Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательная власть





План

1. Личность Жан Жака Руссо………………………………………………3

2. «Общественный договор»……………………………………………….9

3. Законодательная власть………………………………………………….12

4. Исполнительная власть………………………………………………….15

5. Судебная власть и соотношение властей в государстве……………….17

6. Заключение……………………………………………………………….18

7. Список использованной литературы……………………………………19

 

Жан Жак Руссо (1712-1778гг) – представитель левого мелкобуржуазного крыла французских философов-просветителей, философ, социолог и эстетик, один из теоретиков педагогики[1].

Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Он был выходцем из народных низов, его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Рано лишившись матери, Жан Жак рос как круглый сирота, так как отец мало занимался им. Предоставленный самому себе, он увлекся чтением, «поглощая» книгу за книгой,

В 13 лет Руссо отдали обучаться ремеслу: вначале он был учеником клерка, но, оказавшись неспособным к этому делу, стал учеником в мастерской гравера, где тоже задержался ненадолго. На него там кричали, не скупились на подзатыльники. Однажды он твердо решил покинуть мастерскую навсегда.

С 1728 г. начинается долгий период скитаний; пешком, с посохом в руках, по проселочным дорогам юный Руссо обошел Швейцарию, Францию, Италию. Эти путешествия дали ему очень много, он познал жизнь, хотя и странствовал без определенной цели. Он был полон доверия к людям, улыбчив, пел, смеялся и необыкновенно быстро располагал к себе людей. Помогал ему и удивительный дар красноречия. В эти годы он перепробовал разные занятия.

Эта десятилетняя школа странствий определила многое в его судьбе. Он познал жизнь не из книг, которых и до, и после своих путешествий прочел много, он познал реальную жизнь. В знаменитых государствах Руссо видел низкие, вросшие в землю хижины, где он часто находил приют, измученных крестьян, чахлые посевы, бедность и убогость, но также видел и великолепные дворцы знатных вельмож, которые обходил стороной.

Крестьянская нужда, народные бедствия, сословное неравенство, т.е. сама жизнь, виденная им, стала первым источником его общественно-политических идей.

Важную роль в его жизни сыграла встреча с образованной, склонной к вольнодумию настоятельницей монастыря в Аннеси, пользовавшейся особым покровительством папы и долгие годы помогавшей Руссо. Она пыталась обратить Руссо в католичество, поместила его в католическую школу для подготовки миссионеров, но попытка не принесла успеха. Он оставался равнодушным к религии. Тогда, чувствуя его одаренность, настояла на учебе в музыкальной школе; здесь он добился больших успехов и сам стал сочинять музыку.

Но самое главное в этих годы - его занятия под руководством своей покровительницы. На протяжении 10 лет он постигал все, чего ему не хватало, занимался самообразованием. Естественные и общественные науки, литература, искусство - все, что было создано наиболее значительного в них, изучено Руссо в те годы. Это было систематическое образование, в результате которого впоследствии Руссо поражал своих собеседников начитанностью. Он изучал астрономию, химию, ботанику, физику, даже проводил опыты, увлекся философией, но самыми любимыми предметами были история и география. Так, постепенно Жан Жак Руссо превратился в одного из самых начитанных и образованных людей своего времени, сформировался как оригинальный и глубокий мыслитель. При этом он сохранил простоту и выразительность слов, ясность в выражении мысли. Самообразование - это второй университет Ж.Ж. Руссо (первый - сама жизнь).

В конце 30-х гг. Руссо служил в Лионе домашним учителем двух сыновей местного судьи. Этот опыт послужил основой для написания трактата «Проект воспитания де Сент-Мари», где он изложил свое понимание задач и содержания воспитания.

В 1742 г. Руссо появляется в Париже, где, благодаря рекомендательным письмам, оказался в модных салонах, куда он входит с тайным предубеждением, отвращением к богатству и недоверием к ослепительным дамам и господам. Руссо приглядывался, прислушивался, наблюдал. И постепенно он осознал, как справедливы были его догадки: он разглядел в посетителях салонов ложь и лицемерие, тайный и холодный расчет, беспощадность к своим конкурентам. Отвращение к богатству не убавилось, а возросло и обострилось. Опыт общения с элитой парижского света привел его к критической оценке современного ему общества. Он подошел к тем идеям о происхождении неравенства, которые принесли ему позже громкую славу.

Дамы, покровительствующие Руссо, выхлопотали ему пост во французском посольстве в Венеции. Но карьера ему не удалась, Руссо, с детства отличавшийся строптивостью, не ужился с начальством и, хлопнув дверью, возвратился в Париж.

Руссо вообще не принадлежал к «людям карьеры», не искал легкого «пути наверх», а, наоборот, отвергал его. В высшем свете Парижа Руссо имел огромный успех, все искали с ним знакомства. Но он не обратил эту славу в деньги, поместья, титулы, слава ему была не нужна. «Мне опротивел дым литературной славы», - говорил он в конце жизни.

Небольшое наследство, оставшееся Руссо после смерти отца, позволило ему жить, не думая о заработке. И он решает посвятить себя музыке, тем более что в Париже, благодаря его музыкально-литературным произведениям, за ним упрочилась репутация музыканта и одаренного композитора.

В 40-е гг. Руссо пишет сочинения по теории музыки, создает музыкальные и поэтические произведения; но в это время он особенно остро ощущает разлад с парижским светом.

В своей напряженной и трудной жизни Руссо находит отдушину в лице молодой белошвейки Терезы Левассер, ставшей его подругой, а потом и женой на всю жизнь. «Ее ум оставался таким же, каким создала его природа; образование, культура не приставали к ее уму», - пишет он в своей «Исповеди». Но ее кротость, беззащитность, доверчивость покорили его и сделали счастливым. Видимо, с этой простой девушкой он ощущал какое-то родство.

Руссо сдружился с молодыми людьми, которые были критически настроены к существующим порядкам; среди них оказался Дени Дидро, чья судьба в чем-то была схожа с его собственной.

Дидро и его друзья решили издавать Энциклопедию наук и ремесел. Авторами стали литераторы, объединенные антифеодальными идеями и идеями просветительства. Руссо тоже стал одним из энциклопедистов, вступивших в бой со старым миром. В томах «Энциклопедии» выражалась новая идеология, противопоставленная существующему порядку в обществе, его морали и догмам. В идеологической подготовке французской революции она сыграла огромную роль. Руссо, предвидя революцию, писал, что она уничтожит зло, но при этом ее следует бояться так же, как существования зла.

В конце 40-х гг. Руссо уже пришел к тем идеям, которые высказывал в трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (1750), принесшем ему широкую известность. Однажды он, направляясь пешком к месту заключения Дидро под Парижем и перелистывая журнал, прочитал объявление Дижонской академии о конкурсе на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?». Он в тот же день принялся за трактат - так заинтересовала его тема. Дижонская академия присудила сочинению Руссо первую премию. Опубликованный трактат вызвал горячую полемику. Статьи по поводу произведения Руссо были позже опубликованы в двух толстых томах.

На поставленный вопрос о положительном влиянии наук и искусств на нравы общества автор трактата отвечает отрицательно. Он пишет, что человечество понесло невосполнимый ущерб, уйдя от своего «естественного состояния». Но при этом он вовсе не призывал к уничтожению цивилизации - «такой вывод вполне в духе моих противников». Прогресс человечества он видит в воспитании, которое будет проходить в гармонии с природной сущностью ребенка.

Еще одно произведение Руссо (кстати, самое любимое им) - роман «Новая Элоиза», написанный в 1758 г, а опубликованный в 1761 г, имел необыкновенный успех, за 40 лет он издавался 70 раз, в том числе и на русском языке. Ни одно художественное произведение XVIII в. не пользовалось такой популярностью. Это сентиментальная история о средневековых влюбленных, вынужденных жить в разлуке, так как любовь оказывается бессильной перед общественными предрассудками: герой романа недостаточно родовит по сравнению с возлюбленной - дочерью барона. Роман написан в виде писем героев друг другу.

В своих письмах герои рассуждают на религиозные, эстетические, педагогические темы. «Новая Элоиза» оказалась предшественницей педагогического романа.

В 1753 г. Руссо начал работать над романом «Эмиль, или О воспитании», опубликовав его в 1762 г. в Париже и Амстердаме. Публикация романа вызвала целую бурю гнева и ярости властей и церкви. Сразу же по выходе в свет роман был запрещен церковью, через 10 дней после публикации весь тираж в Париже был конфискован и сожжен публично.

Против автора было возбуждено церковью судебное дело. Он был вынужден скрыться и бежать в небольшое селение недалеко от Берна (Швейцария), но вскоре власти Женевы и Берна отказали ему в убежище, тогда он нашел приют в небольшом городке. «...Они могут меня лишить жизни, но не свободы», - писал Руссо.

Амстердамский тираж также сожгли, а затем книги были «казнены» в Женеве. «Эмиль» был внесен в список запрещенных книг, а Руссо предан папой анафеме.

Русская императрица Екатерина II, прочитав «Эмиля», высказала свое мнение: «...не люблю я эмильевского воспитания...» - и ввоз романа в Россию был запрещен.

Неприятие властями Руссо понятно - «Эмиль» содержал прямые нападки на аристократию и церковь, они и ополчились на него. Он вступил, таким образом, в конфликт с обществом, до этого его признававшим.

Не поняли рассуждений Руссо и некоторые недавние его друзья, например Гельвеции, Вольтер.

Но многие выдающиеся мыслители Европы приветствовали Руссо, например знаменитые философы Кант, Юм. Ведь роман отражал мировоззрение автора, оригинальное и конструктивное.

Бесспорным является то, что благодаря «Эмилю» в Европе возник огромный интерес к проблеме воспитания, во Франции резко увеличилось количество педагогических сочинений. Под впечатлением от прочтения «Эмиля» появились горячие сторонники идей Руссо, желавшие воплотить их в практике.

В это самое время автор бунтарского и нашумевшего произведения живет, скрываясь от преследования властей. Из Швейцарии он тайно перебирается в Германию, потом в Англию, где его приютил Юм.

И в 1767 г. он снова во Франции, но живет под чужим именем. В последние годы жизни он пишет еще несколько работ: «Исповедь» - свое жизнеописание и философское осмысление жизни, «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей», где снова возвращается к вопросам воспитания. 2 июля 1778 года, вернувшись домой после продолжительной прогулки, Руссо почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал и упал на пол. Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не приходя в сознание, скончался. Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей раны на лбу дали пищу для ошеломительной сенсации: быстро распространился слух, что Жан Жак Жак Руссо покончил жизнь самоубийством.

Через 16 лет, 11 октября 1794 года, прах Руссо был торжественно перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера. Позже на его родине, в Швейцарии, жители Женевы воздвигли на Бильском озере памятник своему великому соотечественнику.

Личность и творчество Жан Жака Руссо принадлежат к тем явлениям французской культуры XVIII века, которые оказали наиболее длительное и глубокое влияние на идейную жизнь современников. Жан Жак Руссо принадлежит к кругу тех людей, которые во Франции «просвещали головы для приближающейся революции».

Сознание Руссо формировалось в крайне противоречивых условиях. Чувствительность его натуры сталкивалась с привитой ему пуританской строгостью, упорством и даже упрямством мысли. Отсутствие интереса к общественной деятельности в собственном смысле этого слова уравновешивалось обостренным и глубоким интересом Руссо к основным проблемам общественного существования человека. На каждом шагу жизнь и сознание философа раскрываются в поразительных противоречиях, и вместе с тем эти противоречия находят в себе некий синтез в фантастической убежденности пророка и проповедника. Сомнения сплошь и рядом питали творческую мысль Руссо и, вместе с тем, изложение этих сомнений приобретало характер непререкаемой догмы.

Значимую роль в трудах Руссо занимают политические и правовые учения. Одним из самых весомых и известных трудов Руссо в этой сфере является трактат «Об Общественном договоре, или принципы политического права» (1762 г.). В нем мыслитель выразил все свои размышления о том, каким образом должна устанавливаться государственность, каким должно быть совершенное государство. И, как это видно из заглавия книги, все политические принципы, выдвинутые Руссо, строились именно на общественном договоре, т.е. на неформальном, неофициальном соглашении людей, которое привело бы всех в абсолютное равенство и обеспечило бы порядок в стране без наличия какой-либо централизованной власти.

«Общественный договор»

Еще в Древней Греции теория о государстве как результате договора между людьми была выдвинута мыслителем Эпикуром (341-270 гг. до н. э.). С его точки зрения обществу и государству предшествует «война всех против всех», и полная анархия, когда люди пребывали в состоянии неограниченной личной свободы. Ею они и решили поступиться в пользу государства, чтобы прекратить анархию, обеспечить безопасность, личные права и частную собственность.

«Новую жизнь» эта теория получила в 17-18 вв., в связи с борьбой буржуазии против феодализма и абсолютной монархии. Теория была серьёзно проработана в духе того времени и выдвинута такими мыслителями как Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.

Общая идея данной теории поддерживалась практически всеми просветителями того времени, но все же у каждого мыслителя были свои предположения относительно тех или иных вопросов.

Своеобразие позиции Руссо заключалось в том, что естественным состоянием людей он считал не стадность, а одиночество. По мнению Руссо, в этом состоянии они были добры и справедливы, но природное начало в человеке было искажено и ущемлено цивилизацией.

В естественном состоянии, т.е. периоде, когда никем не организованный человек жил в гармонии с природой, руководствуясь правилами и принципами, вытекающими из самой природы человека, все были равны, и не было частной собственности. Руссо находит в этом состоянии (естественном) только физическое неравенство, данное природой. Появление частной собственности привело к социальному неравенству, а затем к борьбе между богатыми и бедными. По мнению Руссо, это противоестественно и ведёт к появлению права сильного. Захваты богатых чередуются с разбоями бедных. Так Руссо представлял предгосударственное состояние человечества.

Выход, по мнению Руссо, был предложен богатыми. Он состоял в соглашении о создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все – как богатые, так и бедные. Однако введение законов дало преимущества именно богатым.

Таким образом, потеряв естественную свободу, бедняки не получили свободы политической. Выходит, что общественный договор, существовавший до появления первых государств, был нарушен и искажён именно богатыми.

Для исправления ситуации Руссо предлагает концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». Главная задача – построить государство, превратить скопление людей в суверенный народ, а каждого чиновника в гражданина. Эта концепция и называется общественным договором.

«Общественный договор, - поясняет Руссо, - устанавливает между гражданами такое равенство, в силу которого все они, принимая на себя обязательства, подчинены одинаковым условиям и все должны пользоваться одинаковыми правами».

Благодаря общественному договору в государстве установилась бы такая форма ассоциации, «которая защищает и ограждает всею общею силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и, благодаря которой, каждый соединялся со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остаётся столь же свободным, как и прежде».

Впоследствии, в результате заключения справедливого общественного договора ассоциация перерастает в коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Теперь ассоциация стала юридическим лицом. Бывшая гражданская община теперь именуется Республикой, или политическим организмом. Когда этот организм пассивен, члены называют его Государством, когда активен - Сувереном, а при сопоставлении его (Политического организма) с ему подобными - Державою.

Бывшие члены ассоциации получают имя – народ (это в совокупности, а в отдельности – граждане). Все подчиняются законам Государства. Из сказанного следует, что Руссо, обосновывая концепцию общественного договора, изображает свой идеал государства и представления о праве. Его основная мысль состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать переход человека от естественного состояния в состояние гражданское.

В дальнейшем проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиции обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета.

Народный суверенитет – «полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет – один из принципов конституционного строя во всех демократических государствах».[2]

Рассуждая об общественном договоре, Жан Жак Руссо говорил: «Общественным соглашением мы дали политическому организму существование и жизнь; речь идет о том, чтобы при помощи законодательства сообщить ему движение и наделить волей».

Я считаю, что заключение общественного договора было бы идеальным вариантом для любого общества, потому что он сохраняет полную свободу граждан, и при этом обеспечивает всеобщий порядок и безопасность. Но проблема этой теории заключается именно в том, что она является идеалом, и навсегда останется невоплотимой в реальность утопией. Люди должны стремиться к максимальному приближению к данной форме государственного устройства, но никогда ее не смогут достигнуть. Но все же, я думаю, что общественный договор несет в себе только положительное, доказательством чего можно считать то, что под его влиянием произошла Первая Французская революция.

«Общественный договор» является формой государственного и общественного устройства. Но для существования любому государству необходимы законы и люди, которые будут следить за их беспрекословным исполнением.

 

 

Законодательная власть

То, что Руссо был демократом, я думаю, не вызывает ни у кого сомнений. Ведь, во-первых, главное его отличие от других просветителей, творивших до первой французской революции, было именно то, что он уделял огромное внимание, так называемой, «черни», т.е более бедным слоям населения. Вольтер, Дидро и другие мыслители-современники Руссо вели свою пропагандистскую деятельность исключительно среди знати и богатых представителей буржуазии, боясь пробуждения политической сознательности среди бедного населения Франции. Руссо же считал, что основу государства должны составлять именно крестьяне. Такие мысли имели огромный успех среди широких слоев населения. Поэтому именно Руссо, а ни кого-либо другого называли идейным вдохновителем Первой Французской революции. Во-вторых, Общественный договор вообще сам по себе является утопической моделью именно просветителей-демократов.

Приведенные доказательства, я думаю, окончательно подтвердили то, что взгляды Руссо действительно отличались особой демократичностью. И, как известно, одним из самых главных признаков демократии в государстве является наличие трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Поэтому, я считаю, что было бы целесообразно разбирать идеи Руссо об установлении государственности в отдельности по каждому из видов власти. Одной из самых главных мыслей трактата «Об общественном договоре» является мысль о том, что государство должно всегда основываться на законах. По мнению Руссо главной из ветвей власти в республике является именно законодательная власть.

Законодательная власть означает наличие законов, поэтому, я думаю, не лишним было бы разобрать представление Руссо о них. Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех, - нравы, обычаи и особенно общественное мнение».[3]

Между тем, он подчёркивает, что к теме общественного договора относятся только политические законы. Политические законы – это основные законы государства. Они занимают особое место в системе законов, так как определяют социальный статус каждого человека, дают ему необходимые свободы, наделяют правами и устанавливают обязанности. Политические законы во многом определяют характер отношений между людьми. Такие законы рассматривает подданных как единое целое, не выделяя никого из общества.

По мнению Руссо, нужны не просто законы, а система законов. Цель всякой системы законов – свобода и равенства, которые являются необходимыми условиями гражданской ассоциации и общежития.

Законодательная власть у Руссо тесно связана с суверенитетом. Это – воля всего суверенного народа и потому должна регулировать вопросы общего характера, касающиеся всех. Народ, повинующийся законам, становится их творцом. Но «как может слепая толпа, которая часто не знает, чего она хочет, ибо редко знает, что ей на пользу, сама совершить столь великое и столь трудное дело, как создание системы законов?». Решение Руссо нашел в избрании человека, именуемом законодателем. «Законодатель – во всех отношениях человек необыкновенный в государстве… Это – должность особая и высшая, не имеющая ничего общего с властью человеческой. Ибо если тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, то и тот, кто властвует над законами, также не должен повелевать людьми. Иначе его законы – орудия его страстей, часто лишь увеличивали бы совершенные им несправедливости; он никогда бы не смог избежать того, чтобы частные интересы не искажали святости его сознания».

С моей точки зрения, теория Руссо о человеке, стоящем выше всех в государстве, и при этом абсолютно беспристрастном к власти над людьми, думающем лишь об общественной выгоде, чем-то схожа с теорией Платона о Философе-короле. Будучи по своей природе реалистом, а не утопистом, я придерживаюсь идеи о том, что «никто не идеален и у каждого есть свои недостатки». По моему мнению, Руссо, как и Платон, устанавливает слишком много критериев, которым должен соответствовать Законодатель. Ни один из смертных людей на Земле не может подходить по каждому из них. Кроме того, каждый человек на свете имеет пристрастия и расположенности. Это может быть отношение к какому-нибудь человеку, группе людей, любовь к самому себе, пристрастия к определенным вещам. И ни один человек на Земле, при обретении власти не сможет сохранить абсолютный нейтралитет и беспристрастие. Поэтому, я считаю теорию о необыкновенном Законодателе утопией и неосуществимой на практике. Многие из аспектов теории Руссо об установлении власти в целом являются реальными нормами демократических государств в современном мире. Поэтому я счел нужным предложить свое представление о том, какой должна быть законодательная власть в демократическом государстве.

Я все же придерживаюсь того мнения, что законодательная власть в стране должна вершиться парламентом, т.е. избирательным представительством широких слоев населения. Это несомненно должны быть профессионалы, люди интеллектуально и морально зрелые, лучшие из лучших. Я считаю, что люди, избранные в законодательное собрание страны должны иметь больший контакт с простым населением. Для этого я предлагаю обязать их проводить собрания с теми, кто избрал их. Депутат парламента должен объяснять им все преимущества и недостатки того или иного законопроекта, выслушивать мнения людей, и на основании этих мнений уже выступать на собрании депутатов. Если же депутат не устраивает своих избирателей, то они имеют полное право отстранить его от занимаемого места в любой момент. Это дало бы ему стимул работать в пользу более широких слоев населения. Данная система законодательства, с моей точки зрения является более справедливой, чем существующие законодательные органы во многих странах, и более реалистичной, нежели существование Законодателя, о котором писал Руссо.

Date: 2015-07-25; view: 239; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию