Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Разговорный стиль





Цель: познакомить студентов с отличительными чертами разговорного стиля речи; классификацией и характеристикой жанров устной разговорной речи.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма занятия: опрос.

Вопросы для обсуждения:

1. Отличительные особенности разговорного стиля речи.

2. Жанры разговорного стиля речи.

3. Лингвистические признаки: лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические, орфоэпические.

Методические рекомендации

«Круглый стол» - одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию. Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций, а также выявления проблем и вопросов для обсуждения.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Запишите данные ниже слова по группам: а) общеупотребительные; б) разговорные; в) просторечные.

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, беспорядок, беспредел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, дом, стол, нахапать, приработок, большущий, шабашка, заморозки, побережье, водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, толстенький, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, кусачий, ночевка, нарвать, врунишка, голосистый, дворняга, развеселый, добряк, хвастун, головушка, антисанитарный, договоренность.

Задание 2. Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературной, а какие – просторечию.

Лягу - ляжу, кладу - ложу, лихоражу - лихорадю, награжу -- наградю, наплещу - наплескаю, налягу - наляжу; ляг - ляжь, положи - поклади, напои - напой; мозоль - мозоля, дуршлаг - друшлаг, противень - протвень, туфля -туфель, задолжность - задолженность, междугородный - междугородний, мягонький – мяконький.

Задание 3. На основе приведенных ниже примеров охарактеризуйте основные морфологические особенности разговорной речи.

а) Тань! Коль!; б) стакан чаю, кусок сахару, в цеху, в отпуску; в) два молока, две сметаны, два кофе; г) с пятьсот шестьюдесятью рублями, в триста пятидесяти метрах; д) сто грамм, пять килограмм помидор; е) инструктора, прожектора, отпуска (мн.ч., И.п.); ж) Видели этого твоего… Так оно и есть! Такая красота кругом!

Задание 4. Укажите черты разговорного стиля в отрывке из повести А.Калинина «Возврата нет».

- Посмотри-ка, какую я ночью корягу вытянул на берег, - похвалился он ей однажды, показывая под яр.

Заглянув туда, она ужаснулась:

- Сам?!

Он довольно рассмеялся:

- А кто еще? Правда, большая? Но ты, когда по воду пойдешь, пожалуйста, еще больше ее подтяни. А то ее может течением сорвать. На это у меня пока силенки не хватило. – И он виновато улыбнулся.

С недоумением глядя на большую, с узловатыми корневищами корягу у подошвы яра, она спросила:

- Зачем она тебе?

В свою очередь удивился он:

- Как зачем? Мне, пока вода еще теплая, надо уходить. Иначе мне ни за что Дон не переплыть.

Она попробовала возразить:

- А может, Николай, тебе лучше тут дождаться, когда фронт начнет двигаться назад?..

И мгновенно осеклась, впервые увидев, каким чужим, даже враждебным, беспощадно синим может быть его взгляд из-под белесых бровей.

- Приймаком у тебя под подолом, да? Для этого ты тут и откармливаешь меня?!

Она даже рукой заслонилась от него: - Что ты, Николай!

И тут же, отводя ее руку своей, он взглянул ей в глаза.

- Ты прости, Антонина. Не могу я дальше в этой яме от каждого шороха дрожать. Я ведь себе уже на всю дорогу сухарей насушил. Если до Сталинграда идти, то, как раз мне должно будет хватить недели на две. А там я по голосам наших пушек через фронт проберусь.

Еще раз она попыталась разубедить его:

- Ты же совсем слабый еще, а под яром течение так и бьет, потому он весь дрожит. Тебя под него может сразу затянуть.

И, глянув в его тоскующие синие-синие глаза, она поняла, что больше уже не следует его разубеждать. Все равно бесполезно.

Задание 5. Верно ли сформулированы следующие тезисы по отношению к разговорной речи? Отметьте лишние:

Ø Функция (задачи) – общение;

Ø наличие большого числа общеупотребительных слов;

Ø наличие слов, имеющих высокую стилистическую окраску;

Ø наличие большого числа просторечных слов;

Ø наличие большого числа фразеологизмов;

Ø частое употребление причастий и деепричастий;

Ø часто присутствуют неполные предложения;

Ø тексты насыщены терминами;

Ø широко используются предложения всех структурных типов;

Ø к художественной речи относится репортаж.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.zipsites.ru/ - Бесплатная электронная интернет библиотека.

3. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

4. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

5. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

6. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2009.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 2009.

4. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

5.Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

6. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с..

Дополнительная литература:

7. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

8. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – Москва: Логос, 2009. – 342 с.

9. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

10. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум / [Н. С. Водина, А. Ю. Иванова, В. С. Клюев и др.]; [ред. коллегия: И. М. Рожкова и др.]. – 13-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 320 Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2007.

11. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М., 2008.

12. Мучник Е.С. Культура письменной речи. Формирование стилистического мышления. – М., 2009.

13. Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. - М., 2008.

14. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов н/Д, 2004.

Интернет-ресурсы:

e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»http:// www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»:

http://www.gramma.ru Культура письменной речи:

http://www.rusword.org – Мир слова русского:

http://gramota.ru/book/ritorika – Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы:

http://www.twirpx.com – Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь. Языкознание

http://www.twirpx.com – Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов

http://www.twirpx.com – Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс

http://slovari.yandex.ru – Словари

http://www.zipsites.ru – Бесплатная электронная интернет библиотека

http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека

 

Date: 2015-07-27; view: 1465; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию