Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ





 

Цель образования в педагогике рассматривается и с позиции эзотерическо­го подхода (греч. esoterikos — внутренний, тайный). Этот взгляд на цель обра­зования начал складываться в конце XIX века в теософских сочинениях Е. Бла-

 

 

ватской, эклектически объединивших оккультные учения Индии, учения Каб­балы и христианство. Ее последователи, русский художник и мыслитель Нико­лай Константинович Рерих (1874—1947) и его жена Елена Ивановна Рерих (1879— 1955) создали из набора идей теософии, буддизма и христианства некое всеобъемлющее учение «Живая этика» («Агни Йога»). Они восприняли основ­ные положения восточных религий: идеи рождения и гибели Вселенной, от­дельных мирон, реинкарнации кармы как закона судьбы, представление об особых отношениях учителя (махатмы) и ученика в духовной жизни. Одной из основных идей учения Рерихов является представление о духовной иерархии как основе духовной жизни, где каждый человек должен занимать то место, которого он достоин, и с помощью перевоплощений передвигаться вперед.

В ряду важнейших постулатов «Живой этики» — утверждение того, что мыс­ли материальны: разумная сила царит в каждом феномене природы, и мысль человека действует на каждый материальный объект. Поэтому мыслящий че­ловек никогда не одинок, его мысли позволяют получать из «Беспредельно­сти» тождественный ответ. «Утонченное восприятие мысли даст вам возмож­ность проникнуть в тайники Пространства и откроет пути радости достижениям и непрерывному и бесконечному восхождению»25.

В качестве цели образования Рерихи рассматривают развитие «открытого сознания», то есть освобождение от всех предрассудков, от навязанных пред­ставлений. Открытое сознание позволит родиться собственным мыслям, утон­ченное восприятие поможет преодолеть нецелостность мира природы и мира человека, откроет возможность «спонтанной самотрансформации мира».

По мысли Рерихов, образование в России (а речь идет уже о советском пе­риоде) должно, с одной стороны, обеспечивать своеобразный «духовный ин­тернационал» (единство всех народов без различия культур и религий), а с дру­гой — формировать патриотизм («Гибель России есть гибель всего мира», — писала Елена Рерих).



Эзотерическое понимание цели образования отстаивал и Рудольф Штайнер (1861—1925). Антропософское учение Р. Штайнера широко известно прежде все­го, в связи с практической деятельностью вальдорфских школ. Ярко выражен­ная направленность вальдорфской педагогики на человека, на становление его личности, ее альтернатива государственному образованию нередко создает вок­руг нее ореол самой выдающейся гуманистической системы образования.

Но вальдорфская система прочно выстроена на фундаменте антропософии, как ее определял сам автор этого учения Р. Штайнер, «духоведении» (науке о духе). Человек, по мысли Р. Штайнера, состоит из четырех ипостасей: физи­ческого тела, эфирного тела, астрального тела и «духовного Я». Первые три составляющие личности связаны с физической жизнью человека, его эмпири­ческим опытом. «Духовное Я» — это «запечатленные плоды проходящей жиз­ни»; оно входит в эмпирическую жизнь человека при рождении, а после его смерти, пройдя определенные ступени очищения, воплощается в новом теле новорожденного младенца.

-------------

25 Письма Елены Рерих // Новое в мире науки и техники. Серия «Философия и жизнь». 1991. №7. С. 45.

 

Эта идея многократного перевоплощения одной и той же духовной сущно­сти определяет понимание цели образования в антропософии: укрепление «ес­тественной духовности» человека, развитие духовных сил, присущих его природе, «очищение души». Р. Штайнер убеждает, что образование человеку необходимо в той мере и с той целью, чтобы его эмпирическая жизнь («чувственное бытие») совершалась по закону кармы. «Духовное Я» уже несет в себе плоды действий и поступков прошлых жизней, уже определяет судьбу человека, а образование сможет направить его на совершение правильных действий и поступков, на преодоление дурной «духовной наследственности».

Р. Штайнер утверждает, что образование человека не может быть определено какими-либо «внешними» ориентирами, оно всегда направляется вечными цен­ностями, «живущими внутри» личности. Р. Штайнер пишет: «Эта деятельность изнутри может быть лишь идеалом, к которому стремятся. Достижение цели ле­жит в бесконечной дали. Но познающий должен иметь волю видеть этот путь. Это есть его воля к свободе. Ибо свобода есть поступок из самого себя. А из себя смеет поступать лишь тот, кто побуждения к действию черпает из вечного»26. Таким об­разом, Р. Штайнер и его последователи, стоящие на позиции антропософии, от­рицают всякую социальную заданность цели образования и определяют ее по­требностями внутреннего развития духовной природы человека. По их мнению, целевые ориентиры образованию задает сверхчувственный мир, поэтому детей следует с самого рождения готовить к «духовному восприятию», учить путем лич­ного опыта осваивать «тайноведение». Но в начале XXI века далеко не все родите­ли хотят видеть образование своих детей как инициацию «Великих духовных Ру­ководящих Сил». Это одна из главных причин того, что вальдорфские школы по-прежнему остаются альтернативными частными организациями.



Попытка некоторых авторов строить цель образования в современной отече­ственной педагогике с эзотерических позиций рождается из стремления преодо­леть тоталитарные ориентиры образования и обратиться к чему-то высокоду­ховному, одновременно научному и мистическому. Антропософия и рерихианство создают иллюзию причастности к мировой культуре, к «высшим силам и зако­нам Вселенной», но (как всякая экзотика) малопригодны к основательному и глубокому совершенствованию нашего отечественного образования.






Date: 2015-07-25; view: 178; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию