Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные потребности родителей





Социально-педагогические исследования образовательных потребностей и ожиданий родителей являются необходимым этапом построения системы взаимодействия родители — школа.

Результаты корреляционного анализа образовательных по­требностей родителей и степени эффективности решения различ­ных жизненных проблем позволяют сделать следующие выводы:

— образовательные потребности родителей в сфере обще­ния, межличностных отношений отражают реальные пробле­мы, в этой области родители могут сами формировать об­разовательный заказ;

— образовательные потребности родителей в сфере законо­дательства и права, искусства, культуры не осознаются ими адекватно, эти области могут выступать в качестве привно­симого в образовательный процесс интегративного компонен­та, а заказ родителей может формироваться в процессе кон­сультационной работы.

Изучение образовательной позиции родителей и мира их проблем позволяет обнаружить, что имеющие активную об­разовательную позицию, значительно реже фиксируют финан­совые затруднения, плохое самочувствие, угрозу потери ра­боты, усталость, реже фиксируют конфликты, реже жалуют­ся на одиночество, непонимание, потерю смысла жизни. Сле­дует подчеркнуть, что материальный достаток этой группы родителей не отличается от материального достатка людей, обучающихся по мере необходимости или имеющих пассив­ную образовательную позицию. Родители, постоянно работа­ющие над собой, расширяющие свой кругозор (около 30% опрошенных), достоверно чаще готовы идти на сотрудниче­ство со школой, а их образовательный заказ чаще связан со званиями в сфере искусства и науки, с передачей накоплен­ного опыта.

 

специфические образовательные потребности.

Образовательные потребности родителей-мужчин в боль­шей степени связаны с профессионально-трудовой сферой, с общественно-политической жизнью, наукой. В то же время именно папы чаще фиксируют заказ на оказание им помощи в кризисных ситуациях. Мамы чаще интересуются искус­ством и культурой, нравственной сферой жизни, самосовер­шенствованием, охраной природы.

И у мам, и у пап проблема оказания помощи детям в учении вызывает максимальный интерес. Для родителей учащихся 8—11 классов высоко значимой оказывается сфера профессиональной ориентации детей. При этом родители го­товы сами выступать перед детьми с рассказами о своей про­фессии, о возможностях и сложностях профессиональной карьеры.

Образовательные ориентации родителей отражают пробле­мы, с которыми они сталкиваются в жизни. Так, у мужчин, по сравнению с женщинами, больший интерес вызывают во­просы вождения автомобиля, организации собственного дела, реализации своих хобби и увлечений, а у женщин — вопросы эффективного распоряжения деньгами, поиска работы, получения дополнительного образования.

В современной ситуации образовательные потребности ро­дителей, по-разному оценивающих материальное положение своих семей, имеют некоторые отличия. Так, например, ис­пытывают потребность в знаниях религиозной и нравствен­ной жизни только 3% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как отличное, 12% — оценивших положение своей семьи как среднее, 31% — оценивших ма­териальное положение ниже среднего, и 60% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как очень тяжелое. Родители, высоко оценившие свое материальное по­ложение, чаще озабочены вопросами изучения иностранного языка, проблемами своего имиджа и внешней привлекатель­ности. Родителей, низко оценивших материальное положе­ние своей семьи, чаще интересует, где найти работу, как по­мочь своему ребенку, как взаимодействовать со школой, с учителями.

В современной социальной ситуации уровень образования меньше влияет на образовательные потребности родителей, чем, например, материальное положение. Специфика образо­вательных ориентации взрослых, имеющих разные уровни образования, выражается, скорее, в формах и методах полу­чения образования. Суждение «Я постоянно осваиваю новые для себя стороны профессиональной деятельности» разделя­ют 33% родителей со средним образованием, 35% родителей со средним специальным образованием и 38% родителей с высшим образованием.

Родители, имеющие высшее образование, в большей сте­пени ориентированы на книги как основной образователь­ный источник, среди них больше тех, кто имеет активную образовательную позицию. Родители с более низким образо­вательным уровнем в основном ориентированы на советы знакомых, на средства массовой коммуникации.

Около половины опрошенных родителей подчеркивают значимость совместного с детьми посещения театров, прове­дения спортивных мероприятий и экскурсий.


В современных социальных условиях фактор безработицы коренным образом влияет на образовательные потребности взрослых, определяя состояние событийно-биографического кризиса. Большинство безработных родителей испытывают отчужденность, потерю смысла жизни, теряют самоконтроль. В то же время часто ситуация безработицы вызывает переоценку ими своих отношений с детьми, являясь стимулом развития их как родителей.

Происходит переориентация взгляда на ведение домашне­го хозяйства. Все большая часть женщин считает это про­фессией, в которой они успешно реализуют себя. Образова­тельные потребности опрошенных домохозяек специфичны. Это повышенный интерес к проблемам законодательства и права, финансам и экономике, пониженный интерес к вопро­сам охраны природы. При том, что 86% домохозяек думают, что многие их способности остались еще не раскрытыми (42% — среднее значение по группам), 35% из них вполне довольны своей жизнью (10% — среднее значение по груп­пам), а 83% смотрят в будущее с надеждой (47% — среднее значение по группам).

Профессия оказывает особое влияние на характер образо­вательных потребностей взрослых. Как показывают резуль­таты конкретного исследования, можно выделить две про­фессиональные группы родителей, имеющие достоверные различия в образовательных ориентациях.

Первая группа — родители с техническим образова­нием. Они значительно реже интересуются вопросами само­совершенствования, получения навыков общения, проблема­ми искусства и культуры, общественно-политической жиз­нью и даже профессионально-трудовой сферой жизни. Вопро­сы практического знания для них представляют несколько больший интерес. Их чаще интересуют проблемы освоения компьютерной техники, иностранного языка. Среди методов взаимодействия с детьми они чаще выбирают авторитарные. Только 11% опрошенных родителей рассматриваемой груп­пы ответили, что хотели бы быть полезными своему Отече­ству. Все это, безусловно, отражает и некоторую подавлен­ность родителей обстоятельствами жизни, позволяет рассмат­ривать этих родителей как специфическую группу по отно­шению к обществу и к детям.

Вторая группа — родители, имеющие образование в области взаимодействия человек — человек (учителя, меди­цинские работники и др.). Образовательные потребности этой группы чаще связаны с проблемами общения, конфликтов, с профессионально-трудовой сферой, с вопросами передачи на­копленного опыта и реже с проблемами финансов и эконо­мики. В практическом плане родителей этой группы чаще волнуют вопросы, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми, их интересует, как защитить себя или как

выглядеть красиво. 40% родителей этой группы хотели бы быть полезными своему Отечеству, 45% — готовы идти на контакт со школой, в которой учатся их дети.

При построении системы взаимодействия родителишкола особенности и интересы каждой из названных групп будут определять образовательные возможности и степень удовлетворенности родителей.

Программы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.


Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные Нетрадиционные
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги

 

Консультирование родителей может быть двух типов:

1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.).

2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования:

– создание доверительных отношений;

– взаимоуважение;

– заинтересованность консультантов;

– компетентность;

– формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;

– хорошая организация консультирования.

 

 







Date: 2015-07-27; view: 2738; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию