Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательные потребности родителей⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19
Социально-педагогические исследования образовательных потребностей и ожиданий родителей являются необходимым этапом построения системы взаимодействия родители — школа. Результаты корреляционного анализа образовательных потребностей родителей и степени эффективности решения различных жизненных проблем позволяют сделать следующие выводы: — образовательные потребности родителей в сфере общения, межличностных отношений отражают реальные проблемы, в этой области родители могут сами формировать образовательный заказ; — образовательные потребности родителей в сфере законодательства и права, искусства, культуры не осознаются ими адекватно, эти области могут выступать в качестве привносимого в образовательный процесс интегративного компонента, а заказ родителей может формироваться в процессе консультационной работы. Изучение образовательной позиции родителей и мира их проблем позволяет обнаружить, что имеющие активную образовательную позицию, значительно реже фиксируют финансовые затруднения, плохое самочувствие, угрозу потери работы, усталость, реже фиксируют конфликты, реже жалуются на одиночество, непонимание, потерю смысла жизни. Следует подчеркнуть, что материальный достаток этой группы родителей не отличается от материального достатка людей, обучающихся по мере необходимости или имеющих пассивную образовательную позицию. Родители, постоянно работающие над собой, расширяющие свой кругозор (около 30% опрошенных), достоверно чаще готовы идти на сотрудничество со школой, а их образовательный заказ чаще связан со званиями в сфере искусства и науки, с передачей накопленного опыта.
специфические образовательные потребности. Образовательные потребности родителей-мужчин в большей степени связаны с профессионально-трудовой сферой, с общественно-политической жизнью, наукой. В то же время именно папы чаще фиксируют заказ на оказание им помощи в кризисных ситуациях. Мамы чаще интересуются искусством и культурой, нравственной сферой жизни, самосовершенствованием, охраной природы. И у мам, и у пап проблема оказания помощи детям в учении вызывает максимальный интерес. Для родителей учащихся 8—11 классов высоко значимой оказывается сфера профессиональной ориентации детей. При этом родители готовы сами выступать перед детьми с рассказами о своей профессии, о возможностях и сложностях профессиональной карьеры. Образовательные ориентации родителей отражают проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни. Так, у мужчин, по сравнению с женщинами, больший интерес вызывают вопросы вождения автомобиля, организации собственного дела, реализации своих хобби и увлечений, а у женщин — вопросы эффективного распоряжения деньгами, поиска работы, получения дополнительного образования. В современной ситуации образовательные потребности родителей, по-разному оценивающих материальное положение своих семей, имеют некоторые отличия. Так, например, испытывают потребность в знаниях религиозной и нравственной жизни только 3% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как отличное, 12% — оценивших положение своей семьи как среднее, 31% — оценивших материальное положение ниже среднего, и 60% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как очень тяжелое. Родители, высоко оценившие свое материальное положение, чаще озабочены вопросами изучения иностранного языка, проблемами своего имиджа и внешней привлекательности. Родителей, низко оценивших материальное положение своей семьи, чаще интересует, где найти работу, как помочь своему ребенку, как взаимодействовать со школой, с учителями. В современной социальной ситуации уровень образования меньше влияет на образовательные потребности родителей, чем, например, материальное положение. Специфика образовательных ориентации взрослых, имеющих разные уровни образования, выражается, скорее, в формах и методах получения образования. Суждение «Я постоянно осваиваю новые для себя стороны профессиональной деятельности» разделяют 33% родителей со средним образованием, 35% родителей со средним специальным образованием и 38% родителей с высшим образованием. Родители, имеющие высшее образование, в большей степени ориентированы на книги как основной образовательный источник, среди них больше тех, кто имеет активную образовательную позицию. Родители с более низким образовательным уровнем в основном ориентированы на советы знакомых, на средства массовой коммуникации. Около половины опрошенных родителей подчеркивают значимость совместного с детьми посещения театров, проведения спортивных мероприятий и экскурсий. В современных социальных условиях фактор безработицы коренным образом влияет на образовательные потребности взрослых, определяя состояние событийно-биографического кризиса. Большинство безработных родителей испытывают отчужденность, потерю смысла жизни, теряют самоконтроль. В то же время часто ситуация безработицы вызывает переоценку ими своих отношений с детьми, являясь стимулом развития их как родителей. Происходит переориентация взгляда на ведение домашнего хозяйства. Все большая часть женщин считает это профессией, в которой они успешно реализуют себя. Образовательные потребности опрошенных домохозяек специфичны. Это повышенный интерес к проблемам законодательства и права, финансам и экономике, пониженный интерес к вопросам охраны природы. При том, что 86% домохозяек думают, что многие их способности остались еще не раскрытыми (42% — среднее значение по группам), 35% из них вполне довольны своей жизнью (10% — среднее значение по группам), а 83% смотрят в будущее с надеждой (47% — среднее значение по группам). Профессия оказывает особое влияние на характер образовательных потребностей взрослых. Как показывают результаты конкретного исследования, можно выделить две профессиональные группы родителей, имеющие достоверные различия в образовательных ориентациях. Первая группа — родители с техническим образованием. Они значительно реже интересуются вопросами самосовершенствования, получения навыков общения, проблемами искусства и культуры, общественно-политической жизнью и даже профессионально-трудовой сферой жизни. Вопросы практического знания для них представляют несколько больший интерес. Их чаще интересуют проблемы освоения компьютерной техники, иностранного языка. Среди методов взаимодействия с детьми они чаще выбирают авторитарные. Только 11% опрошенных родителей рассматриваемой группы ответили, что хотели бы быть полезными своему Отечеству. Все это, безусловно, отражает и некоторую подавленность родителей обстоятельствами жизни, позволяет рассматривать этих родителей как специфическую группу по отношению к обществу и к детям. Вторая группа — родители, имеющие образование в области взаимодействия человек — человек (учителя, медицинские работники и др.). Образовательные потребности этой группы чаще связаны с проблемами общения, конфликтов, с профессионально-трудовой сферой, с вопросами передачи накопленного опыта и реже с проблемами финансов и экономики. В практическом плане родителей этой группы чаще волнуют вопросы, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми, их интересует, как защитить себя или как выглядеть красиво. 40% родителей этой группы хотели бы быть полезными своему Отечеству, 45% — готовы идти на контакт со школой, в которой учатся их дети. При построении системы взаимодействия родители — школа особенности и интересы каждой из названных групп будут определять образовательные возможности и степень удовлетворенности родителей. Программы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. Формы работы с родителями
Консультирование родителей может быть двух типов: 1. Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ученика, способов дополнительного образования и т. д.). 2. Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией). Однако независимо от типа существуют определенные принципы консультирования: – создание доверительных отношений; – взаимоуважение; – заинтересованность консультантов; – компетентность; – формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы; – хорошая организация консультирования.
Date: 2015-07-27; view: 2738; Нарушение авторских прав |