Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика опросника





Предлагаемый адресат опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) – юноши и девушки 14-17 лет. Опросник позволяет изучить способы и стратегии психологического преодоления негативных ситуаций. Проанализировав психологическую литературу по исследуемой проблеме, мы не обнаружили четких позиций в отношении определения таких понятий как «стратегия», «стиль» и «способ» преодоления. Как правило, авторы не разделяют эти понятия и определяют их исходя из той или иной теории преодоления, в рамках которой происходит их изучение. Мы будем определять «способ» преодоления как сознательно регулируемое действие личности, разворачивающееся в когнитивной, поведенческой или эмоциональной сфере. Стратегия преодоления включает несколько способов преодоления, которые могут разворачиваются как в одной, так и в нескольких сферах жизнедеятельности. Стратегия имеет определенный репертуар или комплекс способов преодоления, которые объединены общим смыслом, логикой, а также отношением человека к миру[3].

Описание шкал. Общий показатель по каждой шкале просчитывается путем сложения баллов (ключ представлен в приложении 2), затем осуществляется перевод «сырых» баллов с стэны (приложение 3).

Шкала «поиск поддержки» (5 - количество пунктов, вошедших в шкалу). К шкале относятся пункты (см.приложение 2): обращение за поддержкой; солидарность; поиск выхода из ситуации (поиск информации и обращение к специалистам); пассивное сотрудничество; религиозность (обращение к Богу).

Юноши и девушки, выбирающие в качестве доминирующей в негативных ситуациях стратегий преодоления «поиск поддержки» характеризуются ведомостью и экстернальным локусом контроля.

Низкие показатели по данной шкале свидетельствуют об избегании социальных контактов в стрессовых ситуациях. У респондентов этой группы может наблюдаться проблема взаимозависимости и сложностей в коммуникативной сфере, восприимчивость к ряду заболеваний [22].

Стратегия «поиск поддержки» является одним из самых мощных копинг-ресурсов в преодолении негативных ситуаций: смягчает влияние негативных ситуаций, сохраняет здоровье благополучие человека. [17,22]. В то же время, она может иметь не только позитивный эффект, но и отрицательный. Отрицательный эффект связан с чрезмерным и неуместным: а) оказанием поддержи; б) поиском поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности у человека, находящегося в стрессовой ситуации, перекладываем ответственности за разрешение ситуации на других.

Шкала «повышение самооценки» (8). Высокие показатели по данной шкале свидетельствуют о том, что усилия человека, находящегося в стрессовой ситуации направлены на повышение самооценки за счет акцента на прошлые успехи и достижения. Тем не менее, главные усилия прилагаются на уход из поля проблемной ситуации путем переключения внимания на что-то другое или кого-то другого (на семью и близких). Межличностные контакты, «принятие других» и участие в их жизни – помогает справиться с негативной ситуацией, а также повысить свою самооценку. Таким образом, стремление человека в трудные минуты жизни погружаться в заботы о других людях свидетельствует об обесценивании собственных проблем и о желании укрепления самооценки.

Шкала положительно коррелирует со шкалой «эмоциональный комфорт» опросника СПА. «Эмоциональный комфорт» достигается путем принятия ситуации как неизбежной, через «преуменьшение её серьезности», юмора и самоиронии, оптимистической позиции, а так же подавления негативных чувств и контроля над ними. В негативной ситуации достаточно тяжело поддерживать оптимистическую позицию. Возможно, здесь речь идет о так называемом «наивном» или «подчеркнутом» оптимизме, который возникает, когда человек прилагает определенные усилия, чтобы чувствовать себя хорошо.

Шкала «самообвинение» (5). Респондент, у которого превалируют показатели по данной шкале, в стрессовых ситуациях на поведенческом уровне склонен уходить от проблемы, отказываться от попыток исправить ситуацию, отличается «смирением». Основная активность разворачивается в когнитивной сфере и эмоциональной. Это проявляется в «постоянных мыслях о случившемся», сочетающимися с пессимистическим отношением к происходящему. Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как состояние эмоционального дискомфорта. Респондент склонен искать причину случившегося в себе и обвинять себя, характеризуется «неприятием себя». Обвинения носят характер возмущения и жалости к себе. В целом данная стратегия относится к дезадаптивным.

В психологической литературе «самообвинение» рассматривается как пассивный и наименее эффективный способ преодоления негативных ситуаций [19]. Стратегия положительно связана (r=0,100; р<0,05) с стратегией «поиск виновных» (метод косоугольного вращения Oblimin). В трехкомпонентной структуре опросника две компоненты объединены в одну – «возмущение и жалость к себе». Таким образом, обе шкалы характеризуют эмоциональные стратегии преодоления, но имеют разную направленностью: на себя и на других. Юноши и девушки связывают обвинение себя в случившемся и обвинение других, что может характеризовать эту стратегию как поиск ответа на вопрос: «Кто виноват?». В зависимости от того, как человек отвечает на этот вопрос – «Я сам виноват, ничего лучшего я не заслуживаю» или «Виноваты другие», предпочтение отдается одной из двух стратегий преодоления.

Шкала «анализ проблемы» (5). Данная стратегия преодоления характеризуется как адаптивная. Респондент, у которого преобладает эта стратегия, отличается стремлением к уединению, цель которого обдумать возникшую проблемную ситуацию и найти выход. Проблемная ситуация рассматривается как шанс увидеть новые возможности, изменить жизненные установки и ценности (нахождение смысла случившегося). Стратегия дает возможность обрести чувство контроля над ситуаций и над собственной жизнью в целом. В анализе проблемной ситуации присутствует сравнение себя с другими людьми, а так же ситуациями, имевшими место в прошлом, что отчасти помогает повысить самооценку и придает силы. Отношение к социальной поддержке можно охарактеризовать как «пассивное сотрудничество», то есть не поиск поддержки, а её принятие. Социальные контакты характеризуются доверием и принятием помощи: «доверяю людям способным оказать поддержку и помощь, они знают что делают». Данную стратегию выбирают скорее личности со склонностью к доминированию и внутренним контролем. Эмоциональное состояние характеризуется как достаточно устойчивое, человек сохраняет самообладание, контролирует свои эмоции как наедине с собой, так и близкими.

Шкала «поиск виновных» (4). Высокие баллы по данной шкале свидетельствуют о том, что респондент ищет причину случившегося вовне. При этом отмечается склонность к выражению раздражения, злости и ярости, направленных на других (агрессивные формы проявления эмоций). Эмоциональное состояние можно охарактеризовать как дискомфортное, с присутствием постоянной «эмоциональной разрядки», жалости к себе, возмущения: плача, выражения печали, отчаяния, уныния, страха. Эмоции не контролируются ни наедине с собой, ни в присутствии друзей и близких.

Респондент характеризуется снятием с себя ответственности за происходящее, перекладыванием её на других и на ситуацию в целом, а так же снижением внутренних требований к нормам своего поведения. Шкала положительно коррелирует с дезадаптированностью личности, внешним контролем, неприятием себя и других (связь с неприятием других выше, чем с неприятием себя).

 

 

Выводы

Многолетний опыт оказания психологической помощи населению после чрезвычайных ситуаций (Чернобыльская катастрофа, трагедия на Немиге, авария в Краснопольской средней школе) поставил перед нами множество проблем теоретического и прикладного характера[6,7,8]. Одна из которых – отсутствие инструментария, позволяющего исследовать способы преодоления сложных ситуаций у подрастающего поколения, так как большинство существующих методов разработано для взрослых.

Проблема психологического преодоления обладает как теоретическим так и прикладным значением, потому что практически каждый случай обращения к психологу связан с поиском личностных и средовых ресурсов клиента для выхода из сложной ситуации.

Конструирование диагностического инструментария и эмпирическое изучение психологического преодоления в последние десятилетия привлекали к себе значительно больше внимания, чем теоретическая разработка проблем совладания. Большинство исследователей создавало и использовало методы самоотчета (опросники и интервью самооценки) в которых выбор самих способов преодоления, их группировка или классификация, осуществлялась авторами произвольно, исходя из выбранной системы понятий.

В качестве общей и основной проблемы при создании инструментов оценки психологического преодоления можно рассматривать необходимость соблюдения баланса по следующим противоречивым показателям: рациональность – эмпиричность при создании шкал; диспозиционная – ситуационная оценка копинга; оцениваются события реальной жизни или гипотетические сценарии. К частным проблемам можно отнести наличие: неудовлетворительных психометрических свойств, нестабильной структуры факторов, существенных недостатков при перекрестной валидизации.

Проведена работа по созданию версии Бернского опросника – опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) для раннего юношеского возраста. Психометрическая адаптация включала проверку: дискриминативности пунктов и шкал (j-коэффициент); надежности (метод «расщепления», метод «тест-ретест», α-Кронбаха, R-коэффициент надежности-согласованности); достоверности (анализ социальной желательности ответов); содержательной (экспертная оценка) и конструктной валидности (анализ главных компонент, корреляция с другими методиками, метод возрастных изменений) в результате которых получены удовлетворительные результаты. В настоящий момент опросник СПНС полностью готов к применению, хотя, конечно же, в дальнейшем некоторые параметры могут быть уточнены.

Опросник СПНС может быть использован как в батарее других методов, так и в качестве основного психодиагностического средства. Опросник обладает широким спектром применения и может быть рекомендован для практической и исследовательской деятельности.

 

Date: 2015-07-27; view: 1232; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию