Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношения шкал достоверности





Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это — шкала „лжи" — L, собственно шкала «достоверности»'— F и шкала «коррекции» — К. Кроме этого, имеется еще одна шкала, обозначенная вопросительным знаком — «?».

Шкала „?" регистрирует количество утверждений, на которые испы­туемый не смог дать определенного ответа; при этом показатель шкалы «?» превысит цифру 26, которая соответствует количеству изъятых из обсчета утверждений, сопровождающихся в буклете ремаркой — „Номер данного утверждения следует обвести кружочком". Если показатель шкалы «?» выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 30 с.б. — это нормально; результаты от 40 до 60 с.б. свидетельствуют о настороженности. Пра­вильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижает недоверие и скрытность, отра­жающиеся на росте незначимых ответов.

Шкала «L» включает в себя утверждения, которые выявляют тенден­цию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале «L» /70Т и выше/, т.е. более 10 с.б. — указы­вают на умышленное стремление украсить себя, показать себя в «лучшем свете», отрицая наличие в своем поведении слабостей, прису­щих любому человеку — способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сгла­женным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показате­ли шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60—69 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем самообразования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречается крайне редко. Умеренное повышение L — до 60 Т — отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возраст­ных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения.

Низкие показатели по шкале L /0—2 с.б./ свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер.

Профиль недостоверен, если L — 70 Т и выше. Требуется повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым.

Другая шкала, позволяющая судить о надежности полученных результатов, — шкала достоверности F. Высокие показатели по данной шкале могут поставить под сомнение достоверность обследо­вания, если показатели F выше 70 Т. Причины могут быть разными: чрезмерная взволнованность в момент обследования, повлиявшая на работоспособность и правильность понимания утверждений; небрежность при регистрации ответов; стремление наговорить на себя, ошеломить психолога своеобразием своей личности; подчеркнуть дефекты своего характера; тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения; попытка изобразить другое, выдуманное лицо, а не свои особенности; сниженная работо­способность в связи с переутомлением или болезненным состоянием. Следует также иметь в виду, что высокое F может быть результатом небрежности самого экспериментатора при обработке результатов тестирования.

Некоторое повышение F может быть результатом избыточной старательности, самокритичности и откровенности. У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии диском­форта F может находиться на у ровне 65—75 Т, что отражает эмоциональ­ную неустойчивость, Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью.

В отличие от других шкал, для шкалы F нормативный разброс на 10 Т выше, т.е. достигает 80 Т. Однако, показатели выше 70 Т, как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связа­но как с выраженным стрессом, так и нервно-психическими наруше­ниями не психогенного характера.

Если данные профиля, несмотря на высокое F /выше 80 Т/, по сведениям объективного наблюдения и результатам других методик все же отражают реально существующие переживания обследуемого /а так нередко бывает/, они могут рассматриваться в контексте всей суммы имеющихся данных как заслуживающая серьезного внимания информация, но при статистической обработке и выведении усреднен­ных результатов изученной группы эти профили не должны включаться, так как их статистическая достоверность низка.


Показатели шкалы коррекции К бывают умеренно повышены /55—60 Т/ при естественной защитной реакции на попытку вторжения в мир сокровенных переживаний человека, т.е. при хорошем контроле над эмоциями. Значительное их повышение /выше 65 Т/ указывает на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие каких-либо проблем и конфликтов. Высокие показатели К позитивно коррелируют с наличием защитных реакций по типу вытеснения. Профиль с высоким К /65 Т и выше/ нередко сопровождается повышением показателей по 3-й шкале и утопленными 4-й, 7-й и 8-й. Такой профиль свидетельствует о том, что испытуемый о себе откровенно рассказать не захотел и демонстрирует лишь свою социабельность и стремление произвести приятное впечатление.

В связи с тем, что шкала К регистрирует намеренно скрытые или бессознательно вытесненные психологические проблемы (эмоциональ­ную напряженность, антисоциальные тенденции и неконформность установок), определенная часть показателя данной шкалы, как уже говорилось выше, добавляется к сырым данным некоторых наиболее зависимых от нее шкал: 0,5 — к 1-й шкале, 0,4 — к 4-й, 0,2 — к 9-й и по 1,0, т.е. целому К /в сырых баллах/ — к 7-й и 8-й шкалам.

Низкие показатели по шкале К обычно наблюдаются при привышенном и высоком F и отражают откровенность, самокритичность. Пони­женное К характерно для лиц с невысоким интеллектом, но может быть также связано со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженности и личностной дезинтеграции.

Хорошим ориентиром для оценки достоверности профиля и выяв­ления установки испытуемого на процедуру тестирования помимо указанных критериев является фактор «F — К», т.е. разница между сырыми результатами этих шкал. В среднем его величина не должна быть выше + 6 и ниже —6. Если F— К= +7 и более, у испытуемого при обследовании была установка к подчеркиванию имеющихся проблем, к драматизации своих трудностей, к аггравации состояния. Если F—К = —7 и более, то выявляется негативное отношение к тестированию, закрытость, неоткровенность. Величина „F— К", превы­шающая ±11 в ту или иную сторону ставит под сомнение надежность полученных данных, которые по крайней мере должны рассматриваться через призму выявленной установки.

 

 







Date: 2015-07-27; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию