Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Великое значение икон в деле нашего спасения⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Великую пользу доставляют нам св. иконы в деле нашего спасения. 1. Св. иконы благотворно действуют на все душевные силы человека: а) они служат к просвещению ума христиан. Люди неграмотные, не могущие читать Св. Писание, по иконам понимают домостроительство нашего спасения, усвояют себе историю Ветхого и Нового Завета и в особенности жизнь Господа Иисуса Христа, а у читающих те же события глубже напечатлеваются в душе чрез св. изображения, б) Святые иконы в сердце христианина возбуждают любовь к Господу Богу и святым, на них изображенным, подвигают христиан к усерднейшей молитве, усиливают чувства умиления и сокрушения о грехах, в) Св. иконы укрепляют волю христиан в борьбе с грехом и в творении добрых дел примерами и подвигами святых, на них изображенными, казнями грешников, видом страшного суда и т. п. 2. Устрояя и лобызая св. иконы и поклоняясь им, мы чрез то свидетельствуем свою любовь к Богу и святым, изображенным на них. "Честь изображения,- говорит св. Василий Великий,- перходит к первообразу"[107]; таким образом чрез почитание св. икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих. 3. Для Господа Бога св. иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней. Если Господь изливает чрез св. иконы благодать свою видимо, то тем более он служат к нашему освящению и спасению невидимо. И если сам Бог видимо действует чрез святые иконы к нашему спасению, то много надобно иметь смелости (если не сказать более), чтобы утверждать, что иконы не имеют великого значения в деле спасения. 4. Где св. иконы, там бездейственны или менее действенны козни врага рода человеческого - злобного духа, потому он всеми силами старается уничтожить их. Если св. иконы помогают христианам в борьбе с врагами видимыми, то тем более они помогают им в борьбе с врагами невидимыми; мы знаем, что чрез св. иконы злые духи совершенно изгонялись из одержимых ими людей. Заключим нашу беседу словами св. Иоанна Дамаскина: "Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь,что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы,святый род христианский! Есть ли кто возвестит вам не то, что святая православная церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия"[108]. [1] Достойно внимания то, что в обоих случаях, и во 2-й заповеди: "не сотвори себе кумира и всякого подобия" (или изображения), и в словах: "Моисей образ Его (Божий) видел" - употреблено одно и тоже слово еврейское темуна - образ. Семьдесят толковников образ Его перевели: славу Его видел. [2] Деян. Вселен. Соборов VII, 340. [3] "Христианское чтение" 1823 г. Ч. II, стр. 131. Слово I Дамаскина 1-е об иконах. [4] "Христианское чтение" 1823 г. стр. 117. 124. 125.Слово I Дамаскина 3-е. [5] Камень веры. Изд. 1893 г. стр. 167. [6] Молокане, в отношении к изображениям херувимов, доходят до такого бесстыдства, что слова апостола Павла: "а над ним (ковчегом) херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно (Евр. 9)" - толкуют так, что о херувимах в Новом Завете и говорить не следует. [7] Иудейск. Древност. кн. 18, гл. 3.1. [8] Иудейск. Древност. кн. 15, гл. 2 и 8.1. [9] Вас. Велик. Твор. кн. 3, стр. 300. [10] Деян. Вселен. Соборов VII, 14. [11] Деян. Вселен. Соборов VII, 295. [12] См. ниже о чуде исцеления Феодора в Египте мучениками Киром и Иоанном. [13] Известны открытые уже в христианской церкви мощи пророков Исаии, Иеремии, Елисея, Авдия, Захарии. См. Полный Месяцеслов Востока. Apxимандр. Сергия Т. П. Заметки февр. 8 мая 1 и 9 и июня 14. [14] Так объясняют св. отцы: Амвросий Медиоланский и Григорий Богослов. Воскр. чтен. 1888 г. № 34, стр. 532. [15] Деян. Вселен. Соборов VII, 85. [16] Деян. Вселен. Соборов VII, 142. [17] Если храм не освящается самим епископом, то посылается им в тот храм антиминс, который освящается епископом через окропление освященною водою, через помазание его св. миром, вложение в него св. мощей и через молитвы. [18] Здесь по греческому тексту ясно разумеется храм, как здание, а не как собрание верующих. [19] Пророки часто изображали новозаветную церковь под формами ветхозаветной, - потому и здесь говорится об овцах Кедарских и тому под. [20] Освящение этого храма до ныне празднуется 13 сентября и известно под именем: Словущего Воскресения. [21] Одними переводчиками эти слова читаются: "фимиам имени Моему, чистую жертву"; но 70 толковников и другие переводчики читают; "фимиам имени Моему и чистую жертву". Если по первому чтению под чистою жертвою разуметь не бескровную жертву в Пречистых Тайнах, но тот же фимиам, то в Ветхом Завете и фимиам приносился Богу только в храме, и курения, деланного по указанию Господа для скинии, не ведено было делать частным людям: Святыня да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, - душа та истребится от народа своего (Исх. 30, 34-38); следовательно и эта жертва предполагает храмы. [22] Римские катакомбы Фрикена, Ч. 1, стр. 70. 105. 173. [23] От изображения Спасителя, поставленного перед дверью дома исцеленной Им кровоточивой, совершались исцеления, о чем сказано ниже. Образ Казанская обретен под печью сгоревшего дома стрельца; от списка Тихвинской иконы Божией Матери, который ныне в Исаакиевском Петербургском соборе, чудотворения начались, когда он еще стоял в квартире Марьи Востоковой. Господь во дни смирения своего на земле совершал великие чудеса и доныне совершает великие дела через людей смиренных и уничтоженных, так нередко Он совершает чудеса и через Св. иконы, оставленные людьми в пренебрежении или поврежденные временем, показывая тем, что и такие иконы не должно оставлять в пренебрежении. Калужская чудотворная икона Богоматери обретена под крышею (на чердаке) дома частного лица. [24] Догм. Богосл. Макария, изд. 3. Т. III, стр. 340. [25] Твор. Вас. Вел. Т. III, стр. 332. Русск. перев. [26] Поэтому нельзя согласиться с теми, которые утверждают, что в борьбе с молоканами и штундистами надобно говорить только от Св. Писания. Следует доказывать им от Св. Писания необходимость Свящ. Предания и потом говорить и от Свящ. Предания, где это необходимо. [27] Сказание составлено по древним историкам. Снес. мои Слова стр. 167. Авгарь - это был титул владетелей Осроены; он значит: великий муж. 1/23 3ак.42. [28] Описание перенесения образа приписывается императору Константину Порфирородному (912-959), соправителю Романа I, но в этом описании есть такие места, по которым можно заключить, что оно принадлежит другому писателю, неизвестному по имени, но несомненно современному. [29] Хроника Синкелла 215 год. [30] История Армении стр. 105. Перевод Эмина. Армянская церковь отделилась совершенно от греческой восточной церкви в 491 году. [31] Там же, стр. 294. Память Рипсимии 30 сентября. [32] История Прокопия. Перевод Дестуниса, стр. 208, 269. История Евагрия, стр. 220 и след. [33] Деян. Всел. Соборов т.VII, стр. 30. [34] Церк. ист. 7, 18. [35] Созом. кн. 5, гл. 21. [36] Церк. ист. 7, 18. [37] Церк. ист. Евагрия и проч. в русском переводе стр. 505. [38] Diction. Martigny. р. 294. [39] Bosio. Rom. sott. p. 537. D'Aginc. Hist. de la peint. p. 20. Римские катакомбы Фрикена. Ч. 3, стр. 5, Ч. 4, стр. 43-46, 48. [40] Самые изображения смотр. в Римских катакомбах Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 47, 53-55. Ч. 3, стр. 150-155, 157, 161. [41] Римские катакомбы Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 60-61. Ч. 3, стр. 160. [42] Там же. Ч. 4, стр. 137. [43] У восточных часто и напротив ап. Петр изображался лысым; изображался он таким и на западе, например на гробнице 4-го века в Латеранском музее. Катакомбы Фрикена. Ч. 4, стр. 113. N 21. Художники могли смешивать одного с другим, ибо не всегда над ними делались в древности надписи, и тем более, что ап. Петр старше ап. Павла. [44] Рисунок в Римских катакомбах Фон-Фрикена. Ч. 3, стр. 174. Тоже выражение лиц апостолов на гробнице Аниция Петрония Проба, о коей будет ниже. [45] Некоторые из них описаны в труде Фон-Фрикена. Ч. 4, стр. 59. [46] Martigny р. 294. Римские катакомбы Фрикена. Ч. 4, стр. 82-87. [47] По гречески дословно: рыба живых, рыба спаси, а на самом деле это означало: Иисус Христос Божий Сын Спаситель живых, или; Иисус Христос Божий Сын Спаситель спаси. [48] Римские катакомбы Фон-Фрикена, Ч. 2, стр. 97 и след. [49] De Pudicifia X. [50] Педагог III. 106. Martigny p. 544. [51] Св. Мефодий Ловягина, стр. 244. Это место приводит из Мефодия св. Иоанн Дамаскин в 3 слове его об иконах. [52] Жизнь Константина кн. 3, гл. 49. Что касается до письма Евсевия к сестре императора Констанции, которая будто просила его доставить изображение Спасителя; то это письмо считается некоторыми неподлинным (Petav. de incarnat. lib. XV, с.5, §9). Это письмо разобрано в сочинении патриарха Никифора против иконоборцев, которое издано Питрою (Antirrhet. contra Euseb. Spicilegium Solesmense 1852. Т. I, p. 31]. См. Деян. Вселен. Соборов VII, 530. [53] Дерево, под коим сидели явившиеся Аврааму. [54] Приводится это место из Евсевия и у Иоанна Дамаскина в III главе об иконах. "Христианское чтение" 1828 г. XXX. 15. [55] Твор. Вас. Вел. рус. перев. Ч. 2, стр. 278. Это место приведено на 7 -ом Всел. Соборе за почитание св. икон. Деян. собор. VII, 305. Мы не приводим письма Василия Великого к Юлиану Отступнику, сильно говорящего за употребление в его время икон, потому что подлинность его противниками икон заподозривается. В нем он пишет: "образы апостолов и мучеников я почитаю и обожаю. Их видишь во всех наших церквах". [56] Творения Григ. Нисск. Ч. 8, стр. 200-202 рус. пер. [57] Там же. Ч. 4, стр. 393. [58] Деян. Вселен. Соборов VII, 235. [59] Твор. Григ. Богосл. Русск, перев. Ч. 2, стр. 268. [60] Деян. Вселен. Соборов VII, 319. [61] Там же стр. 234. [62] Письмо помещено в издании Петавиевом. Т. II, стр. 317. [63] Деян. Вселен. Соборов VII, 240-243. "Христианское чтение" 1827 г. Ч. 27, стр. 33 и след. [64] Один из апостолов, крайний по левую руку Спасителя, сложил персты правой своей руки также именословно, как и сам Спаситель. Особенно ясно именословное благословение, употребляемое доныне восточными пастырями, у римского епископа Ипполита, изваяние которого сделано в 3 столетии и находится в Латеранском музее (Фрикена Ч. 4, стр. 92), также у Спасителя на медальоне 4-го века, найденном в той же усыпальнице Домитиллы (Фрикена Ч. 3, стр. 122, 138), о коем ниже. Поэтому мы не можем согласиться с Фрикеном, который именословное благословение Спасителя на изображении в усыпальнице Домитиппы называет жестом оратора, начинающего говорить. См. также Ч. 3, стр. 127. рисунок 10. [65] Римские катакомбы Ч. 4, стр. 65, 66 и Ч. 3, стр. 167. [66] Римские катакомбы Ч. 3, стр. 122 и 138. [67] Смотри изображения обеих гробниц в Римских катакомбах Фрикена. Ч. 4, стр. 119. [123.124]. [68] Собором определено, чтобы отметающие иконы епископы и клирики были низлагаемы, а миряне были отлучаемы от церкви. Деян. Вселен. Соборов VII, 594. [69] Хотя семь первых диаконов избраны были всем собранием христиан в Иерусалиме, но после избрания они поставлены были пред апостолами и сии, помолясь, возложили на них руки (Деян. 6, 6) и только через сие получили они благодать диаконовской степени служения трапезам. О степенях пресвитерской и диаконовской многократно говорится в св. Писании Нового Завета (Иак. 5, 14. Филип. 1,1. I Тим. 3, 8, 12 и проч.) [70] Впоследствии и пасхальный агнец закалался священниками и левитами в Иерусалиме (2 Пар. 35, 6-13. Ездр. 6, 20). [71] Старообрядцы весьма чтут иконы, но чудес от икон у них нет, ибо не имеют законного священства, а следовательно и Духа Святого не имеют. [72] Твор. преп. Нила, русск. перев. Ч. 3, стр. 436. Деян. Вселен. Соборов VII, 257. [73] Деян. Вселен. Соборов VII, 312. [74] Созополь был город соседний с Амасиею. [75] Память пр. Феодора Сикеота празднуется 22-го апреля. В сокращенном житии славянской Четии Минеи это чудо опущено. [76] Деян. Вселен. Соборов VII, 350. [77] Деян. Вселен. Соборов VII, 316. [78] Деян. Вселен. Соборов VII, 416 и 417. [79] Деян. Вселен. Соборов VII, 247. [80] Деян. Вселен. Соборов VII, 285. 286. [81] Деян. Вселен. Соборов VII, 292. [82] Деян. Вселен. Соборов VII, 303. [83] Жизнь ее и чудеса, извлеченные мною из греческой пергаменной рукописи Синодальной библиотеки (№159) 12-13 века, напечатаны в июльской книжке Душеполезного чтения за 1882 год и в книгах: избранные жития святых в 1893 г. [84] Село Оковцы, - место явления св. икон, в Осташков. уезде в 70 верстах от Осташкова и от Ржева, на границах обоих уездов. [85] Иконы названы Ржевскими по уезду, а не по месту явления, ибо место то было еще не заселено. [86] От Оковцев до Москвы через Ржев и Волоколамск 285 верст. [87] См. Слава Пресв. Владычицы 1853 г. Ч. 3, отдел. 2, стр. 76. Истор. Карамзина. Т. VIII, гл. II. Примеч. 153 и отдельную книжку: Историческая записка о селе Оковцах и проч. Ржев 1876. [88] Исследование об этой рукописи и самое описание явления иконы помещены в Чтениях общества любителей духовного просвещения за 1880 год. Я рассматривал неоднократно эту рукопись и также прихожу в убеждению, что она писана рукою самого Гермогена. [89] Слава Пресв. Богородицы Ч. III, отд. 3, стр. 47. [90] "Христианское чтение" 1829 г. Ч. 36 и 1830 г. Ч. 37. [91] "Душеполезное чтение", июнь 1872 г. Вышеозначенные сведения извлечены из дел Московской духовной консистории секретарем ее Н. Розановым. [92] "Христианское чтение" 1832 г. Ч. 48. [93] "Христианское чтение" 1834 г. Ч. I, стр. 112. [94] "Христианское чтение" 1835 г. Ч. IV. Душеполезн. чтение 1873 г. июль, стр. 275. [95] Это описание напечатано в "Душеполезном чтении" в июле 1872 года. Этот секретарь консистории хорошо нам известен; рассуждая с ним об этой иконе, мы вынесли убеждение, что он вполне уверен был в чудотворной силе ее. [96] "Душеполезное чтение", май 1862 г. [97] Историч. записка о селе Оковцах и пр. 1876 г. стр. 69. [98] Полное описание этих событий помещено в "Страннике" 1867 года, февраль. [99] Полное описание этого исцеления, вполне удостоверенного, помещено в "Христианском чтении" 1857 г. Ч. 2, стр. 239. В книжке под заглавием: "О чудотворно-явленной Тихвинской иконе Божией Матери", изданной в 1864 году, описано 18 чудес, совершенных от древней Тихвинской иконы Богоматери между 1823 и 1863 годами; в ней же описано исцеление Боровского, стр. 91 и след. [100] "Душеполезное чтение" 1863 г. Ч. I, стр. 454. [101] Изд. 1864 г. стр. 70. [102] Чудо описано священником Дворцовой Вознесенской церкви П. Коротковым и напечатано в "Душеполезном чтении" 1867 г. Ч. I. "Известия" стр. 106. [103] 1873 года. Март. [104] "Воскресное чтение" 1886 г. №15. [105] Кроме этой книжки сведения о сей иконе находятся в "Душеполезном чтении" 1883 г. ноябрь. Исцеление же дочери графа описано во многих газетах. [106] Замечательно исцеление в Астрахани девицы Гицевич от списка Козельщинской Божией Матери, бывшее в 1885 году на страстной неделе, описанное приходским священником в Астраханских "Епархиальных Ведомостях" (№ 13, 1885 г.) и перепечатанное в "Душеполезном чтении" (август 1886 года). [107] Деян. Вселен. Соборов VII, 296. [108] "Христианское чтение" 1823 г. Ч. II, стр. 114. Date: 2015-07-27; view: 293; Нарушение авторских прав |