Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика принципов обучения
Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой. В современной отечественной педагогике выделяют следующие принципы обучения. 1) Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всесторонне развитие личности и индивидуальности учащегося. 2) Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества. 3) Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическими знаниями и практическим умениям учащегося. 4) Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли педагога. 5) Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода. 6) Принцип доступности обучения. 7) Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся. 8) Принцип связи обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества. 9) Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Все перечисленные принципы, как это явствует из дальнейшей их характеристики, неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу - принципу духовно направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дается их характеристика. Принцип духовно направленного, развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебных, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, методам наук. Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учащихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливаются порядок и методика работы с ним; второе – в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Каменский. В процессе обучения человеку надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулируя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда обучаемые проявляют познавательную активность. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Активности и сознательности в учении можно добиться, если: -опираться на интересы обучаемых и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности; -включать учащихся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процессе поиска и решения научных и практических проблем; -использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии; -стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучаемых в учении. Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию воспитуемых, но и их социальному росту. Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти обучаемых, стали частью их сознания основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение к изучаемому материалу. Как видно, принципы современной дидактики образуют систему, целостное единство, скрепленное из тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активностью и систематичностью с прочностью, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика. Они дают педагогу совокупность указаний к организации учебного воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Date: 2015-07-27; view: 812; Нарушение авторских прав |