Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Употребление форм существительных





1. Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение: горячий ко- фе (мужской род). 2. В современном литературном языке слово туфля женского рода. Форма туфель (мужского рода) при- суща профессиональному употреблению. 3. В современном литературном языке слово зал мужского рода и имеет значение 'помещение для многолюдных собраний или для специальных це- лей'. Слово зала (женского рода) является устаре- лым и имеет значение 'просторная парадная комна- та в частном доме для приема гостей'. 4. В современном языке слово табель мужского ро- да. Старая форма женского рода сохраняется только в названии Петровская табель о рангах. 5. Слово толь мужского рода. К мужскому роду от- носятся также слова: банкнот, ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес, канделябр, картофель, комментарий, коррек- тив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, сана- торий, фильм, черёд, эполет. 6. В современном литературном языке слово повидло среднего рода. К среднему роду относятся также слова: ведёрко, контральто, монисто, мочало, чучело, щупальце. * В упражнениях этого раздела цифры над словом (сноски) указы- вают на номер грамматического комментария, приведенного в начале данного параграфа. 7. Слово просека женского рода. К женскому роду относятся также слова: бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта ('болезнь глаз'), коленка, ко- нопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка, чинара. (Форма мужского рода этих слов рассмат- ривается как устарелая, диалектная, профессио- нальная и т. п.). 8. Некоторые неодушевленные существительные муж- ского рода II склонения употребляются в форме предложного падежа единственного числа с оконча- нием -е (обычно без ударения) или -у (только под ударением). Окончание -у 1-ю имеет существитель- ное, если оно употреблено в обстоятельственном зна- чении (указывает на место, время, образ действия, состояние) с предлогом в или на: в саду, на берегу, на своём веку, на ходу, в цвету. То же при ука- зании на вещество или массу (пряники на меду, весь в снегу), при обозначении собрания людей (в полку, в строю). В объектном значении (до- полнение) употребляются формы на -е: в «Вишнё- вом саде» А. П. Чехова; в «Лесе» А. Н. Остров- ского. 9. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют в форме творительного падежа окончание -ом: Вирховом, Дарвином. Ср.: Ивановым, Савиным. 10. В литературном языке употребляются следую- щие формы родительного падежа множественного числа (одни без окончания, другие с окончанием): 1)слова м у ж с к о г о рода: (пара) ботинок, вале- нок, погон, сапог, чулок (но: носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов; помидоров, рельсов, томатов, фильмов, комментариев, кор- рективов); (среди) армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган (но: калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); (отряд) солдат, партизан, гренадёр, гусар, дра- гун, кирасир, улан (но: минёров, сапёров); 2)слова ж е н с к о г о рода: (несколько) барж, басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель, свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит свеч), цаплей; 3)слова с р е д н е г о рода: (нет) верховьев, ни- зовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий; коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остри- ёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блю- дец, зеркалец, одеялец, полотенец; 4) слова, не имеющие формы единственного числа: (не было) нападок, потёмок, сумерек, заморозков, лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей, 11. Имена античных божеств (мужского рода) скло- няются как существительные одушевленные: наде- яться на Юпитера, а в качестве названий планет — как существительные неодушевленные: смотреть в телескоп на Юпитер. 12. При выборе падежных форм типа в цехе — в цеху, в отпуске — в отпуску следует исходить из того, что в основном формы на -е присущи литера- турному языку, а формы на -у — разговорной речи. 13. При склонении таких сочетаний, как Первое мая, изменяется только первая часть: подготовить- ся к Первому мая. 14. Форма винительного падежа неодушевленных существительных с суффиксами -телъ, -чик, -щик (обозначающих приборы, механизмы, орудия) сов- падает с формой именительного падежа: повернуть выключатель, починить датчик, построить бом- бардировщик. 15. Слово среда в значении 'совокупность природ- ных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества', как и большинство отвлеченных существительных, не имеет форм множественного числа. 16. Слово речь имеет формы обоих чисел только в значении 'публичное выступление'. 17. Слово окружение в большинстве своих значений не употребляется во множественном числе. Отглаголь- ные существительные на -ение, -ание, обозначающие действие или отвлеченное понятие, употребляются в форме множественного числа только при конкрети- зации значения: знания и навыки учащихся. 18. В литературном языке в зависимости от стиля речи некоторые существительные мужского рода II склонения в форме именительного падежа множе- ственного числа имеют окончания: 1) ударяемое -а/-я: веера повара директора профессора доктора слесаря и слесари инспектора стога катера сторожа клевера тома и тбмы корма, фельдшера короба флигеля кузова хлева невода шомпола отпуска штабеля паспорта штемпеля пекаря и пекари якоря ястреба 2) неударяемое -ы/-и: бухгалтеры почерки выборы приговоры договоры прииски инженеры. редакторы клапаны торты конюхи тракторы лекари фронты лекторы цехи порты. шофёры. Различаются по смыслу формы: борова ('дымо- ходы') — боровы ('кабаны'); корпуса ('здания; вой- сковые соединения') — корпусы ('туловища'); образа ('иконы') — образы (художественно-литературные); повода ('поводья') — поводы ('побуждения'); пояса ('часть одежды') — пдясы (географические); про- пуска ('документы') — пропуски ('недосмотры'); тока ('место молотьбы') — токи (электрические); тона ('переливы цвета') — тоны (звуковые); тор- моза ('устройство') — тормозы ('препятствия'); учи- теля ('преподаватели') — учители ('идейные руково- дители'); хлеба (на корню) — хлебы (печёные); цвета ('краски') — цветъ1 ('растения'); меха ('выделанные шкуры') — мехи (кузнечные); соболя ('меха') — соболи ('животные'); счета ('документы') — счёты ('при- бор; взаимные отношения'); сыны (родины) — сыновья (у родителей) и др. 19. Слово опыт в значении 'совокупность накоплен- ных знаний и навыков' в форме множественного числа не употребляется.

 

323. Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм.

1. После обеда мы обычно пили (чёрный — чёрное) кофе1. 2. Покупатель попросил дать ему примерить (пра- вый туфель — правую туфлю)2. 3. (Читальный зал — читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — пе- реполнена) учащейся молодёжью3. 4. В (табеле — та- бели) отмечается выход на работу членов бригады4. 5. Крыша сарая была покрыта (толем — толью)5. 6. В магазине продаётся (яблочная повидла — яблочное по- видло). 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку — широкой просеке)1. 8. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем — траурной вуалью). 9. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс — правая рельса). 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на (больной — больную) мозоль?

 

324. Выберите одну из заключенных в скобки падеж- ных форм существительных.

1. Роль Раневской в («Вишнёвом саду» — «Вишнёвом саде») А. П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки8. 2. Основные факторы эволюции органического мира были описаны (Дарвином — Дарвиным)9. 3. В ма- газине был большой выбор чулок и (носок — носков)10. 4. Лучше всего астрономы наблюдают (Марса — Марс) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли11. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектаров — гектар)10. 6. В реконструированном (цеху — цехе) за- вода установлено новейшее оборудование12. 7. Работа должна быть закончена к первому (августу — авгус- та)^. 8. В продажу поступила первая партия ранних (помидор — помидоров)10. 9. По завещанию наследство было разделено на несколько равных (долъ — долей)10. 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель — числителя) первой дроби помножить на (знаменатель — знаменателя) второй, а (знаменатель — знаменателя) первой — на (числитель — числителя) второй14.

 

325. Выберите одну из заключенных в скобки числовых форм.

1. В романе «Мать» М. Горький создал образы револю- ционеров, принадлежащих к (различным социальным средам — различной социальной среде)15. 2. Отклонения от литературной нормы наблюдаются в (речах — речи) школьников даже старших классов16. 3. Во время войны войска нередко попадали в (окружения — окружение), но благодаря находчивости и присутствию духа вырыва- лись из кольца неприятельских войск17. 4. Почти все (цеха — цехи) завода оснащены современным оборудо- ванием18. 5. Нужно воспитывать у молодёжи (правиль- ное отношение — правильные отношения) к общест- венному труду17. 6. Директорам школ настоятельно ре- комендовали проводить регулярный обмен (опытом — опытами) воспитательной работы19. 7. Гармонист ещё шире раздвинул (меха — мехи) своей гармони18.8. Опыт- ные (шофера — шофёры) уверенно вели машины по гор- ным дорогам18.

 

Date: 2015-07-25; view: 1062; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию