Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двери восприятия 3 page





волей-неволей мы должны пытаться прожить. Во внутреннем мире нет ни работы,

ни монотонности. Мы посещаем его только во сне и размышлениях, и его

странность такова, что мы никогда не сможем отыскать одного и того же мира в

двух случаях, следующих один за другим. Что удивляться, следовательно, если

человеческие существа в своем поиске божественного, в общем и целом,

предпочитали смотреть внутрь! В общем и целом, но не всегда. В своем

искусстве не менее, чем в своей религии, даосы и дзэн-буддисты смотрели за

пределы видений, в Пустоту, и сквозь Пустоту - на "десять тысяч вещей"

объективной реальности. Из-за своей доктрины воплощенного Слова христиане

должны были бы быть способны с самого начала принять сходное отношение ко

вселенной вокруг себя. Но из-за доктрины Грехопадения сделать это им было

очень трудно. Всего триста лет назад выражение тщательного отрицания мира и

даже проклятия мира было и ортодоксальным, и понятным. "Нам не следует

изумляться ничему в Природе, кроме одного лишь Воплощения Христа." В

семнадцатом веке фраза Лаллемана казалась разумной. Сегодня в ней звенит

безумие.

В Китае расцвет пейзажной живописи до положения главной художественной

формы произошел около тысячи, в Японии - около шестисот, а в Европе - около

трехсот лет назад. Приравнение Вселенской Формы к изгороди было сделано теми

Учителями Дзэна, которые обвенчали даосистский натурализм с буддистским

трансцендентализмом. Следовательно, только на Дальнем Востоке пейзажисты

сознательно расценивали свое искусство как религиозное. На Западе

религиозная живопись была делом изображения святых персонажей,

иллюстрирования священных текстов. Пейзажисты считали себя мирянами. Сегодня

мы признаем в Сера одного из величайших мастеров того, что может быть

названо мистической пейзажной живописью. И все же этот человек, способный

более эффективно, чем кто-либо другой, выражать Одно во многом, впадал в

негодование, когда кто-нибудь хвалил его за "поэзию" его работ. "Я просто

применяю Систему," - протестовал он. Иными словами, он был просто

пуантилистом и в своих собственных глазах никем больше.

Похожий анекдот рассказывают о Джоне Констебле. Однажды, ближе к концу

своей жизни, Блейк встретил Констебля в Хэмпстеде, и ему показали несколько

набросков молодого художника. Несмотря на свое презрение к

натуралистическому искусству, старый духовидец мог отличить хорошее от

плохого - если, конечно, это был не Рубенс. "Это не рисунок! - вскричал он.

- Это вдохновение?" "Я хотел, чтобы это было рисунком," - таков был

характерный ответ Констебля. Оба были правы.

Это был рисунок, точный и достоверный, и в то же время это было

вдохновение - вдохновение, по крайней мере, столь же высокого порядка, что и

у Блейка. Сосны Хита в действительности виделись в такой же степени

идентичными со Вселенской Формой. Набросок был передачей, необходимо

несовершенной, но все же глубоко впечатляющей, того, что очищенное

восприятие явило открытым глазам великого художника. От созерцания - в

традиции Вордсворта и Уитмена - Вселенского Тела как изгороди и от видений -

как у Блейка - "дивных оригиналов" внутри ума современные поэты отступили в

исследование личного, противопоставленного более чем личному,

подсознательного, и в передачу в высокоабстрактных понятиях не данного,

объективного факта, а просто научных и теологических представлений.

Нечто подобное произошло и в области живописи. Здесь мы стали

свидетелями общего отступления от пейзажа, доминирующей художественной формы

девятнадцатого столетия. Это отступление от пейзажа не было отступлением в

ту, иную, внутреннюю божественную Данность, которой касалось большинство

традиционных школ прошлого, в тот Архетипический Мир, где люди всегда

находили сырье для строительства своего мира и религии. Нет, это было

отступление от внешней Данности в личное подсознательное, в ментальный мир,

более убогий и более плотно закрытый, чем даже мир сознательной личности.

Эти хитрые приспособления из жести и ярко раскрашенного пластика - где я их

видел раньше? В каждой картинной галерее, которая выставляет новейшие работы

нерепрезентативного искусства.

А теперь кто-то внес фонограф и поставил пластинку. Я слушал с

удовольствием, но не испытывал ничего, что могло бы сравниться с моими

видимыми апокалипсисами цветов и фланели. Неужели от природы одаренный

музыкант слышит те откровения, которые для меня были исключительно

визуальными? Было бы интересно провести такой эксперимент. Тем временем,

хотя и не преображенная, хотя и сохраняющая свои нормальные качество и

интенсивность, музыка немало прибавляла к моему пониманию того, что со мной

произошло, и более широких проблем, которые это происходившее поднимало.

Инструментальная музыка, что достаточно странно, оставила меня довольно

холодным. Моцартовский концерт до-минор для фортепиано был прерван после

первой части, и его место заняла запись каких-то мадригалов Гесуальдо.

"Эти голоса, - оценивающе сказал я, - эти голоса - они вроде какого-то

моста обратно к миру людей."

И мостом они оставались даже когда пели самые хроматически неожиданные

композиции безумного князя. Сквозь неровные фразы мадригалов музыка

следовала своим курсом, никогда не оставаясь в какой-то одной тональности на

протяжении двух тактов. В Гесуальдо, этом фантастическом персонаже из

уэбберовской мелодрамы, психологический распад преувеличивал, толкал к

самому крайнему пределу тенденцию, внутренне присущую модальной (как

противопоставленной полностью тональной) музыке. Получавшиеся в результате

работы звучали так, словно были написаны поздним Шенбергом.

"И все же, - я чувствовал, что должен сказать, слушая эти странные

продукты контр-Реформационного психоза, применявшегося к художественной

форме Позднего Средневековья, - и все же не важно, что он весь раздроблен на

куски. Целое дезорганизовано. Но каждый индивидуальный фрагмент -

упорядочен, он представляет Высший Порядок. Высший Порядок превалирует даже

в распаде.

Тотальность представлена даже в сломанных частях. И даже, может быть,

более явно, чем в полностью осмысленной работе. По меньшей мере, вас не

убаюкивает чувство ложной безопасности от какого-то просто человеческого,

просто сфабрикованного порядка. Вам нужно полагаться на свое

непосредственное восприятие окончательного порядка. Поэтому, в некотором

смысле, распад может обладать своими преимуществами. Но, конечно, это

опасно, страшно опасно.

Предположим, вы не сможете вернуться, выбраться из хаоса..."

От мадригалов Гесуальдо мы перепрыгнули через трехвековую пропасть к

Альбану Бергу и его "Лирической Сюите".

"А это, - объявил я заранее, - будет адом."

Но оказалось, что я неправ. На самом деле, музыка звучала довольно

смешно.

Вычерпанная из личного подсознательного, одна двенадцатитоновая агония

сменяла другую; но что поразило меня, так это только внутреннее

несоответствие между психологической дезинтеграцией, более полной, чем даже

у Гесуальдо, и громадными ресурсами того, что касается таланта и мастерства

в ее выражении.

"Неужели ему не жалко себя?" - прокомментировал я с ироничным

отсутствием сострадания. И затем: "Katzenmusik - ученая Katzenmusik(6)". И

наконец - еще несколько мучительных минут спустя: "Кому какое дело до того,

что он чувствует?

Почему он не обратит внимание на что-нибудь другое?"

В порядке критики того, что, без сомнения, является замечательной

работой, это было несправедливо и неадекватно, - но, я думаю, не

безразлично. Я привожу это здесь так, как оно было, и поскольку именно так я

реагировал на "Лирическую Сюиту" в состоянии чистого созерцания.

Когда она закончилась, исследователь предложил пройтись по саду. Я

хотел этого; и хотя мое тело, казалось, было полностью отсоединено от разума

- или, если точнее, хотя мое осознание преображенного внешнего мира более не

сопровождалось осознанием моего физического организма, - я обнаружил, что

способен подняться, открыть стеклянную дверь в сад и выйти наружу с

минимальным колебанием. Конечно, странно было ощущать, что "Я" не является

тем же самым, что и эти руки и ноги "там, снаружи", что и целиком

объективные туловище, шея и даже голова. Это было странно; но к этому вскоре

привыкаешь. И, в любом случае, тело, казалось, совершенно идеально могло

само о себе позаботиться. На самом деле, конечно, оно всегда и так само о

себе заботится. Все, что может делать сознательное эго, - это формулировать

желания, которые затем выполняются силами, весьма слабо контролируемыми им и

совершенно им не понимаемыми. Когда оно делает что-либо сверх этого - когда

слишком сильно старается, например, когда беспокоится, когда начинает

испытывать опасения по поводу будущего - оно снижает эффективность тех сил и

может даже повлечь болезнь девитализованного тела. В моем нынешнем состоянии

осознанность не относилась к эго; она была, так сказать, сама по себе. Это

означало, что физиологическая разумность, контролирующая тело, также

существует сама по себе. На какое-то мгновение тот постоянно вмешивающийся

невротик, что в часы бодрствования пытается взять управление в свои руки,

слава Богу, не стоял на пути.

Из стеклянной двери я шагнул под что-то вроде перголы, частично укрытой

вьющимся розовым деревом, частично - покрытой рейками в дюйм шириной с

просветами по полдюйма. Сияло солнце, и тени от реек образовывали

зеброподобный рисунок на земле, на сиденье и спинке садового стула,

стоявшего в конце перголы. Этот стул - забуду ли я его когда-нибудь? Там,

где тени падали на полотняную обшивку, полосы глубокого, но сияющего цвета

индиго чередовались со сверканием настолько интенсивно ярким, что трудно

было поверить, что эти полосы не сделаны из чистого голубого огня. В

течение, казалось, невообразимо долгого времени я глядел, не зная и даже не

желая знать, с чем это я встретился. В любое другое время я бы увидел стул,

исполосованный попеременно светом и тенью. Сегодня же перцепция поглотила

концепцию. Я был настолько полно поглощен этим зрелищем, настолько поражен

тем, что видел, что не мог более ничего воспринимать. Садовая мебель, рейки,

солнечный свет, тень - все они были не больше, чем имена и понятия, простые

вербализации в утилитарных или научных целях уже после события. Самим же

событием было это чередование лазурных печных топок, разделенных зарослями

невообразимой горечавки. Это было несказанно чудесно, чудесно до такой

степени, что почти ужасало. И внезапно у меня возникло ощущение, что я могу

понять, каково быть безумным. У шизофрении есть свои небеса так же, как и

свои преисподние и чистилища; я помню, что мне рассказывал один мой старый

друг, уже много лет покойный, о своей безумной жене. Однажды, на ранней

стадии заболевания, когда у нее еще были интервалы ясности, он приехал к ней

в больницу поговорить о детях. Она немного послушала его, а затем прервала.

Как мог он тратить свое время на пару отсутствующих детей, когда

единственным, что имело значение здесь и сейчас, была невыразимая красота

узоров, которые он производил своим коричневым твидовым пиджаком всякий раз,

когда двигал руками? Увы, этот рай очищенного восприятия, чистого,

одностороннего созерцания, был не вечен.

Блаженные паузы становились все реже, короче, пока, наконец, их вовсе

не стало; остался только ужас.

Большинство тех, кто принимает мескалин, испытывает только небесную

часть шизофрении. Наркотик приносит ад и чистилище только тем, у кого

незадолго до этого была желтуха, кто страдает от периодических депрессий или

хронического беспокойства. Если бы - подобно другим наркотикам

приблизительно сравнимой мощности - мескалин был знаменит своей

токсичностью, его прием сам по себе был бы источником беспокойства. Но

разумно здоровый человек знает заранее, что, насколько это его касается,

мескалин совершенно безвреден, что его воздействие прекратится через

восемь-десять часов, не оставив ни похмелья, ни, следовательно, желания

возобновить дозу. Укрепленный этим знанием, он пускается в эксперимент без

страха - иными словами, без предрасположенности к преображению

беспрецедентно странного и нечеловеческого опыта в нечто отвратительное,

нечто поистине дьявольское.

Встретившись со стулом, который походил на Страшный Суд, - или, если

точнее, со Страшным Судом, который после длительной паузы и со значительными

трудностями я признал в качестве стула, - я сразу обнаружил себя на кромке

паники. Все это, внезапно почувствовал я, зашло слишком далеко. Слишком

далеко, несмотря даже на то, что уходило во все более интенсивную красоту, в

более глубокое значение.

Страх, каким я анализирую его в ретроспективе, возник перед

ошеломлением, перед распадом под давлением реальности, большей, чем разум,

привыкший большую часть времени жить в уютном мирке символов, может

перенести. Литература религиозного опыта изобилует ссылками на боли и ужасы,

ошеломляющие тех, кто слишком внезапно лицом к лицу столкнулся с каким-то

проявлением Mysterium tremendum(7). Говоря языком теологии, этот страх

возникает из несопоставимости человеческого эготизма и божественной чистоты,

человеческой самоусугубленной отдельности и бесконечности Бога. Вслед за

Беме и Уильямом Лоу мы можем сказать, что невозрожденными душами

божественный Свет во всем его сиянии может восприниматься только как

пылающий огнь очищения. Почти идентичную доктрину можно найти в "Тибетской

Книге Мертвых", где отошедшая душа описывается усыхающей в агонии от Ясного

Света Пустоты и даже от меньших, пригашенных Огней - чтобы стремительно

броситься в успокаивающую тьму самости уже как перерожденное человеческое

существо или же зверь, несчастный призрак, обитатель преисподней. Все что

угодно, только не обжигающая яркость ничем не смягченной Реальности - все

что угодно!

Шизофреник - это душа не только невозрожденная, но впридачу еще и

безнадежно больная. Его болезнь состоит в неспособности бежать от внутренней

и внешней реальности (что привычным образом совершает человек в здравом уме)

в самодельную вселенную здравого смысла, в строго человеческий мир полезных

представлений, разделяемых символов и социально приемлемых условностей.

Шизофреник подобен человеку, постоянно находящемуся под действием мескалина

и, следовательно, неспособному отторгнуть опыт реальности, для

сосуществования с которой он недостаточно свят, которую он не может раз и

навсегда объяснить, поскольку она - самый упрямый из первичных фактов, и

которая, поскольку никогда не позволяет ему взглянуть на мир просто

человеческими глазами, пугает его до такой степени, что он интерпретирует ее

неослабную странность, ее пылающую интенсивность значения как проявления

человеческой или даже космической злой воли, призывающие его принимать

отчаяннейшие контрмеры - от насилия убийцы на одном конце шкалы до кататонии

(или психологического самоубийства) на другом. И раз отправившись по ведущей

вниз инфернальной дороге, он никогда не сможет остановиться. Теперь это

стало слишком уж очевидным.

"Если начать неверно, - сказал я в ответ на вопросы исследователя, - то

все, что случилось, будет доказательством заговора против вас. Все будет

служить самооправданием. Вы не сможете набрать в грудь воздуха, не сознавая,

что это - часть заговора."

"Значит, вы думаете, что знаете, в чем корень безумия?"

Мой ответ был убежденным и шел из души: "Да".

"И вы не могли бы его контролировать?"

"Нет, не мог бы. Если начинать со страха и ненависти как основной

предпосылки, то придется приходить и к заключениям."

"Мог бы ты, - спросила меня жена, - задержать внимание на том, что

"Тибетская Книга Мертвых" называет Чистым Светом?"

Я сомневался.

"Может быть, это не будет впускать зло, если ты сможешь удержать

внимание? Или ты все-таки не сможешь держать?"

Некоторое время я раздумывал над вопросом.

"Возможно, - наконец, ответил я, - возможно, смог бы, если бы кто-то

рассказал мне о Чистом Свете. Одному это сделать невозможно. Полагаю, именно

в этом - смысл тибетского ритуала: кто-то сидит все время и рассказывает

тебе, что есть что."

Прослушав запись этой части эксперимента, я взял свое издание

"Тибетской Книги Мертвых" Эванса-Вентца и раскрыл наугад. "О,

благороднорожденный, пусть не отвлечется твой ум." Вот в чем была проблема -

- оставаться неотвлеченным.

Неотвлеченным памятью о прошлых грехах, воображаемым удовольствием,

горьким осадком старых обид и унижений, всеми страхами, ненавистями и

страстями, которые обычно затмевают Свет. То, что делали те буддистские

монахи для умирающих и мертвых, не может ли и современный психиатр совершить

для безумных? Пусть будет голос, который успокоит их днем, и даже когда они

спят, что, несмотря на весь ужас, на все ошеломление и смятение,

окончательная Реальность непоколебимо остается сама собой и состоит из той

же самой субстанции, что и внутренний свет даже наиболее жестоко мучимого

ума. Посредством таких приспособлений, как записывающие устройства,

переключатели, контролируемые часами, системы публичного вещания и

подушечные динамики, должно быть очень легко постоянно напоминать об этом

первородном факте пациентам заведения даже с самой большой нехваткой

персонала. Возможно, нескольким заблудшим душам и удастся помочь таким

образом завоевать некоторую долю контроля над вселенной - одновременно

прекрасной и отталкивающей, но всегда иной, нечеловеческой, всегда абсолютно

непостижимой - в которой, как выясняется, они обречены жить.

Наконец, меня увели от тревожных великолепий моего садового стула.

Спускаясь с изгороди зелеными параболами, ветви плюща испускали какое-то

стеклянное, нефритовое сияние. В следующее мгновение в поле моего зрения

ворвался куст огненно-красных цветов. Настолько страстно живые, что,

казалось, вот-вот заговорят, цветы тянулись вверх, в синеву. Подобно стулу в

тени реек, они чересчур протестовали. Я взглянул на листья и обнаружил

пещеристый лабиринт нежнейших цветов и оттенков зеленого, пульсирующий

непостижимой загадкой.

 

Розы:

Цветы легко нарисовать -

Листья трудно.

 

Хайку Шики выражает (не называя прямо) как раз то, что я тогда

почувствовал - чрезмерное, слишком очевидное торжество цветов,

контрастирующее с более нежным чудом их листвы.

Мы вышли на улицу. У обочины стоял большой светло-голубой автомобиль.

При виде его меня внезапно охватило всепоглощающее веселье. Каким

самодовольством, какой абсурдной самоудовлетворенностью сверкали те

выпирающие наружу поверхности лоснящейся эмали! Человек создал эту вещь по

своему подобию - или, скорее, по подобию своего любимого литературного

персонажа. Я смеялся, пока по щекам у меня не покатились слезы.

Мы снова вошли в дом. Была приготовлена еда. Кто-то, кто еще не был

идентичен мне, набросился на нее с волчьим аппетитом. Я смотрел на это со

значительного расстояния и без особого интереса.

Когда все было съедено, мы сели в автомобиль и отправились на прогулку.

Воздействие мескалина уже клонилось к упадку; но цветы в садах

по-прежнему трепетали на кромке сверхъестественного, перечные и рожковые

деревья вдоль боковых улиц по-прежнему явно принадлежали какой-нибудь

священной роще. Рай чередовался с Додоной, Иггдрасиль - с мистической Розой.

А потом мы внезапно оказались на перекрестке - в ожидании возможности

пересечь Бульвар Сансет.

Перед нами постоянным потоком катились машины - тысячи машин, ярких и

сверкающих как мечта рекламодателя, и каждая - более нелепая, чем

предыдущая. Я снова забился в конвульсиях смеха.

Наконец, Красное Море дорожного движения расступилось, и мы пересекли

его и въехали в еще один оазис деревьев, лужаек и роз. Через несколько минут

мы поднялись на обзорную площадку в холмах, и под нами раскинулся город. Я

был довольно разочарован - он выглядел совершенно как город, который я видел

всегда. Насколько меня это касалось, преображение было пропорционально

расстоянию: чем оно ближе, тем более божественно иное. Эта огромная туманная

панорама едва ли отличалась от себя самой.

Мы двинулись дальше, и, пока оставались среди холмов, и один дальний

вид сменял другой, значимость присутствовала на своем повседневном уровне,

намного ниже точки преображения. Магия снова начала работать, когда мы

свернули в новый пригород и начали скользить между двумя рядами домов.

Здесь, несмотря на отвратительную причудливость архитектуры, возобновилась

трансцендентная инаковость, появились намеки на утренние небеса. Кирпичные

трубы и зеленые латунные крыши пылали в свете солнца как осколки Нового

Иерусалима. И внезапно я увидел то, что видел Гуарди и что (с таким

несравненным мастерством?) так часто было выражено в его картинах:

оштукатуренную стену с пересекающей ее тенью, голую, но незабываемо

прекрасную, пустую, заряженную всем значением и всей загадкой существования.

Откровение приблизилось и вновь исчезло за какую-то долю секунды. Автомобиль

проехал дальше; время приоткрывало еще одно явление вечной Таковости.

"Внутри одинаковости есть различие. Но то, чтобы это различие отличалось от

одинаковости, - никак не намерение всех Будд. Их намерение - и общность, и

различие." Вот эта клумба красной и белой герани, например, - она совершенно

отличалась от этой оштукатуренной стены в сотне ярдов вверх по дороге. Но

"есть-ность" обеих была одной и той же, вечное свойство их мимолетности -

одним и тем же.

Час спустя, после еще десятка миль и посещения "Самой Большой В Мире

Аптеки", мы, наконец, были дома, и я вернулся к этому успокаивающему, но

глубоко неудовлетворительному состоянию, известному как "нахождение в своем

уме".

 

То, что человечество вообще сможет когда-либо избавиться от

Искусственных Раев, представляется маловероятным. Большинство мужчин и

женщин ведут жизнь, в своем худшем виде настолько мучительную, а в лучшем -

настолько монотонную, бедную и ограниченную, что позыв бежать ее, стремление

превзойти себя хотя бы на несколько мгновений есть и всегда было одним из

основных аппетитов души.

Искусство и религия, карнавалы и сатурналии, танцы и слушание ораторов

- все это служило, по выражению Г.Дж.Уэллса, Дверями В Стене. А для

частного, повседневного пользования всегда существовали химические

интоксиканты. Все успокоительные средства и наркотики, низводящие человека

до состояния овоща, все эйфорики, произрастающие на деревьях, галлюциногены,

созревающие в ягодах или выжимаемые из корней, - все без исключения были

известны и систематически использовались человеческими существами с

незапамятных времен. И к этим естественным преобразователям сознания наука

прибавила свою долю синтетических веществ - хлорал, например, бензедрин,

бромиды и барбитураты.

Большинство этих преобразователей сознания сейчас не могут применяться

кроме как по предписанию врача или же нелегально и со значительным риском.

Для неограниченного употребления Запад позволил только алкоголь и табак. Все

остальные Двери В Стене обозваны Наркотой, а те, кто неавторизованно их

употребляет, - наркоманами. Мы сейчас гораздо больше тратим на напитки и

табак, чем на образование. Это, конечно, не удивительно. Стремление бежать

от своей самости и окружения присутствует почти в каждом почти постоянно.

Позыв сделать что-то для молодых силен только в родителях, да и в тех - лишь

те несколько лет, пока их дети ходят в школу. В равной степени не

удивительно сегодняшнее отношение к напиткам и табаку. Несмотря на растущую

армию безнадежных алкоголиков, несмотря на сотни тысяч людей, которых

ежегодно увечат или убивают пьяные водители, популярные комики по-прежнему

острят по поводу алкоголя и приверженных ему. И несмотря на свидетельства,

связывающие сигареты с раком легких, практически все расценивают курение

табака как явление едва ли менее нормальное и естественное, чем прием пищи.

С точки зрения рационального утилитариста, это может показаться странным.

Для историка же это - именно то, чего следовало ожидать. Твердое убеждение в

материальной реальности Ада никогда не отвращало средневековых христиан от

того, к чему побуждали их амбиции, похоть или алчность. Рак легких, дорожные

происшествия и миллионы несчастных и плодящих несчастье алкоголиков - факты,

еще более бесспорные, нежели факт существования Инферно во времена Данте. Но

все эти факты далеки и несущественны по сравнению с близким, ощущаемым

фактом стремления - здесь и сейчас - к освобождению или успокоению, к тому,

чтобы выпить и покурить.

Наш век - это век, среди прочего, автомобиля и стремительно растущего

населения. Алкоголь несовместим с безопасностью на дорогах, а его

производство, как и производство табака, обрекает на практически полную

стерильность многие миллионы акров самой плодородной земли. Проблемы,

поднимаемые алкоголем и табаком, не могут быть решены, само собой

разумеется, запрещением. Универсальное и постоянно присутствующее стремление

к самотрансценденции не должно быть упразднено захлопыванием ныне популярных

Дверей В Стене. Единственная разумная политика - это открыть другие, лучшие

двери в надежде склонить мужчин и женщин сменить свои старые плохие привычки

на новые и менее вредоносные. Некоторые из этих других, лучших дверей будут

по природе своей общественными, технологическими, другие - религиозными или

психологическими, еще какие-то - диетическими, образовательными,

атлетическими. Но нужда в частых химических каникулах, дающих отдых от

невыносимой самости и отвратительной среды окружения, совершенно бесспорно,

останется прежней. Необходим, прежде всего, это новый наркотик, который

облегчит и утешит наш страдающий биологический вид без нанесения вреда, в

конечном итоге, большего, чем то добро, которое он принесет сразу. Такой

наркотик должен обладать эффективным действием в минимальных дозах и быть

синтетически производимым. Если он не будет обладать этими свойствами, его

производство, подобно производству вина, пива, спирта и табака, будет мешать

выработке пищи и тканей - продуктов первой необходимости. Он должен быть

менее токсичным, чем опиум или кокаин, менее вероятно производить

нежелательные социальные последствия, чем алкоголь или барбитураты, быть

менее неблагоприятным для сердца и легких, чем смолы и никотин сигарет. А с

положительной стороны он должен вызывать изменения в сознании, более

интересные, более ценные по сути, чем просто успокоение или навевание сна,

просто иллюзии всемогущества или освобождение от подавления.

Для большинства людей мескалин почти совершенно безвреден. В отличие от

алкоголя, он не ведет принимающего его ни к каким неконтролируемым

действиям, которые оканчиваются драками, насилием и дорожными

происшествиями. Человек под воздействием мескалина тихо занимается своим

делом. Более того, это "его дело"

- опыт наиболее просветляющего вида, за который не нужно платить (и

это, конечно же, важно) компенсацию в виде похмелья. О долговременных

последствиях регулярного употребления мескалина мы знаем очень мало,

индейцы, которые потребляют бутоны пейоты, не кажутся физически или морально

Date: 2015-07-27; view: 260; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию