Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качественные изменения в познавательной сфере подростков





Ж. Пиаже указывал, что в возрасте от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация ребенка: он освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам, начиная оперировать гипотетико-дедуктивным (теоретическим) мышлением.

Приступая к усвоению основ наук, подросток должен научиться рассуждать теоретически. Учебный материал требует высокого уровня развития мыслительной деятельности и, в свою очередь, направлен на развитие интеллекта. В этой связи в развитии мышления подростка отмечаются следующие изменения:

-появляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач; подросток учиться рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки;

- появляется осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими (рефлексивное мышление);

- развивается операция абстрагирования, мышление становиться теоретическим;

- развивается критичность как качество мышления; при этом существует опасность появления критиканства – подростки любят искать ошибки в речи учителя, в тексте учебника, иронизировать над взрослыми;

- происходит интеллектуализация процессов восприятия, они становятся аналитичными - это важно для успешного чтения чертежей, схем, моделей, для их содержательного анализа;

- появляется новое отношения к интеллектуальным задачам: подростки интересуются трудными задачами, требующими рассуждений, сложных логических ходов

Существенные изменения происходят в мнемической деятельности подростков: если установкой младших школьников при запоминании было повторение, то у подростков – понимание. В целом улучшается продуктивность памяти подростков - растет быстрота запоминания, увеличивается объем долговременной памяти, расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала. Подростки сознательно применяют приемы осмысленного и опосредованного запоминания, мнемотехнические приемы.

Наряду с учебными интересами, у подростка активно проявляются многообразные увлечения. Причем, увлечения не всегда пересекаются с учебной деятельностью. Наиболее выраженные увлечения подростка:

-интеллектуально-эстетические (связаны с глубоким интересом к любимым занятиям – истории, литературе, музыке, рисованию и т.п.);

-эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и дорогостоящим видом спорта, например,-большим теннисом);

-телесно-мануальные увлечения (занятия спортом);

-накопительские увлечения (коллекционирование разного рода);

-информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это – увлечение интернетом) (по классификации А.Е. Личко).

Развитие психических познавательных процессов имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Р азвитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями(по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления.







Date: 2015-07-27; view: 4236; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию