Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Позднее ВозрождениеСтр 1 из 20Следующая ⇒
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима. 5)Предпосылки реформации в Германии Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации. Понятие «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе, которое в итоге привело к образованию новых, так называемых «протестантских» церквей. Реформация происходила в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что сказалось на ходе и особенностях Реформации в разных странах. Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни. Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.
Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей. Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от всей остальной Европы. Именно здесь возникло народное движение за «новое благочестие», участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание. В это же время в Германии появились проповедники, призывавшие к простой жизни в евангельской нищете, они собирали вокруг себя многочисленных последователей.
Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации. Самой распространённой формой извлечения доходов была продажа индульгенций — специальных свидетельств об «отпущении» грехов. В XVI в. торговля индульгенциями стала совсем уж беззастенчивой. За деньги церковь готова была простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе. 6) население Европы и образ жизни в позднее средневековье. В эпоху Позднего Средневековья европейское общество все еще оставалось по преимуществу аграрным. В городах жило только 10 или, самое большее, 15 % населения, и в подавляющем большинстве города были невелики. В этом отношении Латинская Европа мало чем отличалась от исламского, индийского или китайского обществ того же периода или предшествующей Античности. Города в Европе, как и в иных мировых цивилизациях, играли гораздо более существенную роль, чем можно было бы предположить исходя из численности их населения.
Принципиальное значение городов объясняется вполне понятными причинами. Как мы знаем, города основывались или естественным образом возникали как военные укрепления и убежища, окруженные стенами, а также как центры торговли, ремесла и потребления. Строительство стен и башен, домов и ратуш, приходских церквей и кафедральных соборов давало работу десяткам и сотням плотников, каменщиков и резчиков. Городские школы и университеты как центры образования и интеллектуальной жизни стали играть более важную роль, чем монастыри. Городские советы и суды открывали карьерные возможности для людей, получивших светское образование.
Таким образом, города стали притягательным и перспективным местом для честолюбивых и способных людей, а также для тех, кто не мог более жить в сельской местности. Традиционная тема средневековой литературы – повествование о молодых людях, отправляющихся на поиски богатства и счастья; но в реальной жизни драгоценные клады, волшебные кольца и принцессы, которых нужно было вырвать из рук злых сил, встречались до обидного редко. Следовательно, молодым людям без связей оставалось лишь довольствоваться такими прозаическими занятиями, как солдатская служба, освоение новых земель в суровом восточном пограничье христианского мира или переселение в город. Значительная часть новых горожан была довольно состоятельной; люди продавали свои сельские владения в надежде, что город поможет им увеличить благосостояние. Одним из таких людей был, например, Ганс Фуггер, ткач и мелкий купец, который в 1367 г. приехал в Аугсбург и основал там богатейшую династию купцов, шахтовладельцев и банкиров. В начале XVI в. финансовая поддержка Фуггеров решающим образом влияла на выборы императора118; впоследствии они удостоились титулов имперских графов и князей. Однако большинство новых жителей городов были бедняками из тех районов, где рост населения превышал количество доступных земель. Сталкиваясь с нищетой, неустроенностью и даже перспективой медленной гибели от голода, люди шли в город в надежде найти себе дело. Но в любом случае, будь то зажиточные селяне или нищие, в первую очередь в город уходили молодые, энергичные и честолюбивые.
Лишь немногие из них смогли найти в городской жизни свое место, по крайней мере в первом поколении. Например, в Ковентри в начале XVI в. только половина населения была способна заплатить 4 пенса подушного налога. В континентальной Европе условия были сходными, особенно в таких старинных «текстильных» городах, как Ипр во Фландрии, благосостояние которого подорвали эпидемии чумы. В более крупных центрах – в Париже и Лондоне – уже возникли районы трущоб, столь же темные, сырые, зловонные и нездоровые, как их печально известные «наследники» времен Промышленной революции начала XIX в. Ассенизация там была примитивной, водоснабжение через фонтаны – часто недостаточным, а уборка мусора и очистка улиц появились только в XVI в., и то лишь в некоторых итальянских и нидерландских городах.
В XVI в. житель Лондона описывал беднейшие кварталы города как «темные притоны прелюбодеев, воров, убийц и всевозможных злодеев». Не удивительно, что городская обстановка легко могла «взорваться». В частности, в итальянских и других средиземноморских городах многие имели домашних рабов – славян, черкесов, берберов и черных африканцев. Эти рабы в силу понятного отсутствия какого бы то ни было гражданского самосознания представляли собой дополнительный фактор недовольства и были потенциальными участниками любых грабежей и разбоев. Во времена лишений и безработицы мятежи были обычным явлением, а политические спекулянты или религиозные проповедники легко могли повернуть эти волнения в политическое или религиозное русло, что делало их вдвойне опасными для городских властей.
Аналогичная ситуация была характерна и для больших городов других обществ – Константинополя, Кордовы и Каира, Багдада и Самарканда, Дели и Пекина. Европейский город в сравнении с ними имел одну существенную особенность: его граждане были наделены особым сводом законов и правами, отличавшимися от норм феодальных отношений, прежде всего тех, которые регламентировали вассально-ленные и поземельно-сеньориальные связи. Правовой статус позволял горожанам успешно вести экономическую деятельность даже за пределами городских стен – в аграрном феодальном мире. Проходя через ворота средневекового города, человек в буквальном смысле переходил из одного мира в другой – явление, которого не знали ни античный город, ни индустриальный Нового времени. Чтобы сохранить свое положение, граждане средневекового города должны были сражаться за автономию и независимость, за право принимать и исполнять собственные законы. Высокие городские стены с мощными башнями, шпили церквей и соборов, величественные ратуши на рыночных площадях воплощали одновременно и жизненные силы, и оборонительные достоинства городской общины, зримо символизируя ее автономию и самостоятельность. Гамбург и Бремен довели эту символику до предельной выразительности, воздвигнув перед своими ратушами статуи легендарного Роланда. Флоренция установила целую серию символов свободы перед входом в Палаццо Веккьо, в числе которых были знаменитые работы Донателло: «Марцокко» – геральдический флорентийский лев и «Юдифь» – библейская тираноубийца. 7) лютеранская реформация и крестьянская война в гермении. Лютеранская Реформация связана, в первую очередь, с немецкими территориями и убедительным личным влиянием одной харизматической личности - Мартина Лютера. Лютера особенно волновала доктрина оправдания, которая составляла центр его богословской мысли. Лютеранская Реформация была первоначально академическим движением, заинтересованным, в первую очередь, в реформировании преподавания богословия в Виттенбергском университете. В Виттенберге находился малозначительный университет, и реформы, проведенные Лютером и его коллегами на богословском факультете, привлекли мало внимания. Именно личная деятельность Лютера - например, вывешивание его знаменитых "95 тезисов" (31 октября 1517 г.) - привлекла значительный интерес широкой общественности к виттенбергским идеям. "95 тезисов" представляли собой протест против практики продажи индульгенций с целью сбора средств на строительство базилики Св. Петра в Риме. Теория, лежащая в основе продажи индульгенций, выглядела явно запутанной, однако, представляется, что она базировалась на идее о благодарности грешника за прощение грехов. После получения грешниками уверения в прощении грехов церковью, действующей от имени Христа, они вполне естественно захотят каким-нибудь положительным образом выразить свою благодарность. Постепенно, жертвование денег на благотворительность, в том числе и непосредственно церкви, стало считаться нормальным способом выражения благодарности за прощение. Следует осознать, что это не понималось как покупка прощения грешником. Жертвование денег представлялось результатом, а не условием прощения. Однако, ко времени Лютера эта практика получила неправильное истолкование. Люди, казалось, поверили, что индульгенция - быстрый и удобный способ приобретения прощения грехов. Лютер протестовал. Прощение представляло собой изменение отношений между грешником и Богом, а не финансовую спекуляцию. Идея о прощении грехов по благодати превратилась в идею о покупке божественного благоволения. В строгом смысле слова, лютеранская Реформация началась лишь в 1522 г., когда Лютер возвратился в Виттенберг после вынужденной изоляции в Вартбурге. На заседании рейхстага в Вормсе в 1521 г. Лютер подвергся осуждению за "лжеучение". Опасаясь за его жизнь, определенные высокопоставленные сторонники тайно перевезли его в замок, известный как Вартбург, где он оставался до тех пор, пока угроза его жизни не миновала. В его отсутствие Андреас Боденштейн фон Карлштадт, один из академических коллег Лютера по Виттенбергскому университету начал проводить в Виттенберге реформы, которые, казалось, перерождалась в хаос. Убежденный в том, что его присутствие необходимо для спасения дела Реформации от неумелых действий Карлштадта, Лютер покинул свое убежище и возвратился в Виттенберг. На этой стадии, намерения Лютера по академической реформе превратились в намерения реформировать Церковь и общество. Областью деятельности Лютера уже не был университетский мир идей; он оказался в положении лидера религиозного, социального и политического реформационного движения, которое казалось некоторым современникам путем к новому социальному и религиозному порядку в Европе. Фактически, программа реформ Лютера была гораздо более консервативна, чем программы его реформатских коллег, таких как Ульрих Цвингли. Кроме того, ей сопутствовал значительно меньший успех чем ожидалось. Движение осталось привязанным к немецким территориям и, не считая Скандинавии, так и не добилось признания в зарубежных землях, которые казались уже созревшими яблоками, готовыми упасть к его ногам. Лютеровское понимание роли "благочестивого князя" (что обеспечивало власть монарха над Церковью), похоже, не получило ожидаемого признания, особенно в свете республиканских настроений таких реформатских мыслителей как Кальвин Англия оказывается в этом отношении особенно показательной: здесь, как и в Нидерландах, протестантское богословие явилось продолжателем реформатских, а не лютеранских идей. 8)В Западной Европе рубеж XV – XVI веков – время перехода максимально развитых феодальных отношений в капиталистические.
В политике это проявляется в укреплении государственности и государственных структур. Общая для большинства стран Европы линия политической эволюции заключалась в укреплении центральной власти, в усилении вмешательства государства в жизнь общества. Однако на рубеже веков власть короля пока не была подлинно абсолютной. Это была эпоха сословно-представительных монархий. К этому времени в большинстве стран Западной Европы были созданы парламенты. Вначале работа парламента не была регламентирована: не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии – налоги. Парламент мог выступать и
как совещательный, и как законодательный, и как судебный орган. Постепенно за ним закрепляются законодательные функции и намечается определенное противопоставление парламента и короля. Так, король не мог без санкции парламента вводить дополнительные налоги, хотя формально король был намного выше парламента, и именно он созывал и распускал парламент, предлагал вопросы для обсуждения. Другим политическим новшеством этого времени были политические партии, начавшие складываться еще в XIII веке.
Практически все страны Западной Европы прошли через ужасы кровавых раздоров и войн. Примером может быть война Алой и Белой
Розы в Англии в XV веке. В результате этой войны Англия потеряла
четвертую часть своего населения.
Сильное воздействие на формирование политических идей в Европе оказал итальянец Никколо Макиавелли (1469 – 1527), занимавший государственную должность секретаря во Флорентийской
республике, автор знаменитой книги «Государь». Макиавелли четко
разграничил нравственность частную и политическую, считая, что между ними нет ничего общего. Для него нравственное содержание политики определяется государственной целесообразностью: благо народа – высший закон, считал он. У каждого народа, по его мнению, есть своя судьба, свое предназначение, избежать или изменить которые невозможно. Гениальность политических лидеров и чистота общественных нравов могут только оттянуть, отсрочить момент падения государства, если он предопределен. Макиавелли утверждал, что все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой целью.
Другим сильным фактором, воздействовавшим на умонастроение европейцев конца XV – первой половины XVI веков были идеи Возрождения и Реформации. Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся, как известно, опорой феодального строя. Религиозные войны были жестокими. Так в ночь на 24 августа 1572 г. (день св. Варфоломея) французские католики (предводители – герцоги Гизы), вырезали всех гугенотов в Париже (более 2 тыс. чел.), не взирая на возраст (женщин, детей, стариков). Наибольшее распространение они получили в Нидерландах и Англии. Здесь сложилось общественное мышление, в основе которого было осознание уникальности каждого человека, ценности человеческой жизни, свободы и достоинства. В некоторых странах
Западной Европы распространились идеи протестантизма, в соответствии с которыми были проведены церковные реформы, закрыты монастыри, отменялись церковные праздники, частично была проведена секуляризация монастырских земель.
Таким образом, с рубежа XV – XVI веков в Европе стало складываться новое мировоззрение, основанное на гуманизме. Теперь в центр мира ставилась конкретная личность, а не церковь. Гуманисты резко противостояли традиционной средневековой идеологии, отрицая необходимость полного подчинения души и разума религии. Человек все более интересуется окружающим миром, радуется ему, пытается его усовершенствовать.
В этот период все более отчетливо проявляется неравенство в уровнях политического и экономического развития отдельных стран.
Более быстрыми темпами развиваются Нидерланды, Англия и
Франция. Отстают Испания, Португалия, Италия, Германия. В то же время, на их развитие оказывали влияние и общие для того времени процессы и события.
Темпы экономического развития европейских стран усилились благодаря Великим географическим открытиям. Непосредственной причиной их были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых, особенно об Индии, распространялась слава, как о стране несметных сокровищ, и с которыми торговля была затруднена из-за арабских, монголо-татарских и турецких завоеваний.
В результате Великих географических открытий начинают складываться колониальные империи. Во второй половине XVI века на путь колониальных захватов вступают англичане, голландцы и французы. Кроме того, из вновь открытых земель в Европу стекаются сокровища, золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен, прежде всего на сельскохозяйственную продукцию. Этот процесс, в той или иной степени имевший место во всех странах Западной Европы, получил в исторической литературе название революции цен. Он способствовал росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужил одним из источников первоначального накопления капитала, формированию классов капиталистического общества: наемных рабочих и буржуазии.
Важным последствием Великих географических открытий было перемещение мировых торговых путей. Монополия венецианских купцов уступает лидерство странам посреднической торговли – Англии и Нидерландам. Именно благодаря ее выгодам образовывались крупные частные капиталы.
Процесс первоначального накопления капитала затронул и основной сектор экономики – сельское хозяйство. К этому времени практически все крестьяне Англии, Франции и Нидерландов были лично свободными. Новым явлением стало развитие арендных отношений. Землевладельцы все охотнее отдавали землю крестьянам, т.к. экономически это было более выгодно. Чем организация собственного помещичьего хозяйства. Проявлением зарождающихся капиталистических отношений являлась и начавшаяся специализация сельскохозяйственных районов, в основе которой лежали преимущественно различные природные условия. Идет интенсивное осушение болот, увеличиваются площади посевов, растет урожайность. Происходят позитивные изменения в агротехнике и агрокультуре. Так, хотя все основные сельскохозяйственные орудия остались прежними (плуг, борона, коса и серп), они стали изготовляться из лучшего металла, широко применялись удобрения, в сельскохозяйственный оборот были введены многополье и травосеяние. Успешно развивалось скотоводство, велось улучшение пород скота.
Прогресс наблюдается и в промышленности. Здесь, как и в сельском хозяйстве, в XV – XVI вв. зарождались и утверждались капиталистические отношения. Центрами развития буржуазных отношений были города, где складывалась прослойка людей, состоящая из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Между городом и деревней развивались товарно-денежные отношения, которые подрывали натуральные основы феодального производства. В результате углубления общественного и территориального разделения труда происходили сдвиги в размещении производительных сил, их структуре, что вело к усилению обмена. К концу XV века появляется новая форма промышленного производства – мануфактура. Для создания мануфактур необходимы были два условия: свободные капиталы и наличие свободных рабочих рук. Эти два условия создавались в процессе первоначального накопления капитала, источниками которого в эпоху генезиса капитализма были доходы от внешней торговли, грабежа колоний, возникновения системы государственного долга, налогов, политики протекционизма и др. На мануфактуре существовало разделение труда между работниками при выполнении какого-либо изделия, что значительно повышало производительность труда, который, как и раньше, оставался ручным, хотя техника и технология быстро совершенствовались. В сукноделии и ткачестве стала активно использоваться самопрялка, изобретенная в конце XV века. В горном деле повсеместно использовались
водоотливные насосы, подъемники. В металлургии начинают применяться доменная печь, волочильные и прокатные механизмы.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что зарождение и развитие капиталистических отношений в разных странах происходит неравномерно и отличается большим своеобразием.
XVI век – время возвышения Голландии. Причинами этого были
перемещение торговых путей в Атлантический океан и главное буржуазная революция, произошедшая в 1566 – 1579 гг. и ставшая первой в мире успешной буржуазной революцией.
Быстро капиталистические отношения развивались в Англии. В последней трети XV – первой четверти XVI вв. здесь произошел аграрный переворот, основным проявлением которого были насильственная экспроприация крестьянской поземельной общины и конверсия пашни – ее превращение в пастбище. В результате формировался класс наемных рабочих и капитал, расширялся внутренний рынок.
Большие прибыли Голландии и Англии приносили колонии и работорговля. Правительство поощряло этот вид деятельности. При английской королеве Елизавете (1533 – 1603) был построен большой
военный флот.
Во Франции централизация государства завершилась при Людовике XI (1423 – 1483). Укреплялся абсолютизм, достигший апогея при Людовике XIV (1638 – 1715). Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение
«Государство – это я».
Медленнее других стран развивалась Германия. Здесь в XVI – XVII вв. возродилось личное крепостничество, расширилась барщинная эксплуатация.
Усиление централизованной власти способствовало более
успешному развитию хозяйства, науки и культуры, появлению новой формы организации производства – мануфактуры. В Европе зарождаются и утверждаются капиталистические отношения, чему в немалой степени содействуют Великие географические открытия. 9) спцифика развитие общественного во Франции К XIV веку во Франции окончательно сложилась феодальная социальная структура общества, главным признаком которой являлась наследственная сословность. Французское общество было разделено на три сословия:сословие духовенства; сословие дворянства; «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне. Первые два сословия были привилегированными, поскольку они освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным. На вершине социальной иерархии стояли лица, которые по степени своего могущества и богатства делились на ряд категорий. Так, высшую группу составляли владельцы крупных сеньорий (например, герцоги Нормандии и Бургундии, графы Шампани и Тулузы) и высшее духовенство (епископы и аббаты больших монастырей). Они считали себя равными королю и назывались пэрами.
Произошли и существенные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заменяют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV веку меняется форма крестьянского землепользования: серваж вытесняется цензивой. Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз – твердо фиксированную денежную, реже натуральную, ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины. Date: 2015-07-27; view: 572; Нарушение авторских прав |