Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика изучения у спортсменов свойств темперамента
Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Одно из основных требований к исследованиям свойств нервной системы – совпадение диапазона по двум или нескольким методикам. Нередко, наряду с экспериментальными аппаратурными методами, при исследовании свойств, определяющих тип нервной системы, используются наблюдения за их жизненными проявлениями и опрос. С помощью опросника судят о силе и подвижности основных нервных процессов, об интроверсии (направленность личности внутрь, в глубину своих интимных переживаний) или экстраверсии (направленность личности вовне, ориентировка преимущественно на внешнюю оценку). Бланковый тест ЧХТ Бланковый тест ЧХТ (черты характера и темперамента), разработанный в Военном институте физической культуры на основе многопрофильного опросника (ММПИ), оценивает эмоциональную реактивность, невротичность и уровень притязаний, типологические особенности и некоторые другие показатели. В обследовании используется метод «жизненных показателей». Процедура сводится к коллективному прослушиванию вопросов и бинарным ответам «да – нет». На ответы по каждому вопросу дается по 7-10 с. Для работы с группой 20-30 человек необходимо около получаса. Ряд вопросов составлен по методу взаимного исключения. Данные, полученные при опросе, являются вспомогательным материалом для составления характеристики обследуемых лиц и должны быть дополнены по результатам изучения их деятельности и быта, а также путем психологических испытаний бланковыми и аппаратурными методами. Опросник можно дополнить разделом, где дана методика по исследованию степени мотивации к определенной профессиональной деятельности (с учетом ее особенностей). При проведении обследования большинство вопросов ставится в утвердительной форме. Испытуемые инструктируются следующим образом: Если вы безусловно согласны с тем, что я зачитаю, напишите «да», если не согласны, напишите «нет»; если сомневаетесь или не поняли вопроса, поставьте вопросительный знак. (Знак вопроса при подсчете результатов рассматривается как отрицательный ответ.) Опросник имеет 10 разделов, содержащих ряд сведений: 1-й раздел – о силе нервных процессов по возбуждению (преимущественно это работоспособность, соответствие «закону силы», доминантность); 2-й раздел – об измерении психофизических порогов нервной системы (чувствительность); 3-й раздел – о силе нервных процессов по торможению; 4-й раздел – о подвижности нервных процессов; 5-й раздел – об эмоциональной лабильности, реактивности; 6-й раздел – о развитии первой сигнальной системы; 7-й раздел – о развитии второй сигнальной системы; 8-й раздел – о повышенной нервозности и о некоторых психопатических отклонениях в характере человека; 9-й раздел – об искренности; 10-й раздел – об уровне притязаний. Оценки, полученные в результате обследования по ЧХТ, выведены на основании опроса 5000 человек и уточнялись по мере накопления данных. Оценка проводится по сумме положительных ответов. В тех случаях, когда имеются дублирующие разделы (2а, 7а, и др.), положительные ответы дублирующих разделов вычитаются из суммы положительных ответов по основным разделам. При наличии восьми-девяти положительных ответов в разделах 1-7 и 10, девяти и более положительных ответов в разделе 8, а также при отсутствии положительных ответов в разделе 9 признаки считаются безусловно доминирующими. При наличии пяти-семи положительных ответов в разделах 1-7 и 10, шести-восьми положительных ответов в разделе 8 и наличии одного-двух положительных ответов в разделе 9 признаки считаются выраженными (преобладающими). Наличие трех-четырех положительных ответов в разделах 1-8 и 10, четырех-пяти положительных ответов в разделе 8 и трех-четырех положительных ответов в разделе 9 характеризуют средние показатели выраженности признака. Наличие одного-двух положительных ответов в разделах 1-7 и 10, одного-трех положительных ответов в разделе 8 и пяти положительных ответов в разделе 9 характеризуют слабую выраженность признака. Для удобства статистической обработки материалов ЧХТ может быть применена и девятибалльная оценка: 9 баллов – при девяти и более положительных ответах по разделам 1-7 и 10 и при отсутствии положительных ответов по разделам 8 и 9; 8-7 баллов – при восьми и семи положительных ответах по разделам 1-7 и 10, при одном-двух положительных ответах по разделам 8 и 9; 6 баллов – при пяти-шести положительных ответах по разделам 1-7 и 10, при четырех положительных ответах по разделу 8; но по разделу 9 такой оценки нет; 5 баллов – при трех-четырех положительных ответах по разделам 1-7 и 10, при пяти-шести положительных ответах по разделу 8 и трех положительных ответах по разделу 9; 4 балла – при одном-двух положительных ответах по разделам 1-7 и 10, при семи-восьми положительных ответах по разделу 8, четырех положительных ответах по разделу 9; 3 балла – отсутствие положительных ответов по разделам 1-7 и 10, девяти положительных ответов по разделу 8, пяти положительных ответов по разделу 9; 2 балла – преобладание дублирующих ответов на одну единицу (сумма равна минус 1) в разделах 1-7 и 10, десяти положительных ответов по разделу 8, пяти-семи положительных ответов по разделу 9; 1 балл – преобладание дублирующих ответов (сумма равна минус 2 и менее) в разделах 1-7 и 10, двенадцати и более положительных ответов по разделу 9.
Date: 2015-07-27; view: 711; Нарушение авторских прав |