Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания по теме. Задание 1. Определите понятия, выраженные следующими паронимами
Задание 1. Определите понятия, выраженные следующими паронимами. Составьте с ними контексты. Адресант – адресат, враждебный – вражеский, выборочный – выборный, главный – заглавный, дипломант – дипломат – дипломник, драматический – драматичный – драматургический, заменить – подменить, искусный – искусственный, методический – методичный, мифический – мифологический, надеть – одеть, невежа – невежда, обидный – обидчивый, обосновать – основать, обсудить – осудить, опасливый – опасный, отборный – отборочный, понятный – понятливый, практический – практичный, представить – предоставить, проводить – производить, существует – сосуществует, тяготится – тяготит, удачный – удачливый, факт – фактор, фамильный – фамильярный, эффектный – эффективный. Задание 2. Среди приведенных ниже предложений отметьте такие, в которых имеются нарушения логичности речи. Внесите необходимые исправления. 1. За последнее время у нас увеличилось количество автопроисшествий по вине владельцев частных машин, что свидетельствует о росте нашего благосостояния. 2. Моя мама работает завскладом. Она относится к работе добродушно. Всегда на работу приходит вовремя, никогда не ссорится с рабочими. 3. Стройность системы нарушилась благодаря неорганизованности группы. 4. Букет из одного тюльпана стоит 6 рублей. 5. Борщ из свежей капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной (Из меню в столовой). 6. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям. 7. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями. Задание 3. Прочитайте текст. Перепишите, выбирая правильный вариант данных в скобках слов. Аргументируйте свой выбор. Дамы и господа! Экономическая реформа, которую мы так долго ждали и, наконец, дождались, не успев начаться, стала (буксовать – буксировать). Об этом пишут миллионы (адресантов – адресатов) со всей России. Мы считаем, что необходимо (апробировать – опробовать) все пути решения проблемы. (Архаические – архаичные) методы должны быть заменены современными. (Ассортимент – сортимент) товаров должен быть расширен. (Рабочие – работники) разных профессий предложили нам свои рекомендации. Среди наших (адресантов – адресатов) были (газовики – газовщики), (фабриканты – фабрикаты), (дипломанты – дипломаты), составители (японо – японско) -финских и (фино – финско) -японских словарей, а также ученые -(атомники – атомщики). Все они – представители (антагонистических – антагонистичных) направлений, их теории полны (антагонистических – антагонистичных) противоречий, и поэтому они испытывают по отношению к друг другу глубоко (антипатические – антипатичные) чувства. Задание 4. Устраните смысловую неточность приведенных предложений. Ответ мотивируйте. 1. Большой вред приносят сточные воды в садах, на склонах, при паровой системе содержания почвы. 2. Пока еще не найдено достаточно эффектное средство против таких укусов. 3. На уборочной вся бригада работает хорошо. Каждый старается увеличить норму. 4. Катерина прыгнула с обрыва в Волгу. 5. «Поручите нам свои заботы – мы сократим ваше время» (реклама). 6. Необходимо устранить пороки изготовленных деталей. 7. «Правильно!» – послышались отзывы из толпы. 8. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты. 9. Опыт показывает, что закрепление официантки за определенными столами дает ей возможность усвоить диету больного. 10. Партизаны воровали у немцев оружие и боеприпасы. 11. Молодогвардейцы жестоко расправляются с предателями. 12. У Базарова нет сообщников. 13. Перед ней стоял белобрысый юноша (из сочинения о положительном герое). 14. Этот пробел необходимо пополнить. 15. Скоро теплоход должен был уезжать. 16. Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. 17. В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен – Е. Зайцева, М. Ширина, С. Кобозева… Все они призеры чемпионатов Европы. 18. Перед выпускниками школы стоит дилемма устройства на работу. 19. Активным соучастником общественно полезного дела был Николаев. Задание 5. Определите значение следующих заимствованных слов. Подберите к ним синонимы. Абсолютный, абстрактный, абсурд, адаптация, аморфный, анализ, аналогичный, антипатия, апатия, архаичный, ассигновать, ассортимент, ассоциация, атрибут, базис, генезис, градация, дефект, игнорировать, изолировать, индивидуальный, инициатор, инцидент, кардинальный, компетентный, контакт, кредо, ликвидация, максимальный, пассивный, персональный, пролонгация, резервы, реноме, реставрация, солидарный, утилитарный, фиктивный, функция, эластичный, элементарный, актуальный, аллегория, аннотация, апостроф, аргумент, артикуляция, баллотироваться, ваять, виртуоз, габарит, гипотеза, дебатировать, декларация, дилемма, дубликат, идиллия, импровизация, инверсия, каталог, квалификация, коллоквиум, констатировать, кульминация, лаконичный, маринист, мизерный, мотель, нивелировать, оптимальный, орфограмма, палитра, полемика, прецедент, приоритет, ратификация, реликвия, фиксировать, эквивалент, экспонат, эпилог, этикет, эффективный.
Задание 6. Отметьте в приведенных ниже предложениях случаи нарушения норм лексической сочетаемости; исправьте ошибки. 1. Татьяна отвечает Онегину холодным чувством. 2. Нагульноввовремя осознает свою ошибку, благодаря чуткому влиянию Давыдова. 3. Большая половина учащихся хорошо подготовилась к экзаменам. 4. Бесстрашные образы героев гражданской войны вдохновляли его. 5. Скоропостижный отъезд Марии Ивановны взволновал всех. 6. Очки в желтой оправе, жёсткие усы, мягкий, неторопливый голос. 7. К железному кольцу двери кто-то привязал пожилого пыльного осла. 8. На охране здоровья материнства. 9. Территорию двора надо очистить от засоренности. 10. В конце собрания они приняли постановления и составили мероприятия. 11. Огромное впечатление на молодежь оказал роман Н. Островского «Как закалялась сталь». 12. Роман «Мать» сыграл большое значение в международном революционном движении. 13. Партия в этот период занимала руководящую роль. 14. В тылу врага комсомольцы развернули героическое сопротивление. 15. Звание чемпиона республики занял спортсмен Агеев из общества «Труд». 16. Комсомольско-молодежная бригада одержала первенство в соревновании. 17. Большое внимание оказывается подготовке здания школы к новому учебному году. 18. В.С. Егоров защитил кандидатскую степень. 19. Врачи несли упорную борьбу за жизнь раненых. 20. Рабочие носят почетное имя коллектива коммунистического труда. 21. Все железнодорожные пути необходимо содержать в правильном состоянии. 22. Эта выставка обогатит ваш кругозор. 23. Громкой толпой мы вышли из ворот дома. 24. Дети за два года близко подружились. 25. Колхозники обратили серьёзное внимание на достигнутые недостатки. Задание 7. Объясните лексическое значение словосочетаний. Сердечная женщина, сердечная встреча, сердечные капли, сердечная мышца; глухая старушка, глухой переулок, глухой к чужим мольбам, глухой голос, глухой звук; высокий голос, высокие темпы развития, высокие дома, высокая температура, высокие цены, высокое напряжение, высокая оценка.
Задание 8. Объясните, какие значения будут приобретать прилагательные и глаголы, сочетаясь с существительными, данными в скобках; приведите, если возможно, синонимы к ним. Крепкий (орех, организм, сон, чай, мороз); мягкий (обувь, голос, характер, вода, вагон, звук), сухой (полотенце, воздух, хлеб, человек, дорога, ветка, кашель, закон); брать (лопату, такси, обязательство, хитростью, штраф, влево, в плен). Задание 9. Устраните ошибочную смысловую связь. 1. Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток. 2. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 3. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей. 4. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов. 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 6. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 7. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 8. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 9. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 10. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 11. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 12. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 13. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей.
Задание 10. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих предложениях и микротекстах? 1. Самолет сделал смертельную петлю. 2. Ульяна Громова – верная дочка своего народа. 3. Плюшкин ходил в дряхлом халате. 4. Свое призвание он видит в службе искусству. 5. Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. 6. Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. 7. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. 8. Из гостиницы вышли четверо мужчин и сели в такси. Убийца хладнокровно расстрелял их из автомата и скрылся с места происшествия. 9. Преподаватель на собрании с пафосом хвалит коллегу за творческое отношение к работе: «А сколько приходится затратить времени и сил, чтобы подготовить лекцию! Это ведь не просто просмотреть две-три книги – и все. Тут выписки, тут горы фактов. Ведь это же сизифов труд!» 10. Вся его теория построена на зыбком песке. 11. Эти черты остались в человеке как родимые пятна старых пережитков. 12. Этим самым мы пополняем и расширяем свой умственный кругозор знаний. 13. Российско-американское сотрудничество служит интересам дела мира. Задание 11. Найдите в предложениях слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу пишущего положительной. 1. Начинается рассказ с описания мирной жизни семьи Соколова. Это была дружная и веселая семейка. 2. А химия? Какие она только не вытворяет чудеса! 3. «Буревестник революции» – так прозвали Горького. 4. Теперь они не только зрители в жизни, но и соучастники ее. 5. На космодроме высилось чудище человеческого разума – ракета. 6. Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли ее выловить. 7. Метелица встретил пастушонка и быстро залез ему в душу. 8. Солнце быстро катилось по наклонной плоскости. Задание 12. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова. 1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 4. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют. 5. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. 6. Все, о чем говорил докладчик, - моменты одной концепции. 7. Плохо, когда человек не воспринимает критику. Задание 13. Найдите противоречие в оценке. Ради сомнительной известности либо просто из-за хронической нехватки денег некоторые отчаянные головы идут на огромный профессиональный риск. На снимке: отважные циркачи «Бутлер-Тоннели Шоу» в барселонском небе на тонком канате на 50-метровой высоте. Задание 14. Найдите в предложении четыре ошибки. «В результате этих междоусобных войн Польша была четвертована на три неравные половины». Задание 15. Удачно ли предложенное журналистом исправление? Как бы исправили вы? Допустим, вы пишете: «В работах учащихся необходимо тщательно… все ошибки». Что необходимо сделать? Тщательно открыть ошибки? Тщательно найти их? Тщательно обнаружить? Нет, все не то. Не так. Для абсолютно точного выражения оттенка мысли эти глаголы мало подходят. Всего больше здесь уместно именно слово выявить. Задание 16. Всем редакторам известна шутка (приводим ее в двух вариантах): 1. Столб – это хорошо отредактированное дерево. 2. Столб – это гладко отредактированная сосна. Какой из двух вариантов выразительнее? Задание 17. Найдите ошибочную и правильную смысловую связь слов. Образец: «Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на восток» ОС (ошибочная связь) – «людей, которые удалялись»; ПС (правильная смысловая связь) – самолетами, которые удалялись. 1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Просим сказать несколько слов о новом судне для наших читателей. 3. Выполнены также обязательства по поставке птичьего мяса и молока. 4. Толстой показывает честных и мужественных командиров и карьеристов. 5. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 6. Об этом честно и искусно рассказал нам Шолохов, как будто сам был там, в романе «Поднятая целина».
Задание 18. Устраните ошибочную смысловую связь способом «вставки слова». Для вставки подберите подходящее по смыслу слово. 1. Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга. 2. В окружение этого дельца вошли уголовник Брайловский, попавшийся на воровстве государственного имущества Коганов. 3. Начата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 4. Слева, в углу, приютился небольшой столик с телевизором, напротив – рояль. 5. Подписка на газеты рабочих и служащих проходит успешно. 6. Кто же не помнит Платона Каратаева, этого яркого представителя народа, дворовую девушку Ростовых? 7. Инна Кудрявцева поступила работать в магазин. Здесь она столкнулась с недобросовестным отношением к работе своих коллег. 8. Погибшего после повторного осмотра опознать не удалось. 9. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры. 10. На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для задержания преступников. 11. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 12. Хорошо поработала бригада, возглавляемая Трофимовой, которая расширилась за счет приехавших на уборку людей. Задание 19. Определите тип ошибки, исправьте предложения. 1. В ваш доклад надо внести некоторые коррективы. 2. Мы попытались выявить дефекты и недостатки машины. 3. С большим внутренним волнением мы слушали сообщение о новых исследованиях космоса. 4. В этом году коллектив литейного цеха трудится с большим трудовым подъемом. 5. Приведем примеры употребления автором диалектизмов областных слов. 6. Хищная вырубка лесов привела к образованию оврагов. 7. Большую роль приобрело на нашем комбинате наставничество. 8. В принятой резолюции собрание постановило оказать помощь молодым рационализаторам. 9. На проходящей Спартакиаде народов России впереди лидирует команда Украины. 10. Петров стал чемпионом Спартакиады, одолев всех сильнейших тяжеловесов. 11. С охраной памятников древней культуры неразрывно связано бережливое отношение к архивным материалам. 12. Космонавты совершили величайшую победу в освоении космического пространства. 13. Тишина владычествует в цехе, после того как закончился рабочий день. 14. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили. 15. Следует отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта недостаточно полно. 16. При изучении микромира необходимо учитывать особенности и специфику мельчайших частиц. 17. У лисы пушной хвост. 18. Врач выписал мне несколько процедур. 19. Он облокотился локтем на стол. 20. Узнав печальную новость, старуха сокрушительно покачала головой. 21. Мы договорились встретиться с друзьями в Летнем саду, у памятника Сатурну. 22. Дети страшно обрадовались приходу отца. 23. В окно она увидела, как в соседний подъезд не спеша прошагал толстый, дородный мужчина в коричневом пальто и черной шляпе. 24. Я одолжу у подруги немного денег. 25. Сергей совершил благородный проступок. 26. Июнь и июль месяцы на Арале стоят знойные, ветровые. 27. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 28. В подготовке к балу Наташа Ростова принимала активную деятельность. 29. Митрофанушка – неграмотный невежда. 30. Варвара Кабанова – натура скрытая, привыкшая изворачиваться и хитрить. 31. Онегин вел праздничный образ жизни. 32. Необходимо устранить пороки изготовленных деталей. 33. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 34. Активным соучастником общественно полезного дела был Николаев.
Задание 20. К данным паронимам подберите подходящие синонимы из скобок. Длинный – длительный (протяженный, долговременный); Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный); Опасный – опасливый (рискованный, осторожный); Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный); Фактический – фактичный (действенный, достоверный, документальный); Явный – явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый).
Задание 21. Исправьте речевые недочеты. Объясните причины их возникновения. 1) Молчалин всех в доме Фамусова водит за нос. 2) Он умеет брать быков за рога. 3) Мы помчались туда очертив голову. 4) Нужен ты мне как банный лист. 5) Я в этой гидравлике ни гу-гу. 6) Я сижу тихонько в уголке и ни бум-бум. 7) Нашему начальнику, наверное, удастся выплыть из воды сухим. Задание 22. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения. 1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке тканей. 2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла 1. 4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 5. Есть возможность тяжелых осложнений. 6. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город. Задание 23. Определите, слово какой лексической группы используется для выражения антитезы. 1. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно (М.Лермонтов). 2. С больной головы на здоровую (Посл.). 3. Не дорого начало, а похвален конец (Посл.).
Задание 24. Отметьте неверные высказывания. 1. Лексическая норма регламентирует ударение. 2. Лексическая норма регламентирует произношение. 3. Лексическая норма регламентирует словоупотребление. 4. Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением. 5. Для уточнения лексической сочетаемости можно воспользоваться «Орфоэпическим словарем». 6. При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать их функционально-стилистическую окраску. Date: 2015-07-27; view: 4393; Нарушение авторских прав |