Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 75. Рынок ценных бумаг. Биржевой механизм как регулятор экономики и экономический барометр российского рынка





Рынок ценных бумаг - это экономические отношения между участниками рынка по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг представляет собой составную часть финансового рынка, на котором происходит перераспределение денежных средств с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Ценная бумага — документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

По своей экономической сути ценная бумага — это особая форма существования капитала, которая может отчуждаться вместо него самого как законченный титул собственности, обращаться на рынке как товар и приносить доход ее владельцу.

В современных условиях подавляющее число ценных бумаг существует не в своей исторически первой (бумажной или документарной) форме, а в так называемой безбумажной или бездокументарной. Поэтому фиксация прав владельца ценной бумаги производится только в специальном реестре по установленным законодательством правилам, а сама ценная бумага отсутствует.

Доход, приносимый ценной бумагой — дивиденд или процент.

Ценная бумага имеет специфическую потребительную стоимость, которая реализуется не в процессе потребления, а в процессе обращения.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется с целью привлечения финансовых ре­сурсов для расширения производственной деятельности или под конкретные инве­стиционные проекты. С появлением ценных бумаг происходит как бы раздвоение капитала на реальный, представленный производственными фондами и фиктив­ный в виде бумажного дубликата.

Ценные бумаги можно условно разделить на свидетельства о собственности и свидетельства о займе.

Свидетельства о собственности включают в себя акции, опционные свидетель­ства, финансовые фьючерсы, ордера, права или варранты, коносаменты и т. д. Наи­более распространенным видом ценных бумаг этой группы являются акции.

Акция —ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной сум­мы денег в капитал акционерного общества (АО) и дающая право ее владельцу на получение прибыли (в форме дивидендов), а также на участие в управлении произ­водством. Акции подразделяются на: обыкновенные или простые акции (право голоса на собрании акционеров и право на получение дивиденда); привилегированные акции (фиксированный доход); именные акции (выписываются на имя определенного владельца с регистрацией в книге АО); акции на предъявителя (свободно продаются и покупаются любыми физическими и юридическими лицами).

В процессе эмиссии первоначально акция выпускается в обращение по номи­нальной стоимости, т.е. по цене, которая указывается на акции при учреждении АО. В последующем устанавливается курсовая или рыночная цена акции. Курс акции = (Дивиденд / Норма процента) х 100%.

Курс акций может быть выше или ниже номинальной цены. Повышение рыноч­ной цены по сравнению с номинальной называется лажем или ажио, понижение — дизажио.

Свидетельства о займе — это облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, различные долговые обязательства и т. д. Наиболее распрост­раненными в этой группе ценных бумаг являются облигации.

Облигация — это ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дохода в форме выигрышей или фиксированного процента к номинальной цене оплаты купо­нов. Облигации могут выпускать государство, органы местной власти, крупные ак­ционерные компании, фирмы и другие юридические лица. Облигации могут быть долгосрочными (3-5 и более лет) и краткосрочными (3-6 месяцев). По истечении установленного срока они погашаются по номинальной стоимости, а держатель ак­ций получает доход в виде фиксированного процента от нарицательной стоимости.

Депозитные и сберегательные сертификаты — разновидность срочных вкла­дов банка. Они различаются тем, что депозитные сертификаты продаются только юридическим лицам, а сберегательные — физическим.

Цикл жизни ценных бумаг. Ценные бумаги обычно проходят три фазы жизнен­ного цикла:

♦ подготовительный этап, который связан с созданием нового предприятия, или увеличением уставного капитала;

♦ первичное размещение ценных бумаг, или «первичный рынок». При этом эмиссию осуществляют государство и корпорации, а покупателями является население и инвестиционные фонды. Первичное размещение проводится пу­тем аукциона, of крытой продажи, или индивидуально в виде переговоров с одним или несколькими инвесторами; •

♦ вторичное размещение ценных бумаг, или «вторичный рынок». На этом этапе происходит купля-продажа ценных бумаг, прошедших первичное раз­мещение. Вторичное размещение осуществляется между инвесторами. На «вторичном рынке» привлечения новых финансовых средств не происхо­дит, меняется лишь состав инвесторов.

Рынок ценных бумаг — составная часть финансового рынка.

Финансовый рынок представляет собой совокупность рыночных институтов, направляющих поток де­нежных средств от собственных сбережений к заемщикам. Главное назначение рын­ка ценных бумаг — обеспечение более полного и быстрого перелива сбережений в инвестиции. В качестве посредников на рынке ценных бумаг выступают брокеры, инвестиционные дилеры, маклеры.

Основные принципы функционирования рынка ценных бумаг:

♦ рынок должен характеризоваться частными сделками, незначительными ко­лебаниями цен при переходе от одной сделки к другой, небольшим разрывом между ценами продавцов и покупателей;

♦ рынок должен быть эффективным, то есть расходы по сделкам должны оку­паться доходами;

♦ рынок должен отличаться быстрым и оперативным распространением ин­формации о заключенных сделках;

♦ рынок должен обладать надежностью, возможные ошибки, допускаемые ра­ботниками рынка должны своевременно компенсироваться.

 

Date: 2015-07-27; view: 1038; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию