Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, задачи и методы профессиологии





Профессиология как отрасль научного знания и психологической практики.

Психология профессионализма – это один из разделов психологии труда. Психология профессионализма находится на стыке психологии труда и акмеологии.

 

Психология труда изучает проявления и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие процесса и результата труда, качеств отдельного человека требованиям профессии. Кроме того психология труда рассматривает профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т.д, Психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму.

психологическая наука акмеология- имеет своим предметом наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период его расцвета (акме); многовершинность процесса восхождения к профессионализму.

 

 

Предмет, задачи и методы профессиологии.

профессиология выявляет закономерности изменений в мире профессий, в строении трудового процесса.

В профессиональной диагностике есть несколько видов задач. Один круг задач – это психологический анализ самих профессий, эти задачи решаются специалистами в области профессиональной психологии. Психологи здесь выявляют содержание профессий и объективные характеристики труда в рамках той или иной профессии, осуществляют их рационализацию, реконструирование, проектируют новые профессии.

Другой круг задач – психологический анализ того, как человек справляется с профессией, приспосабливается к профессии и приспосабливает профессию к себе, как развивает себя в профессии, творчески обогащает профессию и т.д. Этими задачами занимаются также специалисты – психологи в рамках профориентации, профотбора, профаттестации и др. Вместе с тем, с этими задачами сталкивается и каждый работающий человек в ходе своей профессиональной жизни, ибо работника неоднократно оценивают как профессионала, и он сам анализирует ход своего движения к профессионализму.

Для анализа объективного состава профессий, их рационализации могут быть использованы следующие пути.

– Наблюдение за реальным процессом труда, фиксация всех трудовых действий и операций с использованиемзаранее подготовленного развернутого протокола, наблюдения за трудом специалистов разной степени квалификации, что помогает объективно выявить трудовые действия при разном уровне мастерства в профессии. В литературе описан (22) прием «превращения наблюдателя в тень» с целью сохранения естествен.ности наблюдаемого трудового процесса

– Прием рационализации и реконструкции существующих профессий. специалисты могут осуществлять: рационализацию трудового процесса – уточнение необходимого состава трудовых действий, выкидывание ненужных приемов и операций, изъятие из профессий действий, психологически не совместимых в одном человеке; рационализацию чередования приемов и операций, конструирование лучших приемов и замена ими прежних; усиление акцента на тех трудовых действиях, которые обеспечивают наибольшую полноту проявления способностей, сохраняют психологические ресурсы личности человека, снижают возможности утомления и деформации личности; включение в профессию деятельностей, взаимодополняющих друг друга, компенсирующих друг друга, возможно, за счет разнообразия деятельностей внутри профессии; рационализацию наряду с процессом труда и обстановки, рабочего места, условий труда и др.; рационализацию орудий труда, реконструкцию техники; рационализацию и изменение самого состава профессии, для чего изучается комплекс связанных между собой профессий,

осуществляющих какую-либо профессиональную задачу; рационализацию разделения труда, здесь выявляется круг задач, стоящих перед производственным целым, определяется весь состав деятельности, вытекающий из этих задач, осуществляется группировка видов деятельности и их перераспределение между близкими профессиями.

– Прием проектирования профессий, то есть анализ специалистами новых, требуемых обществом форм разделения труда изменение в линиях разделения труда в зависимости от запросов общества.

как изменяется психика человека в процессе адаптации к профессии, в ходе выполнения профессиональной деятельности. Здесь используются следующие пути и методические приемы: Приемы изучения того, насколько человек освоил, осознал /профессиограмму данной профессии, то есть знает ли он, понимает ли задачи, предмет, результаты труда в данной профессии также осознает ли работник, какие психологические качества нужны для данной профессии (графа 1 табл. 15). Приемы изучения знания человеком профессиограммы данной профессии состоят в том, что человеку предлагают раскрыть профессиограмму данной профессии, отвечая на вопросы: в чем предназначение данной профессии, ее главные задачи в обществе, в чем состоит результат труда в данной профессии, что является предметом труда, а также каковы трудовые действия, средства, условия труда. Понимание человеком объективного состава труда в профессии выявляется сопоставлением родственных профессий и в ходе применения проективных заданий с неясным изображением профессиональных ситуаций. После выяснения того, как работник представляет состав труда в профессии, целесообразно выявить знание человеком психограммы – что он знает о профессионально важных психологических качествах (ПВК), необходимых для труда в данной профессии. Применимы задания типа: построй психограмму этой профессии, назови необходимые ПВК; подбери ряд профессий, где нужны близкие ПВК, проранжируй ПВК по степени важности, укажи особые ПВК для успешного профессионала. Эти приемы могут быть использованы и самим человеком для выяснения того, как он усвоил профессиограмму и психограмму своего труда.

– Приемы изучения самоосознания человеком наличия у себя необходимых психологических качеств (графа 2 табл. 15). Применим прием свободного самоописания человеком себя как профессионала, в том числе включая самоописание «главами коллег»;

– Приемы изучения экспертами (например, психологом) реального состояния профессиональной деятельности у человека (графа 3 табл. 15). Названные в таблице приемы также могут быть применены самим человеком для выяснения того, насколько в реальности он овладел профессиональной деятельностью.

Методы и приемы изучения мотивационной сферы профессионализма.

При анализе мотивации профессиональной деятельности психолога может интересовать: как человек понимает предназначение (духовные ценности, менталитет) профессии и принял ее идеалы, нормы; какие смыслы и внутренние мотивы складываются у самого человека, и как они соотносятся с внешними стимулами; каково соотношение у человека «знаемых» (осознаваемых) и реально действующих мотивов труда; какова структура мотивов у человека и какие мотивы преобладают, доминируют, а какие являются второстепенными (например, интерес к содержанию, к процессу или только интерес к результату); как человек делает самостоятельные выборы в профессиональной деятельности, что он предпочитает в ситуации столкновения разных мотивов; как мотивы воплощаются в цели (близкие, отдаленные), и как эти цели реализуются в профессиональной деятельности, особенно в условиях помех; какие эмоциональные состояния возникают и преобладают в профессиональной деятельности; Для выявления понимания и принятия идеалов профессии человеку предлагают изложить и описать ее различные духовные ценности – с точки зрения общественной значимости (что принято в профессии) и личной индивидуальной значимости для человека (что принято этим человеком). Может быть задан вопрос – в чем для Вас состоит главная награда за Ваш профессиональный труд. Можно предложить человеку на выбор несколько ценностных ориентации в профессии (например, для педагога,– возможность помочь другому человеку в его развитии, возможность изучения другого человека, воздействия на другого человека, возможность передать ученику знания по своему предмету, возможность общаться с детьми и коллегами и др.), попросить отметить баллами эти ценности по степени значимости для данного человека.

Для выяснения наличия мотивов, их характера всегда надежным методическим приемом является постановка человека в экспериментальную ситуацию профессионального выбора (или наблюдение за поведением человека в реальных жизненных ситуациях профессионального выбора). Ситуация выбора всегда выявляет наличие и соподчинение мотивов – что важнее, главнее для человека. Например, выбор профессии с узко исполнительной, но хорошо оплачиваемой деятельностью, или творчески ориентированной, но менее оплачиваемой. Для выявления мотивов к отдельным видам занятий внутри профессии можно использовать задания: составьте расписание на неделю тех профессиональных занятий, которыми бы Вам интересно и приятно было заниматься, предусмотрите их чередование друг с другом и с привлекательными для Вас видами досуга.

Убедительные данные для выявления внутренних ориентиров, мотивов и целей человека дает биографический метод (изучение биографии человека) и вопросы к человеку типа: припомните (реконструируйте) значимые для Вас события профессиональной жизни; какие выборы Вам приходилось делать и почему они были сделаны; какое влияние эти выборы оказали или еще могут оказать на Вашу последующую жизнь; какие цели Вами ставились в профессиональной деятельности, какие цели были достигнуты и не достигнуты; какие цели и возможности были упущены; насколько Вы склонны планировать события своей жизни во времени (временная перспектива);

Для выявления сравнительной значимости осознаваемых человеком мотивов широко используется ранжирование (количественные оценки) мотивов и целей профессиональной деятельности по степени их значимости. Например, отметьте баллами по 10-бальной шкале степень значимости для Вас следующих побуждений: интерес к процессу труда, интерес к содержанию труда, интерес к видам досуга, развивающим способности профессиональной деятельности; интерес к оценке другого человека в ходе труда; интерес к самооценке и ее динамике в ходе труда и др. Степень осознания человеком мотивов и целей можно выявлять в заданиях типа: на что направлены Ваши интересы (мотивы) в профессии и какими целями Вы эти мотивы достигаете; можно ли один мотив реализовать несколькими разными целями и напротив – различные мотивы одинаковыми целями.

Неосознаваемые мотивы, интересы к разным сторонам профессии выявляются проективными заданиями, где, например, дано неясное изображение ряда ситуаций из профессиональной жизни (18) и предлагается ответить на вопросы: что привело к событиям, изображенным на картинке; что происходит в данный момент, что делают люди в этой профессиональной ситуации; как надо поступить специалисту в этой ситуации, каков ее возможный исход.

Date: 2015-07-27; view: 3358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию