Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профильный лист для 26 дополнительных шкал





Каждый профиль имеет женский и мужской варианты, отличающие­ся по ряду параметров: во-первых, по среднестатистическим норма­тивам и разбросу, во-вторых, в женском варианте профильного лис­та, предназначенного для построения основного профиля, 5-я шкала ведет свой отсчет не снизу (как все остальные шкалы), а сверху вниз.

Основной тип профильного листа может использоваться как единст­венный вариант, если дополнительные шкалы не нужны, и психолога интересует только тот круг проблем, который исчерпывает интерпре­тация основного профиля. Другой профильный лист облегчает перевод сырых баллов по 26 наиболее популярным шкалам из 200 рестандартизированных нами дополнительных шкал в Т-баллы. Однако, в отличие от целостного образа личности, создаваемого интерпретацией базисных шкал основного профиля, показатели дополнительных шкал не форми­руют какой-либо цельной структуры и интерпретируются фрагментар­но, образуя лишь „связки", констелляции, высвечивающие некоторые проблемы личности

Предпочтение нами буклетной формы опросника связано с тем, что вариант в виде набора карточек требует довольно частых проверок, так как карточки легко теряются. Кроме того, обработка данных (сор­тировка карточек по срезу уголков на значимые и незначимые, занесе­ние их индексов на профильный лист) представляет больший объем работы, также создает дополнительные трудности для психолога, вследствие чего возможны ошибки, значительно влияющие на резуль­таты обследования.

Как показывает многолетний опыт, буклетный вариант намного экономичнее по затрате времени для психолога, менее чреват ошибка­ми и удобнее при компьютеризации, т к регистрационный лист легко может быть трансформирован в перфокарту, а при диалоговом режиме работы с ЭВМ текст буклета автоматически воспроизводится на дис­плее компьютера.

Работа с методикой предъявляет определенные требования к кон­тингенту обследуемых лиц в плане их общего развития, в связи с чем взрослый вариант методики применяется лишь в отношении испы­туемых, которым исполнилось 16 лет, имеющим образование не ниже 8 классов средней школы, при отсутствии признаков явного интеллек­туального недоразвития или снижения и грубой нервнопсихической патологии с потерей ориентации в собственном „Я" и окружающей обстановке. При обследовании лиц не русской национальности имеет значение как степень владения русским языком, так и осведомленность в плане культурно-этнической специфики русскоязычной популяции нашей страны. В принципе, методика расчитана на обследование тех, кто мыслит по-русски.

Подростково-юношеский вариант методики применяется в основном на контингенте 13—15-летних мальчиков и девочек; однако, при хоро­шем общем развитии и достаточно высоком интеллекте с нею хорошо справляются и 12-летние дети. Дело, однако, в том, что в этом возрас­те мы сталкивается с еще несформировавшейся личностью и интерпре­тация здесь должна быть более гибкой с учетом того, что выявляемые тенденции менее стабильны и могут значительно трансформироваться по мере развития личности и усиления самоконтроля. В то же время, данные исследования личностных свойств подростков в процессе профконсультирования оказались весьма информативными в работе, направленной на формирование у школьников профессионального самоопределения и выявления наиболее устойчивых профессионально-значимых индивидуально-типологических особенностей

Процедура обследования. Особенности ее проведения могут нало­жить отпечаток на результаты тестирования, поэтому корректность процедуры обследования имеет большое значение для получения наи­более достоверных результатов. Обследование должно проводиться в максимально комфортных условиях, в отдельной комнате где ничто не отвлекает внимание испытуемого. При одновременном обследовании группы испытуемых необходимо обеспечить самостоятельность работы каждого члена группы, исключить их влияние друг на друга; необхо­димо постоянное присутствие лица, проводящего исследование Если испытуемые обращаются за консультацией, экспериментатор должен дать необходимые пояснения, но при этом напомнить, что каждый испытуемый должен руководствоваться своим собственным мнением в понимании и оценке утверждений методики Пояснить можно лишь отдельные слова, но не смысловое содержание утверждений, так как наиболее важен тот субъективный смысл, который вкладывает в то или иное утверждение сам индивид Нужно стремиться к тему чтобы обследуемый, относясь с полной серьезностью к выполнению теста, не имел повода для опасений и недоверия. Поэтому необходимо снять напряженность и чувство неловкости у обследуемых, нивелировать отчужденность по отношению к экспериментатору. Для этого иногда используется такая формулировка: „У нас все проходят такое обсле­дование, таков порядок", или „Обследование необходимо, чтобы лучше разобраться в Ваших проблемах и найти наиболее соответствующий Вашей индивидуальности вариант"... „педагогического подхода", „лече­ния", „профессиональной ориентации", „оздоровительных мер профи­лактического плана" и др.


К буклету приложена инструкция следующего содержания:

„В предлагаемой Вам брошюре имеется ряд утверждений. Прочтите первое из них и решите, верно ли данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то на специальном регистрационном листе в кле­точке, соответствующей номеру утверждения, поставьте крестик над цифрой номера. Если неверно, то поставьте крестик в соответствующей клеточке под цифрой номера.

Если Вы не можете решить, как правильно ответить, то постарайтесь выбрать предпочтительный вариант ответа, исходя из того, что все-таки больше подходит — „верно" или „неверно". В крайнем случае обведите эту клеточку кружочком и вернитесь к обдумыванию этих утверждений еще раз, когда закончите работу в целом.

Ничего не пишите и не помечайте в самой брошюре.

Заполняйте последовательно весь регистрационный лист, оценивая каждое утверждение как „верное" или „неверное" по отношению к Вам. Помните, что Вы высказываете свое собственное мнение о себе, как Вы это считаете на сегодняшний день. Здесь не может быть „пло­хих" и „хороших" ответов, просто выявляется Ваше настроение, само­чувствие и Ваш индивидуальный стиль реагирования.

Важна Ваша первая реакция на содержание утверждений, а не резуль­тат долгих раздумий. Вас не должна смущать достаточная интимность некоторых вопросов, так как дальнейшая обработка данных автома­тизирована и никто не будет перечитывать Ваши ответы.

Обращайте внимание на предложения с двойными отрицаниями, не сделайте ошибки: так, утверждение: „У меня никогда не было при­падков или судорог" оценивается как „верное", если у Вас припад­ков и судорог не было.

Постарайтесь отнестись к работе внимательно и серьезно. Небреж­ность, а также стремление „улучшить" или „ухудшить" ответы приво­дит к недостоверным результатам и необходимости повторного об­следования, так как методика с помощью специальных шкал улавли­вает намеренные искажения и неискренность ответов.

После того, как весь регистрационный лист заполнен, при ручной обработке данных на него последовательно накладываются „ключи" соответствующих шкал. „Сырые" баллы соответствуют сумме крестиков, просвечивающих в окошечках трафарета-ключа при наложена его на регистрационный лист. Перевод сырых баллов дополнительны; шкал в стандартные „Т" — баллы производится по формуле:

где X — полученный сырой результат по соответствующей шкале, М /медиана/ — средненормативные данные, а „ s " — среднеквадратичное отклонение

В профильных листах — как общего типа, так и для дополнительных шкал — сырые баллы автоматически переводятся в стандартные, так как там каждое значение сырой оценки по каждой шкале заранее высчитано и соотнеснено со стандартными оценками Т. Ключ к любой из шкал делается следующим образом: берется чистый регистрацион­ный лист, на нем сперва помечаются /и тщательно выверяются/ значимые номера. Верхней части клеточки соответствует ответ „верно", нижней — „неверно". Затем эти окна вырезаются, а регистрационная сетка обрезается по краю, т.е. срезаются поля. Для прочности каждый ключ-трафарет можно наклеить на прозрачную пленку.


После подсчета сырые баллы по каждой шкале выставляются в соответствующих их индексу /L, F, К/ или номеру местах в нижней части профильного листа. Однако, это только первичные сырые баллы. К данным пяти базисных шкал — 1-й, 4-й, 7-й, 8-й и 9-й — в опреде­ленной пропорции прибавляются доли значения шкалы К: соответствен­но - 0,5, 0,4, 1,0, 1,0, 0,2. Для удобства подсчета справа на про­фильном листе представлена таблица, в которой приведены (заранее подсчитанные и округленные до целых) величины 0,5, 0,4, 0,2 для любого возможного значения „К" /первый столбец/.

После коррекции с помощью этой таблицы первичных сырых баллов, подсчитываются окончательные результаты /см. „Сумма К"/, которые затем выносятся на поле профильного бланка в виде точки, соответствующей уровню показателя каждой шкалы, соотнесенной с Т-баллами, Линия, соединяющая эти точки, образует профиль. 1-й профиль дает рисунок шкал достоверности; 2-й является основным профилем, о котором чаще всего и идет речь как о профиле MMPI /СМИЛ/.

Линия профильного листа, соответствующая 50 Т, является основ­ной „точкой отсчета" и отражает средненормативные данные. Располо­женные выше и ниже средне-нормативных показателей линии отстоят друг от друга на 10 стандартных делений Т, что соответствует среднеквадратичному отклонению. Линии, соответствующие 70 и 30 Т, отграничивают достаточно широкий коридор нормативного разброса от показателей, отражающих ту или иную степень нервно-психической дезадаптации, начиная с ситуативно обусловленных адаптационных реакций и кончая тяжелыми невротическими расстройствами, личностной дисгармоничностью, психопатическими проявлениями, психотичес­кими нарушениями.

Подсчет данных, коррекция их и выведение профиля занимает у экспериментатора после приобретения необходимых навыков примерно 10-12 минут. Однако, при освоении метода рекомендуется с большой тщательностью выполнять наложение ключей, производить подсчеты, не спешить, проверять и перепроверять полученные данные. Получив показатель по какой-либо из шкал, следует повторить процедуру подсчета до получения двух одинаковых результатов. Необходимо внимательно относиться к процедуре коррекции данных с помощью шкалы К, так как именно здесь нередки ошибки у начинающих. Тратить усилия на интерпретацию профиля, являющегося результатом ошибочного подсчета, нелепо; главная же опасность таится в том, что, если ошибка так и не будет выявлена, интерпретация также окажется ошибочной. Одним из основных преимуществ методи­ки по сравнению с другими личностными тестами является объектив­ность и беспристрастность автоматизированного способа получения количественных результатов, которые в свою очередь могут соответствовать таким требованиям лишь при соблюдении элементар­ных правил и корректно произведенных подсчетов — к слову сказать, весьма примитивных, требующих лишь аккуратности и внимания. Эту часть работы может выполнять хорошо обученный лаборант или медицинская сестра под контролем специалиста /психолога, врача/, который прошел курс обучения и владеет методом.







Date: 2015-07-27; view: 480; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию