Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Порядок поверочного расчета и расчет основных параметров. Электромагнитный расчет
Поверочный расчет. Поскольку конструкции сердечников статора и ротора электрических машин при ремонте не изменяются, то расчет обмоточных данных, называемый поверочным, сводится к определению числа эффективных проводников и их сечения. В задачу поверочного расчета входит нахождение рациональных параметров обмоток, при которых удовлетворялись бы требования стандартов [25]. В практике ремонта поверочные расчеты выполняются при перемотке двигателя без изменения его параметров и наличии его обмоточных и паспортных данных; перемотке двигателя на другое напряжение при наличии его обмоточных и паспортных данных; перемотке двигателя с изменением частоты вращения и мощности для нахождения оптимальных параметров при новой частоте вращения, а также для определения параметров электрической машины, если неизвестны ее обмоточные и паспортные данные; замене медных проводов на алюминиевые и наоборот, а также изменении их размеров; применении более тонкой пазовой и проводниковой изоляции, изоляции с повышенной нагревостойкостью, повышении магнитных нагрузок и мощности. Принципы этих расчетов рассмотрены в гл. 14.Перед началом расчета необходимо определить старые обмоточные данные машины и произвести обмер статора и ротора.По старым обмоточным данным определяют (для асинхронных двигателей): схему соединения и тип обмотки; число катушечных группв фазе и их соединение (последовательное или параллельное), число катушек в катушечной группе для определения числа пазов на полюс и фазу q, число эффективных проводов в пазу ип, число параллельных проводов в одном эффективном n эл, число параллельных ветвей в обмотке а1, размеры и марку провода, размеры вылета лобовых частей обмотки статора и ротора и расстояние от обмотки до подшипниковых щитов, шаг обмотки по пазам у.Непосредственно измеряют1: внутренний диаметр расточки стали статора D1 и ротора Dj, наружный диаметр активной стали статора Da и ротора D2, высоту спинки статора ha и ротора hj, высоту зубцов статора hz1 и ротора hZ2 , полную высоту пазов статора и ротора, высоту пазов статора и ротора до клина, ширину паза статора (ротора) в широкой и узкой части, ширину зубца статора (ротора) в широкой и узкой части, ширину и высоту шлица, полную длину активной стали статора l1 и ротора l2 число пазов статора z1 и ротора z2, число и размеры вентиляционных каналов статора и ротора, воздушный зазор между статором и ротором δ.На основании проведенных замеров определяются расчетным путем следующие величины:расчетная длина активной стали статора l δ = l 1– k 1 n к1 b к1(3.52) где n к1, b к1–число и ширина радиальных вентиляционных каналов статора; k 1 –коэффициент, учитывающий искривление силовых линий в воздушном зазоре и равный 0,73—0,67 при величине воздушного зазора δ =1,5÷2,0 мм; k 1 =1 при δ ≤ 1,5 мм; чистая длина активной стали статора (ротора) lст1(2) =[l1(2–k1 n к1(2) b к1(2)] k c (3.53) где kc–коэффициент заполнения, при толщине листов стали 0,5 мм k с = 0,95 (лакировка листов) и 0,97 (оксидирование листов);наружный диаметр статора и ротора (если их невозможно измерить непосредственно) Da = D1 +2ha + 2hz1, D2 = D1–2 δ; внутренний диаметр активной стали ротора Dj =D2–2hz2 —2hj;(3.54) зубцовое деление статора и ротора (3.55) Далее по расчетным формулам для соответствующей формы пазов определяют максимальную, минимальную и среднюю ширину зубцов и пазов, после чего определяют расчетные сечения магнитной цепи–сечение воздушного зазора, спинки статора и ротора, зубцового слоя статора и ротора. Расчет основных параметров. Расчет параметров начинается с определения числа эффективных витков фазы обмотки статора ω 1 = k E U 1/(4,44 ∙ f ∙ k об1Ф), (3.56) где U 1–фазное напряжение, В; f–частота, Гц; Ф –магнитный поток, Вб; k об1 –обмоточный коэффициент, равный 0,95–0,96 для однослойных обмоток и 0,91—0,92 –для двухслойных, kE=E1/U1 ≈ 0,96÷0,98. Магнитный поток, в свою очередь, равен Ф = аδВδτlδ≈ 1,1 D1lδВδ/р, (3.57) где р–число пар полюсов; Вδ–индукция в воздушном зазоре, Тл; (аδ–коэффициент полюсного перекрытия; τ–полюсное деление, м. Подставляя (3.56) в формулу (3.57), получаем ω 1 = kEpU1/(4,9 fk об1D1lδВδ). (3.58) Для обычных условий kE= 0,97, f =50 Гц, k об1 = 0,95. Так как каждый виток располагается в двух пазах на расстоянии шага обмотки у, то, учитывая, что общее число эффективных витков в трехфазном двигателе равно 3a1 ω 1, а число пар пазов равно z 1/2, получим ω1 = z1uп1/(6a1). (3.59) Подставляя значение ω 1 из (3.59) в (3.58), получим (3.60) Как видно из формулы (3.60), единственный неизвестный параметр –индукция в воздушном зазоре Вδ. Основным критерием правильного расчета обмотки следует считать величину тока холостого хода, который может быть замерен при включении двигателя в сеть после перемотки. Величина допустимого тока холостого хода берется по каталожным данным соответствующих двигателей. Расчетные величины индукции в воздушном зазоре для низковольтных асинхронных двигателей серии 4А приведены в [7, 24], для серии А2 –в [16, 19]. Если индукцию в воздушном зазоре асинхронных двигателей серий А2 и 4А задать больше указанной в [17, 19], то двигатель будет нагреваться уже на холостом ходу и не сможет длительно развивать номинальную мощность из-за недопустимо высокого нагрева. Кроме того, коэффициент мощности такого двигателя будет низким, что приведет к росту эксплуатационных затрат.В то же время уменьшение индукции в воздушном зазоре по отношению к расчетной приводит к уменьшению перегрузочной способности двигателя и уменьшению устойчивости его работы. Для сохранения перегрузочной способности в этом случае придется занижать мощность двигателя в номинальном режиме. Иными словами, в этом случае двигатель будет недоиспользован (в соответствии со стандартами перегрузочная способность должна быть не менее 1,8—2,1).Таким образом, существует довольно узкая зона допустимых значений индукции в воздушном зазоре, при которой двигатель имеет приемлемые значения перегрузочной способности, тока холостого хода и использования активной стали. При этом значении индукции Вδ число эффективных проводников в пазу определяется однозначно по уравнению (3.60).Если величина индукции в воздушном зазоре неизвестна, то расчет числа эффективных витков усложняется. Величина Вδизменяется в широких пределах, но в то же время ток холостого хода должен иметь вполне определенную величину. Последнее требование приводит к необходимости проведения предварительных расчетов магнитной цепи двигателя с целью определения приемлемого значения Вδ. Правильность выбора индукции подтверждается сравнением токов намагничивания (расчетного и каталожного).
Электромагнитный расчет магнитной цепи. Расчет проводится в такой последовательности: задаются значением индукции в воздушном зазоре,[25] определяют число эффективных витков ω 1 по формулам (3.58)–(3.60), рассчитывают значение индукции в зубцах и ярмах статора и ротора, рассчитывают магнитное напряжение отдельных участков магнитной цепи и суммарное магнитное напряжение магнитной цепи машины (на пару полюсов), рассчитываютзначение намагничивающего тока, I μ в абсолютных и относительных единицах. Расчет магнитной цепи повторяют Э—4 раза для ряда значений Вδ и строят зависимость i μ = f (В δ). Приняв в качестве верхнего предела каталожное значение намагничивающего тока, находят по построенной зависимости требуемую величину Вδ. Эти расчеты легко формализуются и могут проводиться на ЭВМ с использованием стандартных программ. Расчет электрических нагрузок. Электрические нагрузки машины (плотность тока ∆ и линейная нагрузка А) определяют нагрев обмотки. Допустимая плотность тока не является постоянной величиной, а зависит от исполнения машины, типа охлаждения, частоты вращения, номинального напряжения и линейной нагрузки. Чем больше номинальное напряжение, тем толще должна быть изоляция (пазовая и витковая) и тем хуже отвод тепла, выделяющегося в обмотке. При неизменном температурном индексе изоляции плотность тока с ростом напряжения в обмотке должна быть уменьшена. С другой стороны, увеличение частоты вращения улучшает вентиляцию машины и плотность тока в быстроходных машинах может быть больше, чем в тихоходных. Допустимая плотность тока для асинхронных двигателей приведена в [7, 19]. Однако судить о нагреве обмотки только по плотности тока неправомерно. Нагрев обмотки определяется не только удельными потерями в меди на единицу массы, которые зависят от плотности тока, но и поверхностью охлаждения. При равных объемах тока в пазу двигатель с большим числом пазов имеет худшие условия охлаждения, чем двигатель с меньшим числом пазов. Кроме того, при равных плотностях тока в худших условиях будет находиться двигатель, имеющий пазы большего размера (при равном числе пазов). Поэтому для проверки теплового состояния обмотки необходимо знать еще и линейную нагрузку двигателя А, которая численно равна МДС обмотки статора на единицу длины окружности статора:где I 1н–номинальный ток статора, А. (3.61) Рекомендуемые значения линейной нагрузки в асинхронных двигателях приведены в [7, 16, 19, 24], причем с ростом Da и τ линейная нагрузка возрастает.Нагрев пазовой части обмотки зависит от произведения линейной нагрузки на плотность тока. Поэтому в ряде случаев выбор плотности тока осуществляют с учетом линейной нагрузки (иными словами, в качестве независимых величин выступают произведение А∙ ∆ линейная нагрузка). В этом случае расчетная плотность тока определяется по формуле ∆=А∙∆/А. Значения произведения А∙∆ для асинхронных двигателей серии 4А приведены в [7, 24]. Таким образом, зная величины плотности тока ∆1 и линейной нагрузки по формуле (3.62), можно определить число эффективных проводов в пазу u п1 и их сечение qэф= I 1н/(a1∆1). Иными словами, задача сводится к определению числа элементарных проводников в одном эффективном.Сечение эффективного витка, рассчитанное через размер паза, (3.62) где kM–коэффициент заполнения паза медью, S п.св–площадь паза в свету, мм2.Из формулы (3.62) видно, что сечение эффективного проводника зависит при прочих равных условиях только от коэффициента заполнения паза, поскольку площадь паза в свету задана (определяется его геометрией), так же как и число эффективных проводников (определяется магнитными нагрузками). Чем больше коэффициент заполнения, тем больше сечение эффективного проводника и, значит, мощность машины.Плотность укладки проводников в пазы оценивается технологическим коэффициентом заполнения проводниками свободной от изоляции площади паза (3.63) где dиз–диаметр изолированного элементарного проводника, мм; S ′п = S п.св– S из–свободная площадь паза, мм2 (S из–площадь, занимаемая изоляцией, мм2), и характеризует только технологичность укладки обмотки из круглого провода, а не степень использования всего пространства паза. В современном электромашиностроении плотность укладки всыпной обмотки стремятся выполнить такой, чтобы kз был в пределах 0,70—0,75 (ручная укладка). Для современных изоляционных материалов коэффициент заполнения паза медью kM составляет 0,33—0,36 для эмалированных проводов и 0,28—0,30 –для проводов с волокнистой и двойной изоляцией.Для обмотки из прямоугольного провода на напряжение 3000 В kз = 0,74÷0,8, kM = 0,22÷0,37, для напряжения 6000 В –kз = 0,6÷0,7, kM =0,14÷0,25. Меньшие значения коэффициентов заполнения относятся к машинам меньшей мощности. Определение номинальной мощности двигателя. Если поступивший в ремонт двигатель не имеет паспортной таблички или проходит перемотку с изменением частоты вращения, то его мощность можно определить лишь приблизительно. Окончательное значение мощности можно установить после тепловых испытаний. Полная (кажущаяся) мощность, кВ∙А, определяется по формуле S = 3 U ф I ф ∙ 10-3 (3.64) где U ф , I ф–номинальные фазные напряжение, В, и ток, А. Полезная мощность, кВт, равна Р2 = 3Uф I фηcosφ ∙ 10-3 (3.65) где η, cosφ–КПД и коэффициент мощности машины соответственно. Ориентировочно значения энергетических показателей асинхронных двигателей приведены в [7, 19]. Контрольные вопросы 1. Какой расчет называется поверочным? 2. Какую информацию, необходимую для поверочного. расчета, можно получить со старой, подлежащей ремонту машины? 3. Чем определяется диапазон значений индукции в воздушном зазоре? 4. Чем вызвано использование при расчетах двух коэффициентов заполнения паза kM и kз? 5. Как определить индукцию в воздушном зазоре графоаналитическим методом? 6. Каков порядок пересчета асинхронного двигателя на другое напряжение? Изменяется ли при этом его номинальная мощность? 7. Почему изменяется номинальная мощность двигателя при изменении его полюсности? 8. Каков порядок пересчета двигателя на более высокую (низкую) частоту вращения? 9. Почему при пересчете на более низкую частоту вращения следует уменьшать электрические нагрузки двигателя? Date: 2015-07-27; view: 1474; Нарушение авторских прав |