ПРЕДИСЛОВИЕ
|
|
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ
|
|
ТЕМА 1. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
|
|
Практическое занятие 1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Функциональные и структурные свойства языка
|
|
Практическое занятие 2. Устная и письменная речь
|
|
Практическое занятие 3. Формы существования языка
|
|
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА
|
|
Практическое занятие 4. Происхождение русского языка
|
|
Практическое занятие 5. Происхождение русской лексики
|
|
ТЕМА 3. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
|
|
Практическое занятие 6. Характеристика культуры речи
|
|
ТЕМА 4. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
|
|
Практическое занятие 7. Логичность речи
|
|
Практическое занятие 8. Точность и доступность как качества грамотной речи
|
|
ТЕМА 5. ЧИСТОТА КАК КАЧЕСТВО ГРАМОТНОЙ РЕЧИ
|
|
Практическое занятие 9. Чистота как качество грамотной речи
|
|
ТЕМА 6. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И БОГАТСТВО КАК КАЧЕСТВА ГРАМОТНОЙ РЕЧИ
|
|
Практическое занятие 10. Богатство и разнообразие речи
|
|
Практическое занятие 11. Грамматические ресурсы речевого богатства
|
|
Практическое занятие 12. Выразительность речи
|
|
ТЕМА 7. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
|
|
Практическое занятие 13. Речевой этикет и культура общения
|
|
Практическое занятие 14. Культура ведения полемики
|
|
Практическое занятие 15. Телефонный этикет
|
|
ТЕМА 8. ЭТИКА И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
Практическое занятие 16. Этика письменной речи. Этика устной речи. Этика слушания
|
|
РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
|
|
ТЕМА 9. НОРМАТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
|
|
Практическое занятие 1. Нормативность как условие существования языка: вид речевых ошибок, генезис и подходы к изучению
|
|
ТЕМА 10. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
|
|
Практическое занятие 2. Лексические нормы языка русского языка. Синонимы. Антонимы
|
|
Практическое занятие 3. Лексические нормы языка русского языка. Омонимы. Стилистические функции заимствований и устаревших слов
|
|
Практическое занятие 4. Лексическая сочетаемость и точность речи
|
|
ТЕМА 11. ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
|
|
Практическое занятие 5. Фразеологические нормы
|
|
ТЕМА 12. НАРУШЕНИЯ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
|
|
Практическое занятие 6. Орфоэпические нормы русского языка
|
|
Практическое занятие 7. Акцентологические нормы русского языка
|
|
ТЕМА 13. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
|
|
Практическое занятие 8. Словообразовательные нормы русского языка
|
|
Практическое занятие 9. Морфологические нормы имен существительных
|
|
Практическое занятие 10. Морфологические нормы имен прилагательных
|
|
Практическое занятие 11. Морфологические нормы имени числительного и местоимений
|
|
Практическое занятие 12. Морфологические нормы наречий
|
|
ТЕМА 12. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ: ОШИБКИ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ФОРМ ГЛАГОЛА
|
|
Практическое занятие 13. Морфологические нормы глаголов
|
|
Практическое занятие 14. Морфологические нормы причастий
|
|
Практическое занятие 15. Морфологические нормы деепричастий
|
|
ТЕМА 14. НАРУШЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
|
|
Практическое занятие 16. Синтаксические нормы русского языка
|
|
Практическое занятие 17. Синтаксические нормы русского языка.
Синтаксическая синонимия
|
|
Практическое занятие 18. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксис простого предложения
|
|
Практическое занятие 19. Синтаксические нормы русского языка. Осложненное предложение. Сложное предложение
|
|
РАЗДЕЛ 3. СТИЛИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
|
|
ТЕМА 15. СТИЛИСТИКА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
|
|
Практическое занятие 20. Стилистика как лингвистическая дисциплина
|
|
Практическое занятие 21. Стилистическая окраска слова
|
|
ТЕМА 16. СИНОНИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА КАК РЕСУРСЫ СТИЛИСТИКИ
|
|
Практическое занятие 22. Лексическая стилистика. Смысловая точность речи
|
|
ТЕМА 17. НАУЧНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
|
|
Практическое занятие 23. Научный стиль, его место в функционально-стилистической системе языка
|
|
Практическое занятие 24. Подстили и жанры научного стиля
|
|
Практическое занятие 25. Языковое оформление научных текстов
|
|
ТЕМА 18. ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ
|
|
Практическое занятие 26. Жанровое своеобразие собственно научного и научно-популярного стилей русского языка
|
|
Практическое занятие 27. Жанры учебно-научного подстиля русского языка
|
|
Практическое занятие 28 - 29. Официально-деловой стиль
|
|
Практическое занятие 31 - 32. Официально – деловой стиль
|
|
ТЕМА 21. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
|
|
Практическое занятие 33. Публицистический стиль и его специфические особенности
|
|
Практическое занятие 34. Устная форма публицистического стиля
|
|
Практическое занятие 35. Художественный стиль речи
|
|
ТЕМА 22. РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНАЯ РЕЧЬ
|
|
Практическое занятие 36. Разговорный стиль
|
|
Цель: формирование уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов, что предполагает овладение знаниями о русском языке, его формах и стилях, структуре, возможностях, о нормах и качествах русского литературного языка, необходимых для успешной речи; совершенствование умения студентов грамотно использовать языковые средства в типичных для будущей профессиональной деятельности речевых ситуациях.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» направлена на повышение уровня практического владения культурой устной и письменной речи студентов, обучающихся по направлению 270800.62 – Строительство.
- вызвать уважение к русскому языку и желание в совершенстве овладеть всеми его тонкостями; дать необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, формах реализации; познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации;
- способствовать качественному повышению уровня речевой культуры студентов; дать представление о речи как инструменте эффективного общения; освоить нормы письменной и устной речи;
- способствовать формированию коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение студента организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения; способствовать расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа; способствовать формированию умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.