Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы как экономическая категория





Обеспечение организационных и регулирующих функций государства.

Регулирующая функция

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста.

Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.
Функция финансов реализуется через финансовый механизм. Он включает совокупную организацию форм, отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.
Регулирующая функция обусловлена тем, что:
1) государство является собственником и взаимодействует с разнообразными структурами предпринимательского сектора экономики, 2) государство осуществляет экономическую политику через институциональную систему, 3) имеются области функционирования государства, в которых оно играет главную роль (такие как, оборона, социальная помощь и т.д.). К сферам регулирования можно отнести: общественный сектор, экономическая безопасность, валютный курс, внешнеэкономическая деятельность, безналичные расчеты, денежное обращение, государственные финансы, предпринимательство.
Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
На сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

Организационная функция.

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства. Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Организационные формы осуществления функций государства - это деятельность государственных органов, направленная на содействие реализации функций государства, и не связана с изданием юридических фактов

Выделяют следующие организационные формы:

1) организационно-регламентирующая деятельность государства - это текущая организационная работа по решению конкретно-политических задач и технико-организационного обеспечения функционирования различных звеньев государственного механизма (подбор и расстановка кадров, жив готовка документов, организация проведения выборов и т.д.)

2) организационно - хозяйственная деятельность государства - это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных функций (бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.д.);

3) организационно-идеологическая деятельность государства - это повседневная разъяснительная, воспитательная работа, связанная с обеспечением и выполнения различных функций государства (разъяснение содержания изданных законов и других нормативно-правовых актов, формирование обще ильного мысли, деятельность средств массовой информации и т.п..

 

2. Дайте определение понятиям: финансы, финансовый механизм, бюджет

Финансы – совокупность экономических отношений по поводу распределения ВВП, части национального богатства, поступлений от внешнеэкономической деятельности, в результате которого (распределения) формируются и используются денежные доходы, поступления, накопления субъектов хозяйствования, а также органов государственной власти и местного самоуправления в целях социально-экономического развития любая финансовая операция происходит в денежной форме, но не любая денежная операция рассматривается как финансовая
Следовательно, финансы как абстрактное понятие обозначает некоторую совокупность экономических отношений, имеющих определенные признаки, их внешним проявлением являются финансовые операции (уплата налогов в бюджеты бюджетной системы, размещение временно свободных средств в ценные бумаги, направление амортизационных отчислений и прибыли на капитальные вложения и т.д.), материальным воплощением – финансовые ресурсы.


Финансы – совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования финансовых ресурсов домохозяйств, организаций, а также ОГВ и МСУ
Финансы – понятие, производное от понятия «деньги» (нарисовать схему – Деньги-финансы)
Финансовыми мы будет считать операции, которые предполагают некое самостоятельное движение денежных средств, обособленное от движения товаров. (нарисовать схему уплаты налогов).

Финансовый механизм – совокупность конкретных организационно-правовых форм финансовых отношений или
– совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов, способы их количественных определений
Элементы финансового механизма включают в себя:

Виды организации финансовых отношений

Формы организации финансовых отношений

Методы организации финансовых отношений

Элементы управления финансами

Факторы влияющие на изменения финансового механизма:

системные экономические и политические преобразования

демографические

влияние общемировых тенденций, в том числе процессы глобализации

изменение общественных представлений, в том числе о значимости того или иного блага

Бюджет о казывает активное воздействие на развитие экономики и социальной сферы, прежде всего, через возможность изменения воспроизводственных, отраслевых и территориальных пропорций развития экономики, регулирования темпов развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Регулирующая роль бюджета проявляется через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы бюджета и расходы бюджета, но не автоматически, а через адекватный целям и задачам бюджетной политики бюджетный механизм, который позволяет облечь объективно существующие отношения в организационные формы мобилизации доходов в бюджет и осуществления расходов. Бюджетный механизм определяет методы мобилизации отдельных видов доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.
Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем, доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление соответствующих форм налоговых изъятий, которые бы стимулировали устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Они призваны, с одной стороны, обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления объемом денежных средств, достаточных для выполнения возложенных на них функций и задач, а с другой – регулировать объем средств, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, достаточный для нормального воспроизводственного процесса, обеспечивающего высокий уровень накоплений. Это, в свою очередь, создает условия для увеличения валового внутреннего продукта и роста государственных доходов.
Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов – обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. Вместе с тем, бюджетные расходы выступают фактором, оказывающим влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения осуществляется через бюджетное субсидирование и бюджетное кредитование субъектов хозяйствования, через размещение государственных (муниципальных) заказов на поставку товаров (работ и услуг) для государственных нужд. При этом финансовая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, а значит и производства валового внутреннего продукта, создает предпосылки для дальнейшего увеличения бюджетных расходов. Влияние расходов бюджета на совокупный спрос обеспечивается посредством прямых бюджетных инвестиций, социальных выплат нуждающимся категориям населения, финансирования производства общественных благ. Тем самым уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия.


Финансы как экономическая категория

Итак, финансы как экономическая категория — это отношения, возникающие в процессе распределения денежного выражения стоимости валового национального продукта (в некоторых случаях — части национального богатства) в связи с формированием финансовых ресурсов у субъектов рынка и их использованием в процессе производства, накопления и потребления.

Отношения по поводу распределения конечного продукта принято делить на две стадии: первичное распределение и перераспределение. На стадии первичного распределения ВНП распадается на заработную плату, прибыль, косвенные налоги и амортизационные отчисления. В ходе перераспределения с помощью налогового, бюджетного механизмов и финансового рынка осуществляется процесс формирования конечных финансовых ресурсов всех субъектов рынка. В результате их использования на макроуровне образуются фонды потребления и накопления. Особенности финансов определяются также формой использования финансовых ресурсов путем формирования и расходования целевых фондов денежных средств. Фондовый характер потребления финансовых ресурсов позволяет балансировать их с объемами использования, концентрировать на наиболее приоритетных направлениях, а также обеспечивать сочетание общественных, коллективных и личных интересов при распределении ВНП. Однако финансовые ресурсы могут использоваться и в не фондовой форме.


В качестве особенности финансов следует отметить их императивность, т.е. непосредственную зависимость от утверждаемых государством юридических норм, регулирующих распределение конечного продукта. Финансовое законодательство как надстроечный фактор может способствовать совершенствованию базисных финансовых отношений, а может тормозить их развитие, если объективные экономические процессы сознательно или неосознанно игнорируются

 

4.Дайте определение понятиям: финансовая политика, управление финансами, финансовый рынок

Государственная финансовая политика - совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов для воздействия на социально-экономические процессы
Ряд авторов финансовую политику определяет как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций»* Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством.
Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».
Финансовая политика - это составляющая часть экономической политики государства, в которой конкретизируются главные направления развития хозяйства страны, т.е. финансовая политика определяет источники и направления использования финансовых ресурсов и разрабатывает финансовые методы, стимулирования и регулирования социальных, экономических, политических процессов.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов с последующим распределением и использованием их для выполнения функции государства.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.
Управление финансами:Объект управления – финансовые отношения и соответствующие им финансовые ресурсы.Субъекты управления – органы государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (МСУ), органы управления коммерческих организаций (КО) и некоммерческих организаций (НКО), индивидуальные предприниматели.

Рассматривая финансы в качестве объекта управления, следует учитывать, что они являются объективной экономической категорией, поэтому управлять ими необходимо через познание, изучение специфических свойств и возможностей этой категории. В то же время без управления финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно эффективно развивать экономику государства.
На макроуровне к субъектам управления финансами относятся органы государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (МСУ), органы управления коммерческих организаций (КО) и некоммерческих организаций (НКО), индивидуальные предприниматели. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управления финансами организации зависит от ее размера (холдинг, среднее, малое предприятие и т.д.), вида деятельности (страховая, инвестиционная, банковская деятельность и др.), а в ряде случаев и от организационно – правовой формы (например, бюджетное учреждение, унитарное предприятие).

Финансовый рынок – неотъемлемый атрибут рыночной экономики, наряду с товарными рынками, рынками труда. В экономической теории финансовый рынок связывают с одним из факторов производства – капиталом. Можно сказать, что финансовый рынок – это специфическая сфера денежных операций, где объектом сделок являются свободные денежные средства населения, организаций и государства, а также муниципальных образований. Финансовый рынок обеспечивает разрешение противоречия, при котором у одних экономических субъектов в силу разных причин возникают временно свободные денежные средства, а у других – дополнительная потребность в источниках формирования финансовых ресурсов.
Основное назначение финансового рынка состоит в том, что одни субъекты получают возможность разместить в различные активы временно свободные денежные средства, а другие – привлекать дополнительные финансовые ресурсы для решения задач текущего и капитального характера. Субъекты хозяйствования имеют возможность инвестировать временно свободные денежные средства, защищая их от инфляционного обесценения и обеспечивая необходимый объем средств для будущих вложений в основную деятельность, одновременно с этим получают возможность привлекать дополнительные ресурсы при недостаточности собственных средств. Органы государственной власти и местного самоуправления размещают на финансовом рынке свои долговые обязательства для финансирования бюджетного дефицита, в то же время инструменты финансового рынка создают возможность для размещения резервов и временно свободных денежных средств государственных внебюджетных фондов.







Date: 2015-07-27; view: 3085; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию