Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль финансов в системе товарно-денежных отношений





Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Причина появления финансов

– потребности хозяйственных систем и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность без финансов удовлетворить невозможно. В сфере хозяйствования именно благодаря финансам обеспечивается удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей, они позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Вычленение в составе выручки от реализации продукции прибыли, отчислений на социальное страхование, амортизационных отчислений и т. п. осуществляется с помощью финансов и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой ее части
Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налогов гражданами страны и т. д.) и конкретизация целевого ее использования (направление прибыли на капитальные вложения, формирование фондов экономического стимулирования за счет разных источников и др.) тоже происходит на основе финансов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов; они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Роль финансов в системе товарно-денежных отношений многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям
1) финансовое обеспечение потребностей расширенного производства;

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

– через эффективное вложение финансовых ресурсов;

– создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

– использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

– использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т. п.).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

8.Дайте определение понятиям: финансовые ресурсы, финансы домохозяйств, бюджет

Финансовые ресурсы – материальное воплощение финансовых отношений
- это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении домохозяйств, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на экономические и социальные цели
Совокупность денежных доходов, поступлений, накоплений субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления – финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы существуют только в денежной форме
Признак: Финансовые ресурсы всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворяющих других общественных потребностей.

Использование фин ресурсов находящихся в распоряжении органов гос власти и местного самоуправления, связано с функциями государства. Посредством фин ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления гос и муниципал управления.
Формирование и использование фин ресурсов осуществляется в фондовой и нефондовой форме.
Фондовая: предопределена потребностями органов гос власти и местного самоуправления, нуждающихся в фин ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения так и узкоцелевые.
Финансовые фонды имеют следующие черты:
- это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежный средств
- в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительно, происходит постоянно пополнение и использование средств
- всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие
- имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы его образования и использования
Фондовая форма имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Формирование таких финансовых фондов обеспечивает концетрацию фин ресурсов для неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием.
В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном фин ресурсы органов гос власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Порядок использования фин ресурсов ком организациями определяется их учредительными документами, поэтому возможно сочетания фондовой и нефондовой форм.

Финансы домохозяйств.

Экономические отношения разнообразны, они существуют на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, постоянно возникающие в какой-либо сфере социально-экономической деятельности, образуют содержание самостоятельной экономической категории. Одна из таких категорий — финансы домашнего хозяйства, отражающие реально существующие экономические отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение.

Финансовые отношения — это, как правило, денежные отношения. Там, где не предусматривается движение денежных средств и (или) их эквивалентов, нет и финансовых отношений (в данном случае мы абстрагируемся от некоторых специфических операций, например, операций, оформляемых договорами мены). Ведение домашнего хозяйства в современных экономических условиях невозможно без использования денег, значит, существует реальная база для возникновения финансовых отношений на уровне домашнего хозяйства. Однако не все денежные отношения можно считать финансовыми. К ним вряд ли можно отнести, например, отношения обмена (Т — Д — Т), в которые постоянно вступает домашнее хозяйство. В связи с этим представляется достаточно оправданной, хотя и не бесспорной, позиция ряда экономистов, полагающих, что финансами можно считать лишь денежные отношения, возникающие по поводу формирования и распределения фондов денежных средств.

Домашнее хозяйство не может находиться вне финансовых отношений, оно постоянно вступает в такие отношения, возникающие как внутри домашнего хозяйства, так и с внешними по отношению к домашнему хозяйству рыночными субъектами.

К внутренним финансам домашнего хозяйства можно отнести отношения, возникающие между его участниками по поводу формирования семейных денежных фондов, имеющих разнос целевое назначение: страхового резерва для поддержания уровня текущего потребления, денежного резерва для повышения уровня капитальных расходов, денежного фонда в целях его дальнейшего инвестирования и др.

домашнее хозяйство может вступать в финансовые отношения:

с другими домашними хозяйствами — по поводу формирования и использования совместных денежных фондов (к ним не относятся отношения взаимного обмена, в которых также могут участвовать домашние хозяйства);

с предприятиями, работающими в разных сферах материального производства или производства услуг и выступающими в качестве работодателей но отношению к участникам домашнего хозяйства, — по поводу распределения части произведенного ВВП в его стоимостной форме;

с коммерческими банками — по поводу привлечения потребительских кредитов, их погашения; по поводу размещения временно свободных денежных средств на банковские счета;

со страховыми организациями — по поводу формирования и использования различного рода страховых фондов;

с государством — по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов.

Такие отношения составляют социально-экономическое содержание категории «финансы домашнего хозяйства».

Следовательно,финансы домашнего хозяйства - это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности.

Бюджет

Бюджет оказывает активное воздействие на развитие экономики и социальной сферы, прежде всего, через возможность изменения воспроизводственных, отраслевых и территориальных пропорций развития экономики, регулирования темпов развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Регулирующая роль бюджета проявляется через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы бюджета и расходы бюджета, но не автоматически, а через адекватный целям и задачам бюджетной политики бюджетный механизм, который позволяет облечь объективно существующие отношения в организационные формы мобилизации доходов в бюджет и осуществления расходов. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации отдельных видов доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.
Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем, доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление соответствующих форм налоговых изъятий, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Они призваны, с одной стороны, обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления объемом денежных средств, достаточных для выполнения возложенных на них функций и задач, а с другой – регулировать объем средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, достаточный для нормального воспроизводственного процесса, обеспечивающего высокий уровень накоплений. Это, в свою очередь, создает условия для увеличения валового внутреннего продукта и роста государственных доходов.
Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов – обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Вместе с тем, бюджетные расходы выступают фактором, оказывающим влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения осуществляется через бюджетное субсидирование и бюджетное кредитование субъектов хозяйствования, через размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку товаров (работ и услуг) для государственных нужд. При этом финансовая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, а значит и производства валового внутреннего продукта, создает предпосылки для дальнейшего увеличения бюджетных расходов. Влияние расходов бюджета на совокупный спрос обеспечивается посредством прямых бюджетных инвестиций, социальных выплат нуждающимся категориям населения, финансирования производства общественных благ. Тем самым уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия.

Date: 2015-07-27; view: 5647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию