Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Целостно-эволюционный метод
В основе целостно-эволюционного метода - целостное представление системы (объекта, процесса или явления) и когнитивная технология ее познания. [11,с.254] Целостное представление системы есть представление ее как вложенной системы, выделенной из макро- и метасистем по целям, функциям, элементам, связям и параметрам динамики эволюции. Когнитивная технология - это технология формирования, накопления и использования знаний о системе в условиях ее эволюции. [13,с.172] Содержание метода определяется следующими положениями: • любая сложная система представляет собой вложенную систему, выделенную из макро- и метасистем по целям, функциям, элементам, связям и параметрам динамики эволюции; • процессы в структурированной макросистеме отображаются согласованной многоуровневой системой информационных потоков (системой знаний); • система знаний формируется в процессе познания изменений и преобразований в макро-, метасистеме и в системе. На базе такого метода формируется иерархическая система знаний о таможенной системе и ее окружении как о макросистеме в виде комплекса моделей; создаются методическое обеспечение и технологическая платформа для эффективного решения задач управления. Центральное место в целостно-эволюционном представлении занимает идея «вложенных» систем. Рассмотрим ее на примере решения проблемы информатизации макросистемы. В таком примере «вложенность» систем следующая (рис. 3): макросистема (М) - объект информатизации, метасистема (S) - лицо, принимающее решение (ЛПР), система (Т) - информационные технологии и средства (ИТиС), интегрированная база знаний (ИБЗ). [13,с.58 – 62] Основная цель информатизации - сохранить целостность процесса приобретения знаний в условиях эволюции макросистемы. При этом элементарной ячейкой приобретения знаний является когнитивный канал (К-канал) - система, состоящая из интегрированной базы знаний и программно-технических средств, которые обеспечивают формирование нового знания и продуктивные действия в соответствии с проблемной ситуацией. Структуре «вложенных» К-каналов (макро-, метасистемного и системного) соответствует структура реализуемых в них процессов приобретения знаний - когнитивных процессов (К-процессов). В свою очередь, в рамках каждого К-процесса реализуются одна или несколько интеллектуальных функций. Их место и роль в процессе приобретения знаний представлены на рис. 4. Структура К-процессов в макросистемном К-канале отражена на рис. 4. Формирование нового знания (в пределах К-канала) осуществляется на основе процессов интеллектуальной интеграции и интеллектуализации. В первом случае канал под воздействием К-канала более высокого уровня настраивается на выполнение того или иного К-процесса. Во втором - выполняется конкретный К-процесс, и результаты передаются в интегрированную базу знаний данного К-канала. [13,с.65 – 70]
Рис. 3. Структура вложенных систем и процессов приобретения знаний в общем К-канале
Эффективная конфигурация моделей, методического обеспечения и технологической платформы информатизации для различных вложенных систем и условий их совместной эволюции в целом определяется метатехнологией информатизации, называемой когнитивно-продуктивной.
Рис. 4. Интеллектуальные функции в когнитивных каналах
Базовый алгоритм когнитивно-продуктивной метатехнологии представлен на рис. 5. Он включает три уровня реализации: Y, I, D. На информационном уровне (Y) осуществляются идентификация и формулирование проблемной ситуации (проблемы). На когнитивном уровне (I) реализуются интеллектуальные функции в зависимости от характера проблемной ситуации и формируются знания, а на продуктивном (D) - актуализируется адекватная парадигма продуктивной технологии. [13,с.163 – 164] Такая процедура предполагает: коррекцию продуктивной технологии, адаптацию продуктивной технологии или смену ансамбля продуктивных технологий. Нетрудно заметить, что реализация как когнитивной, так и продуктивной технологий предполагает всеобъемлющую системную интеграцию методического и информационного обеспечения и программно-технических средств в целях решения широкого спектра задач анализа или синтеза. Предполагается, что такая интеграция осуществляется с учетом эволюции структуры макросистемы, т.е. является целостно-эволюционной.
Рис. 5. Алгоритм функционирования когнитивно-продуктивной метатехнологии Основным инструментальным средством когнитивно-продуктивной метатехнологии является автоматизированное слежение (мониторинг) за эволюцией макросистемы, имитация дерева эволюции информационных потоков и выбор его прогрессивных ветвей, имитация и поиск приемлемого варианта архитектуры ИТиС в пределах выбранной ветви, коррекция когнитивного и продуктивного ресурсов ИТиС. Таким образом, целостно-эволюционный метод предлагает следующие возможности по информатизации макросистемы: · работать со знанием в каждой конкретной системе; · в соответствии со спектром выполняемых интеллектуальных функций и К-процессов учитывать в составе ИТиС сложную структуру иерархии моделей макросистемы; · опираясь на свойства метатехнологии как открытой системы, обеспечивать эффективное развитие методического и информационного обеспечения макро-, матасистемы и системы в целом. По сути, целостно-эволюционный метод является интегрирующим, объединяя в себе процессный, ситуационный и системный методы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом в условиях происходящих изменений.
Date: 2015-07-27; view: 935; Нарушение авторских прав |