Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гончарова Светлана Сергеевна





Методы и методики_____________________________

ОПРОСНИК «СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СИТУАЦИЙ» – МЕТОД ДИАГНОТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Гончарова Светлана Сергеевна

преподаватель кафедры прикладной

психологии БГПУ им,М.Танка

 

Разработана версия Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» для раннего юношеского возраста (14-17 лет). Версия названа - опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС). Опросник СПНС включает 25 утверждений и 5 шкал: поиск поддержки, поддержание самооценки, анализ проблемы, самообвинение и поиск виновных. Описаны приемы валидизации опросника, приведены психометрические характеристики, осуществлена стандартизация его показателей. Опросник адресован психологам-исследователям, практикам и служит для диагностики способов и стратегий преодоления юношами и девушками негативных событий жизненного пути.

 

Ключевые слова: психологическое преодоление, опросник, валидность, надежность, стандартизация.

Девяностые годы ХХ столетия характеризовались тем, что в психодиагностике усилилось изучение роли ситуаций в поведении индивидуума. Это относилось как к анализу поведения человека в повседневных негативных ситуациях, так и кризисных (природные бедствия, войны, теракты). В это время все большее значение придается разработке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования человека на сложную ситуацию.

В зарубежных эмпирических исследованиях авторы обычно разрабатывают свои собственные методы диагностики психологического преодоления, по форме представляющие собой, как правило, многошкальные опросники, открытые и полуструктурированные интервью или экспертные оценки. К наиболее известным относятся: «Индикатор стратегий преодоления стресса» (разработан J.H.Amirkhan), « Опросник способов психологического преодоления - The Ways of Coping Questionnaire» (R.Lazarus и S.Folkman),«Копинговый перечень для стрессовых ситуаций» (N.S. Endler, J.D.A.Parker), «Шкала совладания – COPE Scale» (C.S.Carver). Для изучения особенностей совладания у детей, подростков и юношества используют: «Перечень жизненных событий и копинга – LECI» (J.E.Dise – Lewis) и «Перечень копинговых ориентаций подростков при переживании проблем – A-COPE (J.M.Patterson, H.I.McCubbin).

В отечественных исследованиях не существует стандартизированных методов изучения стратегий психологического преодоления, в основном это переводные шкалы и опросники, адаптированные на отечественных выборках (Т.Л.Крюкова, Н.А.Сирота, В.М Ялтонский). Одним из самых популярных и широко используемых считается «Индикатор копинг-стратегий», разработанный А.Амирханом (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты), который позволяет выявить три стратегии преодоления: решения проблем, поиск социальной поддержки и избегание. Для изучения совладающего поведения в младшем школьном возрасте и у подростков применяют «Опросник копинг-стратегий школьного возраста», созданный американским исследователем П.Джонсом для подростков (адаптация В.М.Ялтонского и Н.А.Сироты). Опросник содержит перечень из 26 способов преодоления (копинг-стратегий), которые используют дети, когда в их жизни происходят неприятные события.

На момент проведения исследований по изучению совладающего поведения в раннем юношеском возрасте в литературных источниках мы не встретили ссылок на методики, которые позволили бы нам изучить способы психологического преодоления на исследуемой выборке. Поэтому перед нами встала задача создания или разработки версии уже существующей методики. За основу нами был взят Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций» (А.Блазер, Э.Хайм, Х.Рингер, М.Томмен), работа велась с уже переводным вариантом[4].

Целью нашей работы было создание версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» - опросника «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) для раннего юношеского возраста. Логика представленных материалов в данной статье следующая: охарактеризовать Бернский опросник «Способы преодоления критических ситуаций»; описать отличия версии (опросника СПНС) от оригинала (Бернского опросника); представить психометрические характеристики опросника СПНС; предложить опросник для пользователя.

Описание Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций». Бернский опросник разработан в клинической психологии в рамках проблемно-ориентированной психотерапии[4]. Применяется как диагностический инструмент консультативной беседы «Критический инцидент», которая имеет шесть структурированных этапов. На третьем этапе беседы, задачи которого: изучение механизмов преодоления кризиса (обычно применяемых; применяемых в кризисных ситуациях; связанных с ресурсами, которыми располагает клиент, адекватных и неадекватных), психолог-консультант может применить опросник «Способы преодоления критических ситуаций». Цель использования опросника – изучение способов преодоления и выявление копинг-ресурсов (личностных и средовых) клиента, находящегося в кризисной ситуации. Общая же цель «Кризисного инцидента» авторами формулируется как «поддержание процессов копинга и преодоления кризиса, поощрение попыток клиента использовать с этой целью адекватные средства и стимулируя использование новых, обещающих успех форм преодоления» [4, с.231].

В основе методов, в том числе и психодиагностических, используемых в ходе кризисного вмешательства, лежат теории кризиса и стресса, когнитивные теории и теории преодоления трудных жизненных ситуаций (А.Бек, К.Дернер), интраиндивидуальный подход, в рамках которого совладающее поведение рассматривается как динамическое явление, соединяющее когнитивную, аффективную и поведенческую сферы (Р.Лазарус, Н.Эндлер). Бернский опросник состоит из 30 утверждений, 5-ти бальной шкалы: «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно», анализ результатов строиться исходя из трех сфер, в которых разворачивается психологическое преодоление: поведенческая, когнитивная и эмоциональная сферы[4,c.262]. Информация по опроснику, который предлагается для решения диагностических задач должна, как минимум включать: детальное описание измерительного инструмента; сведения о процедуре проведения и обработки полученных результатов; описание норм; данные о надежности и валидности [5,с.150]. Переводной вариант Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» представленный и книге «Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход»не отвечает некоторым из перечисленных требований: отсутствует инструкция, процедура расчета суммарных баллов, тестовые нормы. Опубликованный вариант опросника «Способы преодоления критических ситуаций» не защищен от ошибок и произвольного вмешательства в текст при переводе с немецкого языка.

В процессе работы нами был найден еще один русскоязычный вариант Бернского опросника, который апробирован на различных группах больных с получением нормативных данных на здоровой популяции в отделении неврозов и психотерапии института им.В.М.Бехтерева Санкт-Петербурга – опросник Е.Heim (1988)[9]. Опросник состоит из трех шкал, содержащих 26 утверждений, которые определяют способы преодоления трудностей по трем плоскостям копинг-поведения (поведенческой, когнитивной и эмоциональной). Из данной версии исключенными оказались следующие пункты Бернского опросника – из поведенческой шкалы «концентрированное расслабление», «поиск выхода из сложившейся ситуации/ поиск информации и обращение к специалистам», из шкалы когнитивной – «переключение внимания» и «юмор и ирония».

Разработанная нами версия Бернского опросника была названа - опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС) (Приложение 1). Полученный опросник СПНС состоит из 25 утверждений, объединенных в 5 шкал; имеет пятипозиционную шкалу, нормативные показатели в «сырых» баллах и стэнах. Сравнительная характеристика Бернского опросника и его вариантов представлена в таблице.1.


Таблица 1

Сравнительная характеристика Бернского опросника и

его вариантов (опросника СПНС и опросника Е.Heim)

 

Параметры Бернский опросник О Опросник Е. Heim Опросник СПНС  
Название
Цель Выявляет способы преодоления критических ситуаций Выявляет способы преодоления трудных ситуаций Выявляет способы преодоления негативных ситуаций
Количество шкал, их название поведенческая интеллектуальная эмоциональная поведенческая интеллектуальная эмоциональная поиск поддержки повышение самооценки самообвинение анализ проблемы поиск виновных
Количество пунктов     25 25
Шкала оценки Пятипозиционная «не имеет места», «мало», «средне», «сильно» и «очень сильно» Дихотомическая «да», «нет» Пятипозиционная «никогда», «редко», «иногда», «часто», «очень часто»  
Предназначен Взрослые Взрослые Раннее юношество
Наличие норм В переводном варианте отсутствуют Выявлены на здоровой популяции и различных группах больных Для возраста 14 -17 лет  
Использование Индивидуальная работа, клиническая практика Индивидуальная работа, клиническая практика, групповые обследования Индивидуальная работа, групповые обследования

 

Процесс разработки версии Бернского опросника – опросника СПНС был многоэтапным и сводился к следующему:

1 Этап - этап содержательной валидизации опросника СПНС выполнялся 9-тью специалистами-психологами: психологи Национального института образования, школьные психологи г.Минска и г.Барановичи, опыт работы которых более 7 лет.

2 Этап – пилотажное исследование. На этом этапе был сделан анализ утверждений по результатам, полученным в ходе экспертной оценки и пилотажного исследования. Цель этапа - отбор заданий для окончательной версии опросника СПНС.

3 Этап - психометрическая адаптация опросника «Способы преодоления негативных ситуаций», которая включала в себя проверку надежности, валидности, достоверности (анализ пунктов на социальную желательность ответов).

4 этап – стандартизация опросника и характеристика шкал. Получены нормативные показатели по пяти выделенным шкалам опросника СПНС (в «сырых» баллах) и проведена его стандартизация (осуществлен перевод «сырых» баллов с стэны). Объем выборки стандартизации - 307 человек. Дана содержательная характеристика шкал опросника.

5 этап – издание статьи и руководства по применению опросника СПНС.

Охарактеризуем более подробно процесс разработки версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» - опросника СПНС.

Первоначально опросник СПНС имел ту же структуру и количество пунктов, что и Бернский опросник. Однако, в процессе валидизации были выделены 5 шкал (поиск поддержки, поддержание самооценки, самообвинение, анализ проблемы и поиск виновных), которые не соответствовали структуре Бернского опросника (поведенческая, когнитивная и эмоциональная шкалы). Бланк опросника СПНС, который был получен после проведения психометрической адаптации, представлен в Приложении 1.

В связи с ограничением объема статьи мы не будем касаться промежуточных этапов разработки опросника СПНС, которые будут освещены в руководстве по созданию и применению опросника.

Содержательная валидизация опросника СПНС. Утверждения Бернского опросника были переформулированы группой экспертов с учетом следующих требований, во-первых: максимально сохранить психологический смысл утверждений оригинала. Во-вторых, ясности и простоты формулировок; отражения конкретных, а не общих аспектов изучаемой области; вероятности и возможности предлагаемых вариантов ответа. В-третьих, утверждения должны быть понятны респондентам – юношам и девушкам 14-17 лет.

После переформулирования экспертами 30 утверждений и проведения пилотажного исследования (выборка 60 человек) осуществлен анализ пунктов опросника. Утверждения, которые характеризуют такие аспекты психологического преодоления как «активное избегание», «компенсация» и «поиск выхода из ситуации» оказались нерабочими из-за установки на крайние ответы – отсутствовал разброс значений шкалы (у 80% испытуемых были отмечены ответы «очень часто» или «никогда»). Слабость этих пунктов можно объяснить недостаточной репрезентативностью обследуемой выборки. Эти утверждения были заново отредактированы группой экспертов, после чего проведено основное исследование с определением психометрических характеристик опросника СПНС. Определение психометрических характеристик осуществлялось по «лоскутному» плану, то есть не все респонденты участвовали в выявлении каждой психометрической характеристики. В общей сложности в обследовании приняло участие 347 юношей и девушек.

Проверка надежности опросника СПНС. Для проверки надежности опросника СПНС были применены: метод «расщепления», метод «тест-ретест», коэффициент надежности-согласованности (R), коэффициент Кронбаха (α- Кронбаха).

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего об его однородности (гомогенности) использовался метод ««расщепления»: коэффициент корреляции между четными и нечетными пунктами опросника СПНС равен r=0,675, р<0,05; первой и второй половинами – r=0,696, р<0,05.

Для проверки стабильности диагностируемого признака применялся метод – «тест – ретест»на выборке 60 учащихся старших классов гимназии №1г.Минска, средней школы №170 г.Минска, гимназии №1 г.Барановичи.Промежуток времени между первичным и повторным тестированием при стандартной инструкции составил три недели. Обнаружена значимая положительная корреляция между исходным баллом испытуемых и баллом, набранном при ретесте по всему опроснику в целом (r=0,748, р < 0,01), что свидетельствует о ретестовой надежности опросника и о стабильности изучаемого признака. Метод был применен и к отдельным пунктам опросника: все коэффициенты ретестовой надежности значимы при р < 0,01. Таким образом, пункты опросника СПНС являются стабильными и устойчивыми к перетестированию на исследуемой выборке юношей и девушек.

После проведения факторного анализа был применен метод «тест - ретест» для отдельных шкал. Ре-тест надежность для шкал: «поиск поддержки» - r=0,678, р<0,01; «повышение самооценки» - r=0,727, р<0,01; «самообвинение» - r=0,565, р<0,01; «анализ проблемы» - r=0,642, р<0,01; «поиск виновных» - r=0,727, р<0,01. «Средний» показатель ре-тестовой надежности по шкале «самообвинение» может свидетельствовать об изменении во времени эмоциональных реакций человека на негативные ситуации. В целом, шкалы имеют приемлемые показатели по ретестовой надежности, а измеряемые ими признаки являются стабильными и устойчивыми к перетестированию.

Для определения консистентности шкал (надежности- согласованности) вычислялись: коэффициент надежности-согласованности (R) – коэффициент корреляции между оценками по отдельным пунктам, входящим в шкалу, и суммарным баллом по этой шкале[2]; коэффициент Кронбаха – α- Кронбаха (табл.2). Коэффициент Кронбаха по опроснику является приемлемым – α =0,703.

Таблица 2

Показатели надежности-согласованности авторских шкал опросника СПНС

 

Наименование шкалы Коэффициент надежности-согласованности ® (α) Кронбаха
Поиск поддержки 0,58 – 0,69 0,62
Повышение самооценки 0,41 – 0,65 0,61
Самообвинение 0,60 – 0,69 0,65
Анализ проблемы 0,62 – 0,64 0,47
Поиск виновных 0,57 – 0,75 0,57
По опроснику   0,70

 

Значения коэффициента надежности-согласованности Кронбаха для шкал «поиск поддержки» (α=0,62), «повышение самооценки» (α=0,61) и «самообвинение» (α=0,65) приемлемые. Шкалы «поиск виновных» и «анализ проблемы» имеют низкие показатели надежности. Для того, чтобы добиться большей надежности-согласованности шкал, требуются дополнительные исследования. Значения коэффициентов надежности-согласованности (R) по отдельным пунктам внутри каждой шкалы представлены в виде интервальных показателей, они являются приемлемыми и удовлетворительными.

Конструктная валидность «по сути, включает все подходы к определению понятия валидности» и показывает, насколько результаты опросника, в нашем случае, опросника СПНС могут рассматриваться в качестве меры некоего теоретического конструкта или свойства, а также насколько надежно измеряет данный опросник индивидуальные различия по этому свойству[2, с.147]. К методам, способствующим идентификации конструктов относятся: факторный анализ, метод возрастных изменений и корреляция с другими тестами.

Метод факторного анализа «представляет собой тонкий статистический инструмент анализа взаимосвязанных данных о поведении»[2,с.150] и «…имеет самое прямое отношение к методам валидизации конструкта»[2,с.149]. Статистическая обработка проводилась с помощью программы STATISTIСА (v.5.5 A). Решение о количестве факторов принималось на основании диаграммы собственных значений. В нашем случае, возможно рассматривать 3 или 5 факторов. Использовали: метод главных компонент; расчет начальных и итоговых общностей и статистик; процедуру ортогонального вращения – VARIMAХ вращение с нормализацией по Кайзеру. В качестве значимых рассматривались нагрузки пунктов, которые по абсолютной величине превосходили 0,3.

После сопоставления структур двух опросников Бернского и СПНС выяснилось, что утверждения не факторизуются в оригинальную трехшкальную версию: поведенческая (пункты №1-10), когнитивная (11-22) и эмоциональная (23-30) шкала. В нашем исследовании мы решили остановиться на пятифакторной структуре опросника СПНС (процент объясненной дисперсии пяти компонент выше, чем трех). В приложении 2. приведены компоненты и пункты их определяющие, вошедшие в авторскую версию опросника СПНС.

Одним из промежуточных этапов разработки опросника СПНС являлся анализ пунктов, входящих в авторские шкалы. Результаты проведенной процедуры анализа пунктов свидетельствуют о том, что показатели дискриминативности пунктов (j-коэффициент) внутри, выделенных нами шкал, приемлемые. Так, по шкале «поиск поддержки» интервал показателя дискриминативности отдельных пунктов этой шкалы составляет от j=0,280 до j=0,471; «повышение самооценки» - j=0,217-0,483; «самообвинение» - j=0,354-0,449; «анализ ситуации» - j=0,162-0,389; «поиск виновных» - j=0,277-0,452.

Метод возрастных изменений. Нами этот метод был применен с целью изучения «устойчивости» факторной структуры опросника СПНС в двух выборках испытуемых. Для этого был проведен опрос 199 человек (средний возраст взрослой популяции – 35 лет) с использованием опросника СПНС. «Устойчивость» факторной структуры психологического преодоления на двух выборках испытуемых мы определяли двумя путями: 1) путем сопоставления мер центральной тенденции (М) и расчета различий по критерию Стьюдента; 2) путем сопоставления двух факторных структур психологического преодоления.

Для нахождения различий в психологическом преодолении двух групп испытуемых рассчитывалась мера центральной тенденции – среднее значение (М), мера изменчивости – стандартное отклонение (α), различия – t-тест (критерий Стьюдента, так как распределение показателей близкое к нормальному). Нами не обнаружено статистически значимых различий по двум стратегиям преодоления – «поиск поддержки» (t=0,044, ρ=0,965) и «самообвинение» (t=1,076, ρ=0,283). Взрослые достоверно чаще используют стратегии преодоления - «повышение самооценки» и «анализ проблемы» и реже «поиск виновных» в негативных ситуациях, чем юноши и девушки. При столкновении с трудностями юноши и девушки, склонны чаще перекладывать ответственность за случившееся на других, что может быть свидетельством доминирования внешнего локуса контроля. По опроснику в целом не найдено статистически значимых различий в частоте использования способов психологического преодоления в двух выборках. Тем не менее, обнаружена тенденция следующего характера: у взрослых показатель меры центральной тенденции (М) выше, чем у юношей и девушек. Мера изменчивости (α - стандартное отклонение) показывает, что баллы, присваиваемые способам преодоления, у взрослых имеют значительный разброс (α=17,426 у взрослых и α=10,890 соответственно в юношеском возрасте).Таким образом, оценка частоты использования способов преодоления, перечисленных в опроснике СПНС, у взрослых существенно меняется от испытуемого к испытуемому, то есть вариативность измеряемого признака выше. Взрослые в целом по опроснику набирают от 33 до 68 «сырых» баллов, а юноши и девушки – от 39 до 61.

Мы понимаем, что распространение выводов о количестве и содержании факторов, полученных на одной выборке на другие выборки, должно производиться крайне осторожно и что полученная структура факторов не будет иметь объясняющей силы за пределами того массива данных, на котором она получена. Поэтому для проверки устойчивости факторов, выделенных на выборке юношей и девушек, мы провели анализ структуры психологического преодоления у взрослых, использовав метод главных компонент. Предварительные результаты сравнения структур опросника СПНС на двух выборках позволяют говорить о том, что:1) структура психологического преодоления у взрослых и юношей имеет свои особенности; 2) хотя основные индентификационные процессы завершаются в юношеском возрасте, тем не менее, мы не рекомендуем использовать данный вариант опросника для изучения стратегий преодоления на взрослой выборке.

Метод корреляции с другими тестами. Анализируя понятие конструктной валидности, Д.Кембелл и Д.Фиске пришли к выводу, что она зависит не только от того, на сколько тесно тест коррелирует с другими переменными, с которыми теоретически должен коррелировать, но от отсутствия значимой корреляции с переменными, с которыми он не должен быть связан. Они охарактеризовали первый и второй аспекты анализа конструктной валидности как конвергентную и дискриминантную валидность[8].

Согласно этой логике, дискриминантная и конвергентная валидность опросника СПНС оценивалась в серии корреляционных исследований: c опросником Е.Heim (адаптация ин-т В.М.Бехтерева СПб)[9]; с опросником СПА (опросник «Социально-психологической адаптации», разработанный К. Роджерсом и Р. Даймондом, адаптация А.К.Осницкого)[15]; с опросником УСК (адаптация Е.Р.Бажина, Е.А.Голынкиной, А.М.Эткинда)[16].

Опросник СПНС и опросник Е.Heim. Авторский опросник СПНС и опросник Е.Heim, адаптированный ин-м Бехтерева (СПб, 1988), можно считать вариантами Бернского опросника. Поэтому, получение значимых корреляций будет свидетельством тому, что эти варианты измеряют одну и ту же сферу поведения и являются релевантными друг другу. С другой стороны, если созданная нами версия опросника имеет высокую корреляционную связь с уже существующим вариантом (в данном случае опросником Е.Heim), то это означает дублирование уже имеющегося опросника. Нами была получена положительная статистически значимая корреляция, которая равна r=0,672, p<0.01. Таким образом, две версии Бернского вопросника имеют умеренную положительную корреляцию между собой, что является доказательством измерения ими одной и той же сферы поведения личности: способов психологического преодоления. Созданная нами версия Бернского вопросника, тем не менее, имеет право на существование, так как:1) адаптирована и стандартизирована на белорусской выборке юношей и девушек, в то время как вариант ин-та В.М. Бехтерева, прошел адаптацию на взрослых, с получением нормативных данных на здоровой популяции, и на популяции больных (шизофрения, неврозы); 2) получена новая структура опросника на испытуемых раннего юношеского возраста с использованием метода главных компонент, которая позволяет анализировать данные исходя из предпочитаемых стратегий поведения в негативных ситуациях, а не из сфер жизнедеятельности, в которых разворачивается копинг.

Опросник СПНС и опросники СПА, УСК. Под психологическим преодолением понимают «социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных и поведенческих), которые помогают человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации»[10]. Мы попытались выявить наличие взаимосвязи или её отсутствие между психологическим преодолением и социально-психологической адаптированностью личности. Выборка исследования составила 142 человека (58 юношей и 74 девушки).

В ряде исследований отмечено существование положительной связи между активными стратегиями преодоления стресса и интернальным локусом контроля (А.Маслоу, Н.А.Сирота, Е.Р.Исаева)[12,17,9]. Нами был проведен опрос 40 человек (20 юношей и 20 девушек), с целью выявления связи между шкалами двух опросников СПНС и УСК. Результаты корреляционного анализа (по Спирмену) представлены в табл.3 (отмечены значимые корреляции).

Таблица 3

Связь стратегий преодоления с показателями социально-психологической адаптации и локусом контроля

 

Шкалы опросников   Шкалы опросника СПНС  
Поиск поддержки Повышение самооценки Само обвинение Анализ проблемы Поиск виновных
СПА          
адаптированность 0,184* р=0,035     0,207* р=0,018 -0,209* р=0,016
дезадаптированность     0,441** р=0,000   0,300** р=0,000
неприятие себя     0,305** р=0,000   0,177* р=0,043
приятие других   0,195* р=0,025     -0,285** р=0,001
неприятие других     0,229* р=0,008   0,228** р=0,008
эмоц.комфорт   0,181* р=0,038      
эмоц.дискомфорт     0,292** р=0,001   0,239** р=0,006
внутренний контроль       0,185* р=0,034  
внешний контроль     0,413** р=0,000   0,289** р=0,001
доминирование       0,172* р=0,049  
ведомость 0,182* р=0,037   0,250* р=0,004    
эскапизм     0,366** р=0,000    
УСК          
Ид     -0,411** р=0,008    
Ин 0,324* р=0,042        
Ип     -0,444** р=0,004   -0,316* р=0,047

Примечание: ** - наличие корреляции при р<0,01; * - наличие корреляции при р<0,05.

Название шкал опросника УСК: Ид – интернальность в области достижений;

Ин - в области неудач; Ип - в области производственных отношений

 

Были получены значимые корреляционные связи между шкалами опросников СПНС и СПА. Шкалы «поиск поддержки» и «анализ проблемы» имеют значимые корреляции со шкалой «адаптированность» опросника СПА, шкалы «самообвинение» и «поиск виновных», которые характеризуют эмоциональный копинг, положительно коррелируют с показателями дезадаптированности личности. Шкала «анализ проблемной ситуации» (адаптивная стратегия преодоления) положительно коррелирует с интернальностью (внутренним контролем), в то же время «самообвинение» и «поиск виновных» (дезадаптивные стратегии) с экстернальностью (внешним контролем).

Зафиксировано отсутствие связи между шкалой «общей интернальности» опросника УСК и шкалами опросника СПНС. Таким образом, шкала «общей интернальности» не является релевантной переменной для шкал опросника СПНС.

Обнаружена положительная значимая связь между шкалами «поиск поддержки» и «интернальность в области неудач» (r=0,324, при р<0,05), отрицательные связи между шкалой «самообвинение» и шкалами «интернальность в области производственных отношений» (r=-0,444, при р<0,01), «интернальность в области достижений» (r=-0,411, при р<0,10), «поиск виновных» и шкалой «интернальность в области производственных отношений» (r=-0,316, при р<0,05). Это говорит о том, что высокий уровень интернальности в области достижений и в области производственных (учебных) отношений связан с низкими показателями самообвинения в негативных ситуациях. Юноши и девушки, использующие «поиск поддержки» как доминирующую стратегию преодоления негативных ситуаций характеризуются ведомостью, склонностью обвинять себя в неудачах и неприятностях.

Проверка достоверности опросника СПНС на социальную желательность ответов. Специфические проблемы валидности, связанные с активностью человека как объекта в психодиагностике, обозначают в литературе как проблемы обеспечения «достоверности» [14,с.83].

Проведя анализ литературы по проблеме конструирования методик диагностики психологического преодоления, нам не встретились данные о проведении исследований на проверку их достоверности. Тем не менее, при анализе эмпирических данных, полученным по тем или иным диагностическим методикам делаются выводы об использовании испытуемыми социально желательных или нежелательных стратегий преодоления (И.М.Никольская, Р.М.Грановская)[13]. Проблема социальной желательности в исследованиях рассматривается несколько в другом ракурсе - нахождения оснований для классификаций стратегий преодоления. Эти исследования крайне малочисленны и среди них можно выделить исследование F.Melges[21]. К «социально желаемым» стратегиям он отнес стратегии приспособительной гибкости и умения расслабляться, непрерывности и постоянства намерений, действенного планирования. «Социально неодобряемыми» стратегиями преодоления в его работе стали: тревожный недостаток контроля, непостоянство личности, отсутствие последовательности и направления, постоянство и зависимость. Предлагаемое разграничение говорит о том, что в выборе конкретного способа преодоления неблагоприятной ситуации большую роль играет и культурная среда, которая задает ориентиры в выборе предпочитаемых форм реагирования.

На наш взгляд, проблема достоверности опросников, измеряющих способы психологического преодоления, заслуживает внимания при проведении их психометрической адаптации. Поэтому, одной из задач валидизации опросника СПНС стала проверка его достоверности: изучение установки респондентов на социально желательные ответы. Группе респондентов (n= 70) предлагалось ответить на опросник СПНС дважды с разными инструкциями. Сначала задавалась стандартная инструкция, затем требовалось отвечать так, чтобы произвести наиболее благоприятное впечатление: «А теперь снова выполните задание, но старайтесь описать способы преодоления негативных ситуаций так, чтобы выглядеть максимально благоприятно в глазах большинства людей».

Распределения суммарных баллов при двух описанных инструкциях показывают, что утверждения опросника испытуемыми четко не дифференцируются на социально желательные и не желательные (это выразилось в сдвиге медианы распределения на один балл: с 47 баллов в первой серии до 48 баллов – во второй; среднего значения (М) с 47,77 до 47,98).

Нами рассчитывался коэффициент корреляции Спирмена между двумя сериями опроса: по всему опроснику СПНС (r=0,479, р<0,01); по 5 авторским шкалам.

Результаты корреляции между двумя сериями опроса по пунктам опросника СПНС. К пунктам опросника, которые дифференцируются юношами и девушками как социально желательные и социально нежелательные, относятся: отвлечение, переключение внимания, оптимизм, поиск виновных, на уровне тенденции - уединение, пессимизм, подавление чувств и сохранение самообладания. По мнению опрошенных, в негативных ситуациях в обществе приветствуется ориентация на «переключение внимания с негативной ситуации на что-то другое», «смена деятельности – отвлечение», «оптимизм», «подавление чувств» и «сохранение самообладания». Не одобряется - «поиск виновных», «уединение» и «пессимизм». Наличие умеренной корреляционной связи по опроснику в целом (r=0,479; р<0,01) свидетельствует о том, что представление о социальной желательности частично (умеренно) зависит от собственного индивидуального балла респондента по опроснику СПНС.

Проверка, авторских шкал опросника СПНС на социальную желательность ответов. Обнаружены корреляционные связи между результатами двух серий опросов по четырем шкалам: «поиск поддержки» (r=0,513, р<0,01), «повышение самооценки» (r=0,458, р<0,01), «самообвинение» (r=0,430, р<0,01) и «анализ проблемы» (r=0,348, р<0,01). По шкале «поиск виновных» не выявлена корреляционная связь в двух сериях опроса (r=0,154, р=0,203). Таким образом, представление о социальной желательности по данной шкале слабо связано с собственным баллом испытуемых: респонденты дифференцируют ответы по данной шкале как социально желательные и нежелательные. На основании полученных данных мы можем констатировать следующее:

1.Фактор социальной желательности приобретает существенное значение в тех опросниках, содержание пунктов которых тесно связано с имеющимися в обыденном сознании стереотипами «хороших» и «плохих» особенностей поведения, черт личности. На наш взгляд, опросник СПНС не застрахован от артефакта социальной желательности ответов. Поэтому, одной из задач нашего исследования стала проверка его достоверности, путем изучения установки испытуемых на социально одобряемый ответ.

2. Полученные данные свидетельствуют, во-первых о том, что утверждения опросника респондентами четко не дифференцируются на социально желательные и нежелательные (это выразилось в незначительном сдвиге медианы распределения суммарных баллов по опроснику). Во-вторых, наличие умеренной корреляционной связи между результатами двух серий опроса свидетельствует о том, что представление о социальной желательности частично зависит от собственного индивидуального балла респондента по опроснику СПНС. Шкала «поиск виновных» опросника СПНС четко дифференцируется испытуемыми как социально желательная. В целом, проверка достоверности опросника показала удовлетворительные результаты.

 

Date: 2015-07-27; view: 3793; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию