Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. В процессе подготовки к занятию необходимо назвать формы существования национального языка, раскрыть их содержание и области функционирования; дать





В процессе подготовки к занятию необходимо назвать формы существования национального языка, раскрыть их содержание и области функционирования; дать определение понятия «литературный язык», назвать и охарактеризовать основные признаки литературного языка.

Для подготовки к этому занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 (Глава 2. Структурные и коммуникативные свойства языка), а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

Задание 2. Установите соответствия:

1. Литературный язык 2. Просторечие 3. Территориальный диалект 4. Говор 5. Профессионализмы 6. Арго 7. Социальный диалект 8. Жаргон 1) нелитературный вариант языка, используемый людьми на опреде-лѐнных территориях в сельской местности; 2) образцовый вариант языка, используемый на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях; 3) нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоѐв городского населения и придающий ей неправильный и грубый характер; 4) нелитературный вариант языка, используемый в непринуждѐнном общении представителями опре-делѐнных социальных групп; 5) нелитературный вариант языка, создаваемый с целью языкового обособления, т.е. закрытый язык.

Задание 3. Найдите в предложениях диалектизмы, определите их значения. Укажите случаи их неоправданного употребления.

Работу начинали с первыми кочетами. К вечеру ненадолго разведрилось. Утирка осталась в кармане пальто. Опытные удильщики не ловят рыбу около тросты, они выезжают на озеро и удят на нальях – песчано-каменистых отмелях вдали от берега. Отец с братьями охотились на векшу

Задание 4. Определите значения просторечных слов, замените их литературными

Расценок, туфель, промеж, смуглявый, супротивник, теперича, вдогон, махра, богатей, убивец, наискоски, манатки, барахло, тутошний, аккурат, небось, умаяться, сызмала, пузо, брюхо, гляделки, морда, спятить, балбес, зубодёр, обжулить, смыться, укокошить, растяпа.

Задание 5. Найдите профессионализмы и жаргонизмы. Там, где это возможно, подберите к ним синонимы общелитературного языка

Скрепляют стены при помощи сбалчивания. Уже закончена кладка фундамента. Забор крови производится в пятом кабинете. Необходимо поставить еще один укол. Мальчик гуляет в лесном массиве. Починка автомобиля займет много времени. Тридцать пять цветных и тоновых репродукций войдут в новый альбом.

Задание 6. Назовите признаки, сочетание которых дает определение литературного языка.

Обработанность, слабая стилистическая дифференциация, территориальная ограниченность, нормированность, стабильность, закрепленность за бытовой сферой общения, обязательность для всех членов общества, стилистическая дифференцированность, универсальность, отсутствие регламентации языковых средств, наличие устной и письменной формы.

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы.

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2009. – 342 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Данцев, А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов: учеб. пособие / А. А. Данцев, Н. В. Нефедов. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

3. Мандель, Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. Р. Мандель. – Москва: Вузовский учебник, 2009. – 265 с.

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу: учебник / под ред. В. И. Максимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 304 с.







Date: 2015-07-27; view: 1338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию