Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Греции в классическую эпоху





Особенности формирования греческой культуры.

В V—IV вв. до н.э. греческая культура стала одной из самых развитых культурных систем древнего мира. Три важнейших особенности придают ей исключительный характер:

• полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры (литературы, искусства, философии);

• ее гуманистическая направленность;

• большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогативших культурное творчество последующих поколений и прочно вошедших в жизнь народов Средиземноморья и Европы.

Культура греков прежде всего создавалась на базе передового способа производства, рабства классического типа. Греческая рабовладельческая экономика создавала достаточные материальные возможности для культурного развития. Господствующий класс рабовладельцев, состоящий из собственников относительно небольших поместий, мастерских, кораблей, должен был принимать деятельное участие в организации производства, был заинтересован в общем культурном прогрессе. Социальную основу полисной организации составляло среднее гражданство, прежде всего зажиточные землевладельцы, имеющие известные гарантии своего благосостояния, которые вместе с тем были полноправными гражданами и воинами. Эта активная в социально-политическом отношении категория гражданства была более благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей, чем, например, забитые и бесправные общинники в странах Древнего Востока.

Процесс культурного творчества в разных полисах Греции имел различную интенсивность, причем не случайно, по-видимому, был более плодотворным в государствах с демократическим устройством. Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентрация власти в руках Народного собрания, ежегодно сменяемый и контролируемый аппарат управления, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, достаточно культурную и политически мыслящую личность. Постоянное участие в прениях, обсуждение законопроектов и решений в Народном собрании развило политическое мышление гражданина, с одной стороны, а с другой, способствовало расцвету ораторского искусства. Не случайно именно в Греции V—IV вв. до н. э. появляются прославленные ораторы, вошедшие в историю мирового красноречия: Перикл, Клеон, Исократ, знаменитый Демосфен.

Одним из важных условий больших достижений древних греков является отсутствие могущественной жреческой организации, которая в странах Древнего Востока монополизировала в значительной степени процесс духовного производства, направила его в русло религиозной идеологии. Характер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными магистратами исключали возможности складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. В этом же направлении действовал и еще один важный фактор: довольно широкое распространение грамотности, умения читать, т. е. грекам были доступны замечательные произведения историков, философов, драматургов, писателей и ораторов. Широкое распространение грамотности характерно для демократических государств, предполагающих политическую активность граждан, их участие в выборах, голосованиях, составлении решений,самостоятельное чтение и понимание государственных документов. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном было важным стимулом для творчества греческих мыслителей.

Одним из непременных условий формирования греческой культуры являются особенности ее природного окружения. В целом природные условия оказались на том этапе исторического развития довольно благоприятными для расцвета греческой культуры. И дело не в том, что греческая природа очень щедра к человеку и легко предоставляет ему все блага жизни, а в том, что она побуждала людей к труду, требовала от них трудолюбия как необходимого условия жизни. Как уже отмечалось, каменистая, среднего плодородия почва с холмистым рельефом, поросшим цепким кустарником, в классический период греческой истории стала приносить щедрые урожаи винограда, маслин, фруктов, овощей, а в ряде областей — и зерновых потому, что грекам пришлось расчистить от деревьев и кустарников посевные площади, взрыхлить и удобрить каменистую землю, ввести новые приемы ухода, новые сорта. На территории Балканской Греции много полезных ископаемых: железных и медных руд, высококачественной глины, строительного известняка и мрамора, серебра и золота. Однако они лежат глубоко в земле, и чтобы поднять их и использовать в производстве, нужно было проявить смекалку и обнаружить их, прорубить глубокие шахты, провести от них разветвленные штреки, а все это требовало знаний, сметливости, веры в созидательные силы человека.

Невозможно представить себе греческую природу без моря. Море играло огромную роль в жизни и отдельных людей, и почти всех греческих полисов. Береговая линия южной части Балканского полуострова изрезана многочисленными бухтами, заливами, гаванями. Эгейское море усеяно сотней крупных и мелких островов. В море греки ловили рыбу и моллюсков для употребления в пищу, по морским путям устанавливали связи между разными, даже дальними полисами, с прибрежными племенами. Море защищало от противника и море сближало народы, морские связи не только обеспечивали получение продовольствия и сырья, но и способствовали взаимообогащению, обмену культурными достижениями. Греки овладели морем, оно стало частью их производства, жизни, быта, культуры. Но чтобы овладеть капризной и могучей стихией, нужно было проявить отвагу, смекалку и специальные знания, нужно было приноровиться к капризам морских течений и ветров, разработать приемы кораблевождения, нужны были новые типы судов, которые могли бы пуститься в далекие плавания.

Глубокий эстетизм греческой культуры, являющийся одной из ее особенностей, в значительной степени был порожден красотой окружающей природы. В Балканской Греции, этой небольшой стране, с невысокими горами, расчленяющими территорию на множество маленьких долин, покрытых зеленью спускающихся с гор лесных массивов, с отовсюду видимым морем, существует уравновешенное сочетание разных типов ландшафта и разнообразных природных красок горных вершин, зеленых долин, синего моря, голубого неба. Для мировоззрения древнего грека классического времени, для всей греческой культуры оказалось характерным развитое чувство природы, заложенной в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано во всех направлениях культурного творчества: в музыке, философии, архитектуре, скульптуре, литературе.

Все эти особенности формирования греческой культуры и искусства определили ее огромные достижения, большое воздействие на последующее развитие мировой культуры, вызвали к ней неослабевающий интерес.

Date: 2015-07-27; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию