Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды конфликтов⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям. Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон: § Междиндивидуальные конфликты § Межгрупповые конфликты и их типы: § группы интересов § группы этнонационального характера § группы, объединенные общностью положения; § конфликты между ассоциациями § внутри и межинституциональные конфликты § конфликты между государственными образованиями § конфликты между культурами или типами культур Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов. Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов: § По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации). § По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные). § По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты). § По формам борьбы (мирные и немирные). § По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные). § По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный). § По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты). А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр. Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту: § внутренние (личностные конфликты); § внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые). В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты. К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов. Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом. Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей. Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере. Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги"). Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек". Виды конфликтов по характеру: § объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками; § субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков. Виды конфликтов по последствиям: § конструктивные, предполагающие рациональные преобразования; § деструктивные, разрушающие организацию. § Конфликт – это ситуация межличностного или межгруппового конфликтного взаимодействия организации ее внутренней или внешней среде. § Виды конфликтов: § 1. По признаку особенностей субъектов конфликтного взаимодействия: § а) внутриличностный конфликт § б) межличностный § в) межгрупповой § 2. По источнику конфликта: § а) позиционные/статусные § б) инновационные § в) организационно-управленческие § г) социально-психологические § 3. По последствиям конфликта: § а) конструктивные § б) деструктивные § 4. По типу функциональных систем: § а) организационно-технологические (рассогласование формально-организационных начал, нарушением технологических процессов) § б) социально-экономические (распределение материальных ресурсов) § в) административно-управленческие § г) функционирование неформальных организаций (возникновение противоречий между формальной и неформальной организацией) § д) конфликты в системе социально-психологических отношений (обусловлены нарушением групповых норм, статусного и ролевого баланса в соц. группах) § Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к нему на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или 3-ей стороной. § Завершение конфликта: § - разрешение конфликта § - урегулирование конфликта § - затухание конфликта § Завершение конфликта – такая деятельность субъектов конфликтного взаимодействия, которая привела к разрешению сложившихся противоречий между сторонами с учетом их интереса. § Урегулирование конфликта – разрешение проблемы с привлечением 3-ей стороны. § Затухание – прекращение конфликтного противостояния с сохранением проблемы, которое привела к конфликту.
Date: 2015-07-27; view: 2165; Нарушение авторских прав |