Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Американские Статьи конфедерации 1781 гВ июне 1776 г. Первый Континентальный конгресс назначил комитет для подготовки Статей конфедерации. Подготовленный им проект был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г. Однако процесс ратификации всеми 13 штатами затянулся на три с лишним года, и Статьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781 г. Статьи конфедерации юридически оформили и закрепили, как сказано в преамбуле, создание "вечного Союза между Штатами". В ст. II особо подчеркивалось, что "каждый штат сохраняет свойсуверенитет, свободу и независимость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключением тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Конгрессе". Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет "Соединенные Штаты Америки", что должно пониматься как "объединившиеся государства Америки". Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой прежде всего внешнеполитические задачи. В тогдашних условиях это была война за независимость против Британии. Неудивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз утратил свой смысл. Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством в собственном смысле слова. Она представляла собой не союзное государство, а союз самостоятельных государств. Поэтому Статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедеративный союз суверенных американских штатов и не был государством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы той американской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г. Статьи конфедерации не установили единого гражданства. В ст. IV говорится о "свободных жителях каждого из этих штатов", о "свободныхгражданах в различных штатах" (из числа их исключаются не только рабы, но и пауперы, бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия), а не о гражданах союза. "Для более удобного управления делами соединенных штатов" согласно Статьям конфедерации учреждался Конгресс (фактически сохранялся старый Континентальный конгресс), в состав которого входили делегаты (от двух до семи), ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (например, два — за, два — против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой "собрание дипломатов", а делегаты были не депутатами, а "дипломатическими агентами". Конгресс формально обладал всеми внешнеполитическими полномочиями: · объявлял войну и заключал мир; · посылал и назначал послов; · заключал международные договоры; · управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными: · он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы (все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами); · хотя он формально имел право устанавливать "стандарты денежных единиц", фактически штаты чеканили собственную монету. Конгресс после победоносного завершения войны за независимость принял знаменательные Северо-Западные ордонансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз. 42. В результате почти трехмесячной работы «отцов-основателей» (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 года вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона). В основу Конституции США (вступившей в действие в 1789 году после ратификации ее законодательными собраниями штатов) заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер: 1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой является соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера); 2. Жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции; 3. Внепарламентский метод избирания президента, дающий ему независимость от законодателей; 4. Внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость правительства и политического курса); 5. Отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодательной от исполнительной власти); 6. Правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем впарламентской (президент и кабинет может представлять одну партию – например, республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую). 7. Разделение властей (система сдержек и противовесов): а) все три ветви власти (2) имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга (президент избирается всенародно посредством двухстепенных выборов: палата представителей (4) нижняя палата Конгресса, избирается всенародно посредством прямых выборов; Сенат - верхняя палата до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов; Верховный Суд назначался президентом с "совета и согласия" Сената); б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти (президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания; палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания; в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3; судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной "несменяемости судей"); в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом. Конгресс может не ратифицировать международный договор, заключенный исполнительной властью, отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост, отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти, подвергнуть президента импичменту (3) (в XIX - XX вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны); президент может отклонить закон Конгресса, воспользовавшись правом отлагательного вето (1), которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании; Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса. Конституция США - "это то, что скажет Верховный Суд", так, во всяком случае, полагают многие положения, которые носят "рамочный" характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд, осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора, является весьма важным элементом системы "сдержек и противовесов". 43.
|