Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гос.регулирование рынка ЦБ





Для того чтобы фондовый рынок успешно развивался и выполнял свое назначение — мобилизацию свободных ресурсов для развития экономики и их перераспределение между отраслями и сферами народного хозяйства, — необходимо построение системы регулирования, отвечающей интересам и потребностям всех участников. Регулирование фондового рынка — многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка в соответствии с установленными целями и принципами со стороны организаций, уполномоченных на эти действия.

Регулирование осуществляется как государством — путем наделения различных государственных органов соответствующими полномочиями, так и самими участниками рынка — путем создания саморегулируемых организаций и разработки внутренних документов, определяющих их деятельность.

Объектами регулирования выступают участники фондового рынка:

• эмитенты ценных бумаг, а также организации, занимающиеся размещением ценных бумаг;

• инвесторы и организации, привлекаемые для управления инвестициями и ценными бумагами;

• фондовые посредники;

• саморегулируемые организации.

Цели регулирования определяются приоритетами в развитии экономики и направлениями социально-экономического развития страны. Основная цель регулирования — обеспечение стабильности и инвестиционной направленности рынка ценных бумаг, поддержание баланса между потоками сбережений и инвестиций.

Степень вмешательства государства в рыночные процессы, как правило, значительно выше на формирующихся рынках, чем на развитых. Если фондовый рынок достаточно развит, государство лишь содействует его функционированию, поддерживая сложившуюся рыночную практику. Зарождающиеся рынки нуждаются в более тщательном регулировании и развитии каждого своего компонента, им требуются инвестиции в инфраструктуру и на организационное устройство, насыщение технологиями и т.д. Преобладание государственного регулирования на начальном этапе развития рынка позволяет избежать масштабных потерь и кризисов, массовых нарушений прав инвесторов. Роль государства в процессе регулирования особенно возрастает в кризисные периоды.

Государственное регулирование фондового рынка может осуществляться с применением форм прямого (административного) воздействия и косвенного (экономического) регулирования.

Методы прямого регулирования:

• обязательная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и эмитентов;

• установление требований ко всем участникам рынка: эмитентам, инвесторам, фондовым посредникам, организациям, которые обеспечивают функционирование рынка ценных бумаг;

• лицензирование профессиональной деятельности с ценными бумагами;

• установление правил по раскрытию информации;

• создание системы контроля за функционированием рынка и системы санкций за нарушение установленных норм и правил.

Методы косвенного регулирования, предполагающие использование экономических рычагов, включают:

• общеэкономические методы, охватывающие денежно-кредитную политику (учетная ставка центрального банка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке и др.), государственные капиталы (государственный бюджет и внебюджетные фонды), структуру собственности (соотношение государственной и частной собственности, распределение ресурсов);

• налоговую политику (налоговые ставки, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов).

В систему государственного регулирования рынка ценных бумаг входят следующие основные элементы:

• обеспечение законодательной и нормативной правовой базы;

• формирование органов государственного регулирования и наделение их соответствующими функциями и полномочиями;

• создание инфраструктуры, отвечающей потребностям и целям развития рынка.

Законодательную базу функционирования фондового рынка Беларуси составляют следующие основные документы:

1) кодексы:

• Гражданский кодекс Республики Беларусь;

• Инвестиционный кодекс Республики Беларусь;

2) Законы Республики Беларусь:

• «О ценных бумагах и фондовых биржах»;

• «Об обращении переводных и простых векселей»;

• «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»;

• «О хозяйственных обществах»;

• «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и др.

Органами государственного регулирования являются:

• Президент Республики Беларусь — издает декреты, указы;

• Национальное собрание Республики Беларусь — принимает законы во исполнение указов;


• Совет Министров Республики Беларусь —принимает постановления;

• Министерство финансов Республики Беларусь, в структуре которого создан Департамент но ценным бумагам, непосредственно осуществляющий функции по государственному регулированию рынка ценных бумаг. Его основными задачами являются государственное регулирование рынка ценных бумаг; организация контроля и надзора за выпуском, обращением ценных бумаг и профессиональной деятельностью по ценным бумагам; регистрация выпусков ценных бумаг; лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам;

• Национальный банк Республики Беларусь — в рамках денежно-кредитной политики проводит операции на открытом рынке, является агентом Правительства по размещению государственных ценных бумаг, регулирует порядок операций с ценными бумагами коммерческих банков;

• Министерство экономики Республики Беларусь и отраслевые министерства.

Инфраструктуру рынка ценных бумаг в Республике Беларусь образуют:

• ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» — ее главный элемент, на который возложены функции по организации биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами;

• двухуровневая депозитарная система, представленная УП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитариями-корреспондентами;

• профессиональные участники, имеющие лицензию и осуществляющие различные виды деятельности с ценными бумагами.

Поскольку интересы участников рынка ценных бумаг и государства по многим вопросам совпадают, это позволяет использовать такой метод решения возникающих проблем, как саморегулирование. В мире практикуется создание так называемых саморегулируемых организаций (СРО), которые учреждаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью защиты собственных интересов, установления и соблюдения профессиональных стандартов, предупреждения либо разрешения возникающих конфликтов, устранения возможностей для мошенничества и других противоправных явлений. Каждая страна по-своему распределяет функции регулирования между государством и СРО. По некоторым вопросам последние демонстрируют большую эффективность, чем государственные органы, поскольку сами участники рынка заинтересованы в принятии правил, повышающих привлекательность операций на рынке и благоприятных для инвесторов, что положительно отражается на прибыли. Кроме того, участники рынка по собственному опыту знают, какие правила и механизмы контроля действенны и как предупредить нарушения.

Следует отметить, что законодательством Республики Беларусь в настоящее время не предусмотрен статус саморегулируемой организации и такая норма отсутствует. Примером СРО из зарубежной практики является созданная в США Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD), являющаяся организатором самого крупного внебиржевого рынка NASDAQ. Данная ассоциация — саморегулируемый орган управления внебиржевым рынком. Американское законодательство предоставило ей право создавать и вводить в действие правила, которые препятствовали бы мошенничеству, спекуляции и получению чрезмерных прибылей и одновременно защищали права инвесторов и общественные интересы. В состав организации входят фирмы, занимающиеся торговлей на внебиржевом рынке, а также инвестиционные банки, брокерские фирмы с пониженными комиссионными и взаимные фонды.

Среди российских саморегулируемых организаций самые заметные:

• НАУФОР — Национальная ассоциация участников фондового рынка;

• ПАРТАД — Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев;

• НАУРГ — Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг;

• Союз фондовых бирж России.

Направленность и цели деятельности этих организаций можно понять по их названиям.

 

 







Date: 2015-07-27; view: 378; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию