Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика принципов обучения





Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой.

В современной отечественной педагогике выделяют следующие принципы обучения.

1) Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всесторонне развитие личности и индивидуальности учащегося.

2) Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3) Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическими знаниями и практическим умениям учащегося.

4) Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли педагога.

5) Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

6) Принцип доступности обучения.

7) Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

8) Принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества.

9) Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Все перечисленные принципы, как это явствует из дальнейшей их характеристики, неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу - принципу духовно направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дается их характеристика.

Принцип духовно направленного, развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебных, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам наук.

Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учащихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливаются порядок и методика работы с ним; второе – в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Каменский. В процессе обучения человеку надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию.

Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулируя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда обучаемые проявляют познавательную активность. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.


Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

-опираться на интересы обучаемых и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;

-включать учащихся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процессе поиска и решения научных и практических проблем;

-использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

-стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучаемых в учении.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию воспитуемых, но и их социальному росту.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти обучаемых, стали частью их сознания основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение к изучаемому материалу.

Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное из тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активностью и систематичностью с прочностью, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика. Они дают педагогу совокупность указаний к организации учебного воспитания и выступает первым интегративным свойством системы.







Date: 2015-07-27; view: 812; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию