процессы: □ устанавливались особые организационные структуры, например выбирался глава общины — человек, которому доверяли все; □организованная общая деятельность и совместное проведение досуга делали общение членов объединения достаточно тесным и открытым; □ создавался общий фонд материальных средств и других ресурсов, из которых оказывалась помощь и поддержка нуждающимся членам общины; □возникала особая атмосфера солидарности, доверия, и каждый член такого объединения знал, что если с ним что-то случится, то сообщество не бросит его в беде, поддержит его семью, детей.
Педагоги достаточно рано обратили внимание на то, что дети стихийно объединяются в свои сообщества, и воспитание, если оно стремится быть успешным, должно предусмотреть специальную организацию деятельности и общения в таких детских сообществах. Я. А. Коменский делил учащихся школьного класса на «десятки» («декурии»), во главе каждой назначался из числа учеников «десятник» («декурион»). В его обязанности входило проверять присутствие членов «декурии» на уроках, выполнение ими домашнего задания. Кроме того, декурион помогал учителю раздавать и собирать тетради и вместе с учителем отправлялся домой к ученику, пропустившему учебные занятия. В каждом классе в школе Я. А. Коменского был свой Сенат, который издавал «законы», Суд, который разбирал проступки учеников. Перед нами
не что иное, как ранние формы школьного самоуправления. Великий педагог намеренно создавал в школе игровую модель взрослой жизни, чтобы учащиеся не только упражнялись в учебном содержании, но и постигали опыт совместной деятельности и социальных отношений. Неслучайно Я. А. Каменский часто повторял свое излюбленное сравнение: «Школа — это мастерская человечности». И. Г. Песталоцци утверждал, что человеку присуши три начала: животное, общественное и нравственное. Только воспитание в духе человечности поможет подчинить все животное в человеке и опереться на общественное начало. В 1801 году он организовал в Бургдорфе воспитательный институт, а затем в 1805 году в Ивертене среднюю школу и учительскую семинарию. В этих образовательных учреждениях И. Г. Песталоцци был полный пансион, учащиеся учились и жили вместе с педагогами. Здесь действовало детское самоуправление, дежурства, организовывался общественно-полезный (безвозмездный) труд в пользу крестьян окрестных деревень. Прогрессивные русские педагоги XIX века (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев) ратовали за гуманизацию детской среды в гимназиях, культивирование «духа товарищества». Так, Н. И. Пирогов, будучи попечителем Киевского учебного округа, выступил в защиту «корпорационного духа» в среде учащихся, способствовал созданию в гимназиях «совестного суда», чтобы покончить с бытовавшей практикой доносов и произвола гимназического начальства. В 1905 году С. Т. Шацкий впервые создал под Москвой детскую летнюю трудовую колонию, а в 1911 году это была уже колония «Бодрая жизнь», где в полной мере действовало «организованное детское сообщество». С. Т. Шацкий так определял его основные признаки: □ «внутренняя общность», единство педагогов и детей, преодоление «смыслового барьера» между ними; □ «нейтрализация аморальных сил» в детской среде, создание своей «Конституции», установление позитивных и принятых всеми правил; □ «бодрая жизнь», напряженная и интересная деятельность, подчиненная строгому режиму, наполненная разумным содержанием (трудом, самообслуживанием, игрой, искусством, спортом).
В детских колониях С. Т. Шацкого действовали выборные органы, работала редколлегия своего журнала «Наша жизнь», главные вопросы решало общее собрание — «сходка». Идею коллективного воспитания детей блестяще воплотили в своей практике выдающиеся отечественные педагоги 20-30-х годов XX века: А. Н. Пинкевич, М. М. Пистрак, В. Н. Сорока-Россинский, С. М. Ривес, Н. М. Шульман. В это же время в Западной Европе известные педагоги Я. Корчак, А. Нейл, С. Френе, Г. Винекен строили школы и приюты как детские сообщества на принципах самоуправления и общего труда. Самым значимым достижением нашей отечественной педагогики в решении проблем коллективного воспитания стала педагогика А. С. Макаренко. Он сумел на практике организовать и воспитать блестящие коллективы колонии
им. А. М. Горького и коммуны им. Ф. Э.Дзержинского, о которых написал в своих педагогических романах «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». А. С. Макаренко как педагог-теоретик создал методологию коллективного воспитания, его теорию и технологию. Он новаторски решил проблему личности и коллектива в едином воспитательном процессе. Ведущей в теории А. С. Макаренко является идея взаимодействия личности и общества. Он считал, что модель отношений, присущих обществу, условия для приобретения необходимого опыта «быть личностью» обеспечивает специально организованный коллектив. Многообразие коллективной деятельности и отношений, широкие возможности для индивидуального выбора становятся для личности основой ее социализации и индивидуализации. В научный обиход современной теории воспитания вошли многие принципы его системы («единство уважения и требования», «проектирование личности», «опора на красоту», «педагогический оптимизм»), сущностные характеристики воспитывающего коллектива, учение о «стадиях» развития коллектива, «закон движения коллектива» («система перспективных линий»), концепция «параллельного» педагогического действия. Педагогическое наследие А. С. Макаренко является достоянием мировой педагогики. В 1991 году была создана Международная ассоциация Антона Макаренко. В Германии при Марбургском университете с 1968 года работает научно-исследовательская лаборатория «Макаренко-реферат», где изучается его педагогическая деятельность и теоретическое наследие. Немецкие педагоги, вопреки примитивным представлениям, что все сторонники коллективного воспитания — апологеты тоталитаризма, не противопоставляют ценности демократии и коллективные принципы воспитания детей. Более того, они считают, что идеи А. С. Макаренко и сейчас помогают в борьбе против такой школы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними — не дай бог пожалуются на авторитарность»45. В США, где свобода и индивидуализм считаются важнейшими ценностями, большое число педагогов обеспокоены атмосферой, царящей в государственных школах, в которых обычным делом стало насилие и унижение слабых, издевательство над учителями, грабежи и даже убийства. Американский педагог Джеймс Каунтс сетует, что американская школа всеми способами культивирует «чувство соревнования», соперничество, стремление к лидерству и расплачивается за это. В поисках преодоления этих проблем американские педагоги приходят к мысли, что в школах необходимо создавать организованные на добровольных началах сообщества («community»), которые объединяли бы школьников на основе совместной деятельности, общих интересов и даже соседства. Задача учителей и администрации школы видится им как «вовлечение» («involvement»), то есть развитие групповой общности, взаимодействие учителей и учащихся. Более того, исследователь Чикагского университета Лилли Эндоумент прове- ------------- 45 Зюнкель В. В Эрлангене изучают Макаренко // Советская педагогика, 1990. № 4. С. 135.
ла педагогический эксперимент и обнаружила, что в лучших школах, где цели организации и права человека гармонично интегрируются, все определяет главное концептуальное основание — забота. По ее мнению, забота — «зонтичный концепт», который покрывает все социальные отношения и включает в себя реальные социальные действия детей. Исследователи Джорж Ноблит и Дуайт Роджерс доказали, что заботу нельзя культивировать специально только в учебной деятельности, она — ценностный результат особых отношений, которые возникают в гуманистическом школьном сообществе. Так американские педагоги к началу XXI века «переоткрыли» для себя известные положения теории коллективного воспитания А. С. Макаренко. И «заботу» как педагогический концепт еще в 60-х годах прошлого столетия обосновал выдающийся ленинградский педагог И. П. Иванов, система которого так и называлась — «Педагогика общей заботы». Неверно думать, что воспитание опыта коллективных отношений было значимо для жизни в советское время, при социализме. Напротив, в условиях информационно-технологического бума и нарастающих процессов глобализации к началу XXI века все отчетливее видны контуры «сетевого общества», в котором люди разных стран и континентов будут связаны друг с другом как никогда раньше. Новая социальная реальность требует организации жизни в «коллективном режиме», но это будет жизнь самоопределяющихся личностей, построенная на началах коллектива. «Существование человека в полной мере обретает смысл лишь в сообществе, — утверждает один из авторитетных мыслителей нашего времени В. Франкл. —...Смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества»46. Современные исследования западных экономистов установили, что жизнь в эгоцентричном обществе дороже, чем в солидарном. В эгоцентричном обществе меньше помогают слабым, и поэтому там больше людей попадают в беду или становятся на преступный путь. Те, у кого в жизни все сложилось хорошо, должны дорого платить за свою безопасность — охранным фирмам, страховым компаниям, даже переплачивать за товары, так как они стоят дороже из-за дорогих охранных систем в магазине. Иными словами, уже сейчас становится ясно, что общество, культивирующее индивидуализм и игнорирующее коллективные ценности жизни, неизбежно зайдет в тупик. Начиная с 90-х годов прошлого столетия в нашей отечественной теории и практике воспитания произошел решительный отход от главных идей и опыта коммунистического воспитания: прекратили свое существование всесоюзная пионерская и комсомольская организации, различные формы детского и юношеского самоуправления, школьники перестали участвовать в общественно полезном труде. Набиравшая авторитет концепция личностно ориентированного образования многими теоретиками декларировалась как свободная от идей коллективного воспитания, а «коллективизм» рассматривался как синоним «конформизма» и противопоставлялся, как казалось, более значимому для демократического общества качеству личности — развитой индивидуальности. ---------- 46Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 199.
Если избрать для анализа проблемы личности и коллектива «угол зрения» философской антропологии, то окажется, что коллектив — необходимый фактор воспитания. Коллектив — важнейшее достижение человеческой культуры, и без него невозможна культурная идентификация личности. С развитием общества по пути гуманизма значение коллективных способов сотрудничества людей, их общечеловеческой солидарности будет возрастать. Коллектив — естественная социальная среда, в которой происходит социализация детей и подростков. Взросление, вхождение в социальную жизнь общества невозможно для человека, если он умеет жить только своими интересами, не способен взаимодействовать с разными людьми, общаться, не получил опыта самоутверждения в коллективной деятельности. Коллектив, по выражению А. С. Макаренко, — своеобразный «гимнастический зал» для обретения и оттачивания опыта гражданского поведения. Общественная деятельность в школьном коллективе, участие в работе органов самоуправления способствует формированию общественной активности, вызывает готовность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, оказывать помощь товарищам, заботиться об окружающих. Коллектив способствует духовно-нравственному развитию личности. Поиск истинных ценностей и смысла жизни невозможен в уединении от товарищей, без проявления своего индивидуального своеобразия, без «столкновения смыслов», отстаивания своих убеждений, своего нравственного выбора. Коллектив способствует формированию опыта участия в коллективных формах организации труда. Реальная производственная деятельность детей и подростков, когда они станут взрослыми, потребует взаимной зависимости и ответственности в экономических ситуациях, проявления деловитости, организованности, терпения, способности планировать свой труд, согласовывать свои действия с партнерами, а часто и управлять трудовым коллективом.
5.2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА
Дети и подростки естественно объединяются в различные общности в игре, спорте, в школьном и дворовом общении. В социальной психологии такого рода объединения получили название «самовозникающие группы». Их участников, как правило, объединяют: □ общие интересы (например, обмениваются дискетами с компьютерными играми и обсуждают их или вместе выгуливают своих собак); □ общие разговоры (они естественно возникают при общих интересах, а еще из потребности делиться «секретами»); □ тождественное положение (живут в одном дворе); □ чувство симпатии.
Основу отношений в самовозникающей группе составляет межличностное общение, и они существуют, пока члены группы получают эмоциональное удовлетворение от общения друг с другом. Но стоит пропасть общему интересу — иссякают общие разговоры или из-за ссоры изменяется «знак» эмоционального отношения в общении с прежними приятелями, и такая группа легко распадается. В самовозникающей группе всегда ярко выделяется лидер, вокруг которого строится все общение, обмен информацией. Лидер авторитетен и социально активен: его мнение неоспоримо. Несогласие с лидером — повод для ссоры и ухода из группы. Самовозникающие группы — настолько живое и естественное явление в детской среде, что они сразу создаются, как только дети оказываются вместе. Вот совершенно незнакомых школьников родители провожают в загородный лагерь. Через два часа дороги из автобуса уже выходят приятели и подружки, которые одолевают взрослых просьбами «записать их в один отряд». Воспитателям ни в коем случае нельзя игнорировать детские самовозникающие группы, тем более совершенно безнадежно их запрещать. Но самовозникающая группа не является коллективом. Детский коллектив — явление педагогическое. Он создается по определенным педагогическим законам. Воспитатель управляет развитием детского коллектива и его жизнью, выстраивая в нем механизмы самоуправления. Коллектив (от лат. collego — объединяю) как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки: □ общественно значимая цель (то есть цель не случайная, не сиюминутная, направленная на какие-либо личные интересы или эмоциональное удовлетворение, а значимая для других людей; в развитом коллективе полезная людям деятельность принимается самим воспитанником как цель, значимая лично для него); □ общественно значимая деятельность, в которой реализуется общественно значимая цель; это общий труд для других людей, а не разговоры и обсуждение «секретов»; в такой деятельности должно быть место для проявления творчества, индивидуальных способностей, она должна совместно переживаться членами коллектива; □ коллективные отношения — это особые отношения, которые А. С. Макаренко называл отношениями «взаимной ответственности»: все члены коллектива связаны многообразной системой поручений, и в каких-то ситуациях одни члены коллектива подчиняются другим, а те, в свою очередь, несут ответственность за общее дело; возникает особая коллективная дисциплина— не дисциплина подчинения личной власти, а дисциплина взаимной ответственности за коллективное дело, за своих товарищей; □ демократическое самоуправление: жизнью коллектива управляет не лидер, не начальник, а выборный орган (совет, штаб), при этом воспитатель не теряет своей руководящей педагогической роли, но она преобразуется в зависимости от степени развития детского коллектива.
Детский коллектив — сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются две составляющие: неформальная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем). Неформальная структура коллектива — это система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры коллектива. Методика социометрии (достижение из арсенала социальной психологии, которое широко используется в современных педагогических исследованиях)47 позволяет установить и измерить социальный статус личности в системе межличностных отношений в коллективе. В системе межличностных отношений на уровне неформальной структуры каждый ребенок занимает свое место, имеет свою социальную диспозицию: □ «звезда» — бесспорный лидер; □ «предпочитаемый» — пользуется симпатиями большинства; □ «принятый» — признается двумя-тремя приятелями; □ «непринятый» — к нему равнодушны окружающие, общаются поверхностно; □ «отверженный» — с ним активно не хотят общаться.
Кроме того, в неформальной структуре существует негласное распределение ролей, например: «классный клоун», «миротворец», «банкир», «козел отпущения» и др. В межличностных отношениях у детей складывается своя субкультура (прозвища, негласный свод правил, устное творчество) и свои традиции общения (любимые игры, принятые места прогулок, стиль прически, одежды). Именно в системе неформальной структуры коллектива проявляется половая дифференциация воспитанников: выстраиваются особые отношения отдельно у мальчиков и у девочек, возникают симпатии и конфликты между ними. Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в обшей деятельности под руководством выборного органа коллектива. В формальной структуре члены коллектива тоже выполняют некие социальные роли — это поручения. Поручение дается открыто, оно имеет конкретное содержание (например, дежурный по классу), длительность и «границы» ответственности (дежурный отвечает за чистоту в классе в течение всего учебного дня, за порядок на столах, в его полномочиях и уход за цветами на окнах), степень подчиненности (дежурный по классу отчитывается перед членом совета по санитарно-хозяйственным делам). В системе деловых отношений коллектива важную роль играют традиции коллективной жизни: традиционные формы деятельности, праздники, ритуалы, традиции решения острых проблем и конфликтов. А. С. Макаренко счи- ----------- 47 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
тал, что традиции украшают коллектив: «Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшать»48. Формальная структура коллектива реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива, общего коллектива и педагогического коллектива. Первичный коллектив — это своего рода неделимая часть коллектива, микроколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы воспитанника. Именно первичный коллектив обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянные контакты его членов, поэтому он не может быть численно большим. В практике колонии и коммуны А. С. Макаренко первичным коллективом был отряд, который насчитывал не более 10—12 человек. Создавая первичные коллективы, непременно следует учитывать принцип «кто с кем хочет», то есть желания воспитанников быть вместе и сотрудничать. Настоящий первичный коллектив — разновозрастный, где разница в возрасте между старшими и младшими не превышает 3—5 лет. Современная этнография и этнопсихология подтверждают, что в истории культуры все естественные детские объединения всегда складывались как разновозрастные. Взаимодействие старших и младших имеет большое социально-статусное и ценностное значение: учит распределению ролей в обществе и дает представление о преемственности норм, правил, ценностей жизни. В этом контексте возникает вопрос: является ли школьный класс первичным коллективом, ведь он создается администрацией школы без учета желаний учащихся, состав его одновозрастный и он достаточно велик количественно, часто более 30 человек? Бесспорно, нет. Эти особенности школьного класса сложились в практике школы в связи с реализацией классно-урочной формы обучения. Для воспитания они скорее вредны, так как требуют организации в классе нескольких первичных коллективов (у младших школьников — по 5-6 человек, у старшеклассников чуть больше — по 8-10 человек). Такие первичные коллективы в школьном классе нелегко составить по желанию и симпатиям воспитанников, и «одновозрастность» класса, такую важную для учебного процесса, также изменить нельзя. Все это значительно усложняет воспитание детских коллективов в школе. Общий коллектив составляется из совокупности первичных коллективов как «дифференцированное единство» (В. А. Караковский). Первичный коллектив, даже объединяющий дружных и интересных друг другу детей, не может выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, как «клеточка» общего коллектива. Только в общем коллективе развиваются и обогащаются главные признаки воспитательного коллектива: □ осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей складывается, когда первичный коллектив участвует на равных с другими такими же коллективами в общем деле; ----------------- 48 Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 4. М., 1984. С. 135.
□выстраивается определенная структура внешних и внутренних связей, обогащаются «горизонтальные» контакты (между ровесниками, например в параллели классов) и «вертикальные» (между старшими и младшими), расширяется диапазон деловых контактов, поручений; □ когда решение принимается выборным органом общего коллектива, куда делегируются представители от всех первичных коллективов, складывается общая ценностно-нравственная атмосфера (своего рода «дух школы»), которая во многом определяет отношение воспитанников к своему коллективу.
Для того чтобы общий коллектив действительно функционировал, нужны педагогические меры. В опыте и теории выдающихся педагогов (Ф. Ф. Брюховицкий, О. С. Газман, Л. Ю. Гордин, И. П. Иванов, В. А. Караковский, Т. Е. Конникова, А. Т. Куракин, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский) убедительно обосновано: чтобы события жизни общего коллектива воспитанники воспринимали как личностно значимые и активно в них участвовали, следует организовать специальные формы взаимодействия. «Коммуникативная сеть школы»: школьное радио, телецентр, стенгазета, общешкольный журнал и даже единая компьютерная сеть сделают всех участниками общего информационного «поля». «Центры деловой активности»: ими могут быть школьный музей или театр, столярная мастерская, кабинет биологии — любая творческая «площадка», где увлеченные взрослые организуют постоянно притягивающие детей дела, куда они, как на огонек, сбегаются после уроков. Вся деятельность в таких «центрах» естественно строится на разновозрастном сотрудничестве и общих интересах. «Связи соотнесения» — это соревнования в разнообразных видах деятельности, когда сопоставляются достижения разных коллективов. «Связи сотрудничества» — такие формы коллективной работы, которые объединяют в решении реальных проблем несколько первичных коллективов, причем из разных возрастных параллелей (например, дежурят по школе всегда два класса — старший и младший: 10-й и 5-й, 9-й и 6-й). «Ключевые дела школы»: это могут быть коллективные творческие дела в честь традиционных праздников «День Учителя», «День выпускника», общешкольная подготовка конкурса КВН, школьной «Юморины», встречи делегации школьников из другой страны. Педагогический коллектив. Коллектив педагогов является органической составляющей формальной структуры воспитательного коллектива. Он объединяет не только профессиональных воспитателей, но и родителей, хотя, конечно, профессиональные педагоги играют здесь решающую роль и несут основную ответственность за воспитание детского коллектива. Что способно объединить педагогов между собой в коллектив и обеспечить их взаимодействие с детским коллективом? Вероятно, в каждой конкретной ситуации воспитания потребуется что-то свое, ведь речь идет о взрослых людях, сложившихся личностях. Но несколько решающих условий все-таки необходимо обеспечить, чтобы сложился коллектив педагогов:
1. Единая педагогическая позиция. Без нее педагогический коллектив не станет содружеством единомышленников. Такое единство строится на единой вере в силу воспитания, на едином нравственном понятии «о добре и зле*, на стремлении найти общий подход к детям. Организовать это условие в воспитательной практике было нелегко всегда, а сейчас особенно, но иного не дано. Надо помнить, что для детей педагогический коллектив является тем ближайшим коллективом взрослых, по которому они воспринимают реальную жизнь. 2. Разнообразие творческих интересов и способностей педагогов. Воспитание требует постоянно организовывать разнообразную и увлекательную для детей деятельность. Обеспечить это могут не отдельные универсальные «затейники», а объединение таланта и знаний самых разных педагогов, товарищеское взаимодействие опытных, мудрых и молодых, увлеченных. 3. Культура общения педагогов, гуманизм их отношений друг к другу и к своим воспитанникам. Единство воспитателей в педагогическом коллективе совершенно не исключает для каждого из них права на «свой почерк». Недаром В. Н. Сорока-Россинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский единодушно считали, что коллектив воспитателей должны обязательно составлять педагоги с разными характерами (требовательные, немногословные и мягкие, «лирического" склада люди), воспитатели, имеющие скромную внешность, и красивые. Особенно важно для педагогического коллектива единство разных поколений воспитателей — опытных и начинающих. Самые зрелые и творчески, результативно действующие педагогические коллективы всегда отличает одна особенность: выпускники возвращаются после вузов работать в качестве педагогов и реально воплощают единство детского и педагогического коллективов. Date: 2015-07-25; view: 1351; Нарушение авторских прав |