Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гос.регулирование рынка ЦБ
Для того чтобы фондовый рынок успешно развивался и выполнял свое назначение — мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и их перераспределение между отраслями и сферами народного хозяйства, — необходимо построение системы регулирования, отвечающей интересам и потребностям всех участников. Регулирование фондового рынка — многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка в соответствии с установленными целями и принципами со стороны организаций, уполномоченных на эти действия. Регулирование осуществляется как государством — путем наделения различных государственных органов соответствующими полномочиями, так и самими участниками рынка — путем создания саморегулируемых организаций и разработки внутренних документов, определяющих их деятельность. Объектами регулирования выступают участники фондового рынка: • эмитенты ценных бумаг, а также организации, занимающиеся размещением ценных бумаг; • инвесторы и организации, привлекаемые для управления инвестициями и ценными бумагами; • фондовые посредники; • саморегулируемые организации. Цели регулирования определяются приоритетами в развитии экономики и направлениями социально-экономического развития страны. Основная цель регулирования — обеспечение стабильности и инвестиционной направленности рынка ценных бумаг, поддержание баланса между потоками сбережений и инвестиций. Степень вмешательства государства в рыночные процессы, как правило, значительно выше на формирующихся рынках, чем на развитых. Если фондовый рынок достаточно развит, государство лишь содействует его функционированию, поддерживая сложившуюся рыночную практику. Зарождающиеся рынки нуждаются в более тщательном регулировании и развитии каждого своего компонента, им требуются инвестиции в инфраструктуру и на организационное устройство, насыщение технологиями и т.д. Преобладание государственного регулирования на начальном этапе развития рынка позволяет избежать масштабных потерь и кризисов, массовых нарушений прав инвесторов. Роль государства в процессе регулирования особенно возрастает в кризисные периоды. Государственное регулирование фондового рынка может осуществляться с применением форм прямого (административного) воздействия и косвенного (экономического) регулирования. Методы прямого регулирования: • обязательная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и эмитентов; • установление требований ко всем участникам рынка: эмитентам, инвесторам, фондовым посредникам, организациям, которые обеспечивают функционирование рынка ценных бумаг; • лицензирование профессиональной деятельности с ценными бумагами; • установление правил по раскрытию информации; • создание системы контроля за функционированием рынка и системы санкций за нарушение установленных норм и правил. Методы косвенного регулирования, предполагающие использование экономических рычагов, включают: • общеэкономические методы, охватывающие денежно-кредитную политику (учетная ставка центрального банка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке и др.), государственные капиталы (государственный бюджет и внебюджетные фонды), структуру собственности (соотношение государственной и частной собственности, распределение ресурсов); • налоговую политику (налоговые ставки, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов). В систему государственного регулирования рынка ценных бумаг входят следующие основные элементы: • обеспечение законодательной и нормативной правовой базы; • формирование органов государственного регулирования и наделение их соответствующими функциями и полномочиями; • создание инфраструктуры, отвечающей потребностям и целям развития рынка. Законодательную базу функционирования фондового рынка Беларуси составляют следующие основные документы: 1) кодексы: • Гражданский кодекс Республики Беларусь; • Инвестиционный кодекс Республики Беларусь; 2) Законы Республики Беларусь: • «О ценных бумагах и фондовых биржах»; • «Об обращении переводных и простых векселей»; • «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»; • «О хозяйственных обществах»; • «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и др. Органами государственного регулирования являются: • Президент Республики Беларусь — издает декреты, указы; • Национальное собрание Республики Беларусь — принимает законы во исполнение указов; • Совет Министров Республики Беларусь —принимает постановления; • Министерство финансов Республики Беларусь, в структуре которого создан Департамент но ценным бумагам, непосредственно осуществляющий функции по государственному регулированию рынка ценных бумаг. Его основными задачами являются государственное регулирование рынка ценных бумаг; организация контроля и надзора за выпуском, обращением ценных бумаг и профессиональной деятельностью по ценным бумагам; регистрация выпусков ценных бумаг; лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам; • Национальный банк Республики Беларусь — в рамках денежно-кредитной политики проводит операции на открытом рынке, является агентом Правительства по размещению государственных ценных бумаг, регулирует порядок операций с ценными бумагами коммерческих банков; • Министерство экономики Республики Беларусь и отраслевые министерства. Инфраструктуру рынка ценных бумаг в Республике Беларусь образуют: • ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» — ее главный элемент, на который возложены функции по организации биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами; • двухуровневая депозитарная система, представленная УП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитариями-корреспондентами; • профессиональные участники, имеющие лицензию и осуществляющие различные виды деятельности с ценными бумагами. Поскольку интересы участников рынка ценных бумаг и государства по многим вопросам совпадают, это позволяет использовать такой метод решения возникающих проблем, как саморегулирование. В мире практикуется создание так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которые учреждаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью защиты собственных интересов, установления и соблюдения профессиональных стандартов, предупреждения либо разрешения возникающих конфликтов, устранения возможностей для мошенничества и других противоправных явлений. Каждая страна по-своему распределяет функции регулирования между государством и СРО. По некоторым вопросам последние демонстрируют большую эффективность, чем государственные органы, поскольку сами участники рынка заинтересованы в принятии правил, повышающих привлекательность операций на рынке и благоприятных для инвесторов, что положительно отражается на прибыли. Кроме того, участники рынка по собственному опыту знают, какие правила и механизмы контроля действенны и как предупредить нарушения. Следует отметить, что законодательством Республики Беларусь в настоящее время не предусмотрен статус саморегулируемой организации и такая норма отсутствует. Примером СРО из зарубежной практики является созданная в США Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD), являющаяся организатором самого крупного внебиржевого рынка NASDAQ. Данная ассоциация — саморегулируемый орган управления внебиржевым рынком. Американское законодательство предоставило ей право создавать и вводить в действие правила, которые препятствовали бы мошенничеству, спекуляции и получению чрезмерных прибылей и одновременно защищали права инвесторов и общественные интересы. В состав организации входят фирмы, занимающиеся торговлей на внебиржевом рынке, а также инвестиционные банки, брокерские фирмы с пониженными комиссионными и взаимные фонды. Среди российских саморегулируемых организаций самые заметные: • НАУФОР — Национальная ассоциация участников фондового рынка; • ПАРТАД — Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев; • НАУРГ — Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг; • Союз фондовых бирж России. Направленность и цели деятельности этих организаций можно понять по их названиям.
Date: 2015-07-27; view: 378; Нарушение авторских прав |