Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В начале детям предлагали сюжеты из двух картинок, затем из трех
После выкладывания картинок проверялась правильность их расположения. Особое внимание уделяли последней картинке в серии, учили составлять по ней предложения, заканчивающие рассказ (сказку). В качестве усложнения предлагалось не только разложить картинки в определенной последовательности, но и придумать рассказ. На третьем занятии детей знакомили со средней частью повествования, обращали внимание на переход от начала к средней части, закрепляли их умения определять границы начала повествования и его главную тему. Торопыжка приносил детям игрушки и просил придумать про них новые сказки или рассказы, а затем сделать книжки, которые можно подарить маме или младшим детям. С этой целью каждому ребенку предлагали набор игрушек или фигурок для фланелеграфа (набор игрушек: кукла, слоненок, еж; набор фигурок для фланелеграфа: лес, колобок, девочка, еж), с помощью которых можно придумать рассказ или сказку. Детям нужно было рассмотреть игрушки, фигурки и отобрать те, которые понравились. Затем педагог обговаривал с ребенком ситуацию, по которой он будет рассказывать, задавал вопросы, позволяющие начать рассказ, перейти от начала к основной части. В том случае, если ребенок не справлялся с заданием, педагог привлекал к помощи детей группы (в ходе занятия опрашивалось 6–7 детей, остальные имели возможность высказаться в свободных играх, в самостоятельной деятельности). В качестве примера приведём отрывки из протокола занятия: Экспериментатор: – О ком ты расскажешь? Аня: – Про девочку и слона. (Показывает игрушки и ставит их на стол.) Экспериментатор: – О чём ты расскажешь? Аня: – Как девочка слона видела. Экспериментатор: – С чего ты начнёшь свой рассказ? Аня: – С начала. (Берёт в руки игрушки и ставит их на место.) Экспериментатор: – Аня, сказку мы начинаем со слов «Жили-были», а как ты начнёшь рассказ? Аня: (берёт и ставит куклу перед экспериментатором) – Это Маша. (Так же действует со слоном). – Это слон. Он большой и сильный. Маша и слон друзья (длительная пауза. Смотрит на игрушки и экспериментатора). Экспериментатор: – Аня, о чём ты хочешь рассказать дальше? Аня: – Как девочка встретила слона. Но не знаю как дальше (смотрит на игрушки). Слова не знаю. Экспериментатор: – Они давно подружились или недавно? Аня: – Давно (смотрит на игрушки). Экспериментатор: – Значит можно сказать, что они подружились давно. Аня (радостно): – Да. Они подружились давно (смотрит на экспериментатора). Экспериментатор: – Где это случилось? Аня: – В зоопарке. Случилось это в зоопарке. Экспериментатор: – Однажды… Аня: – Однажды… (длительная пауза). Не знаю как. Экспериментатор: – Давай попросим помощи у ребят. Аня: – Давайте. Некоторым детям педагог предлагал развить сюжет дальше и брал на себя ведущую роль, вовлекая ребенка в диалог и постепенно переводя на самостоятельный рассказ. Аналогичным образом работа проводилась с каждым ребёнком. В самостоятельной деятельности дети часто использовали предлагаемые игрушки, фигурки на фланелеграф. Придумывали и разыгрывали ситуации друг перед другом (получался импровизированный театр). Вместе с тем было отмечено, что часто они скачкообразно переходили в рассказе от одной части к другой, использовали короткие предложения, однообразные связи, чаще формальную и цепную-местоименную. С целью ознакомления со структурой высказывания и способами соединения предложений в тексте были использованы логико-синтаксические схемы, эффективность которых была доказана в исследованиях Л.Г. Шадриной и О.С. Ушаковой. Они имеют абстрактно-обобщенный характер, что дает возможность наполнять их различным содержанием, в зависимости от речевой задачи говорящего. Логико-синтаксические схемы позволяют уже в среднем и даже младшем дошкольном возрасте овладевать последовательностью и связностью фраз в монологе. Приведем примеры некоторых логико-синтаксических схем, используемых на данном этапе обучения: – На день рождения к зайчику (экспериментатор помещает на фланелеграф фигурку) пришёл … (экспериментатор помещает на фланелеграф фигурку медведя). В подарок он принёс … (помещает шарик). Они стали … (экспериментатор имитирует движением полёт шарика от зайца к медведю). Вдруг … (экспериментатор помещает тучку со «струями» дождя). Они решили … (на фланелеграф выставляется домик). Всем было весело. (к сказке) Педагог сопровождает рассказ показом действий с игрушками, что позволяет ребёнку подобрать необходимое дополнение к фразе, предложению. – Жили-были… И был (а) у них… Однажды… пошел (ла) в лес, погулять. Кустик за кустик и заблудился (лась). Видит стоит избушка. В этой избушке жили… Но в это время никого дома не было. Только… вошел (ла) в дом, как кто-то постучал. Это был (и)… Все очень быстро познакомились и подружились… помогли… найти дорогу домой… были очень рады возвращению… Стали они жить поживать, да добра наживать. При применении таких приемов мы заметили, что дети придерживались выбранного сюжета до конца, легко подбирали слова и фразы, подходящие по смыслу, запоминали предложение, которым могло бы закончиться высказывание. Целью четвертого занятия было закрепление умений определять героев, восстанавливать последовательность рассказа (сказки) по игрушкам и передавать ее содержание. Для этого использовали игрушки к знакомым сказкам, ранее придуманным рассказам (сказкам). Предлагалось восстановить ход событий путем расстановки игрушек в той последовательности, в которой они появляются в тексте. Далее это служило планом для высказывания. Большинство детей не только правильно расставили игрушки, сопровождая текстом каждого персонажа, но и воспроизвели тексты по ним. Тем не менее, некоторым требовалась помощь педагога в структурном оформлении высказывания, переходе от одной части рассказа к другой. Date: 2015-07-27; view: 383; Нарушение авторских прав |