Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вятские художники-иллюстраторы и их творческое наследие





 

Книга - одно из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок. Яркая, богатая подробностями иллюстрация сразу привлекает к себе внимание ребёнка. На лучших образцах книжной графики выросло не одно поколение. Сейчас, когда многие детские журналы заполнены низкокачественными, в художественном отношении, комиксами, а иллюстрации в детских книгах стилизованны под «мультфильм», как никогда важно, чтобы ребёнок познакомился с замечательной книжной графикой Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачёва. Оценил тонкий юмор иллюстраций В. Сутеева, В. Чижикова, карнавал красок Т. Мавриной и Л. Токмакова, тонкую певучую линию Т. Юфы. Художник - иллюстратор не просто рисует образ - он, так же, как и автор, формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус и любовь к Родине. Вглядываясь в иллюстрацию, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий. Знакомство детей с некоторыми приёмами изображения, используемыми художниками, обогащает их творчество, настраивает на собственный поиск, развивает их изобразительные возможности. В результате, рисунки детей становятся более содержательными, интересными в композиционном и колористическом отношении, а дети открывают для себя чудесный мир книжной графики [10, c.94]. В плеяду великих художников-иллюстраторов, сказочников входит и наш земляк: Юрий Алексеевич Васнецов.

Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, все живу тем, что запомнил и видел в детстве», - говорил Ю.А. Васнецов.

А детство художника прошло в старинном русском городе «Вятка» (сейчас г. Киров), о котором художник часто рассказывал своим друзьям: «В этом городе жили добрые и веселые люди. Они умели делать забавные детские игрушки, петь удивительные песни. Сказочный был город Вятка! Зимы в Вятке снежные, морозные, снег лежит на улицах, на крышах домов, на деревьях. В праздничные дни жители города катаются на лошадях. Всюду смех, песни, веселье. Весной - ярмарка игрушек. Игрушки вятские мастера делали из глины: красочные звери, петухи, кони, женские фигурки в красивых платьях. Игрушки были яркие и украшались цветным орнаментом»

Любовь к народному творчеству сохранилась у Васнецова на всю жизнь. Сказки, которые он слышал в детстве, впечатления детских лет, всегда жили в его сердце и воплощались в фантастических сказочных образах, в его рисунках.

Рисунки Васнецова декоративны: яркие краски, сложные узоры, цветной – фон - розовый, синий, желтый, красный. Цвет в его иллюстрациях становится той средой, где развертывается действие. Цвет в иллюстрациях Васнецова играет не только декоративную роль, он создает настроение, чаще всего радостное, оптимистичное.

Для Васнецова мир сказки – это мир счастливого детства, мир, где нет жестокости, где добро всегда побеждает зло. В сказках, которые иллюстрировал художник, живут и действуют, «его васнецовские», герои, растут «его» деревья, травы и цветы, в теплом «васнецовском» воздухе летают «его» птицы и бабочки.

Они на первый взгляд, как будто бы ненастоящие, игрушечные. Юрий Алексеевич рисует их так, как их видит маленький зритель. Он не стремится изобразить реалистичные подробности, детали, для него важно, чтобы тот, кто рассматривает рисунки почувствовал их сказочную природу.

Например, прочитав маленькую сказку В.В. Бианки (1894-1959) «Лис и мышонок», Васнецов изобразил целый спектакль, участником которого становится читатель (Приложение 1).

Большое внимание Васнецов уделял оформлению книжки в целом. Так же, как Лебедев и Конашевич, он много работал над обложкой книги, над шрифтом. Его иллюстрации обычно занимают всю страницу, а иногда и разворот книги, текст сказки часто дан внутри рисунка. Под кистью художника оживал пейзаж, типичный для русского севера.

У каждого художника свое отношение к сказкам, и это можно увидеть в их рисунках: к одной и той же сказке разные художники создают разные иллюстрации. Краски в руках иллюстратора тоже становятся волшебными. Красное солнышко улыбается, когда его рисуют красной краской. Красной краской изображают и «красну девицу», потому что раньше слово «красный» означало «красивый». Зеленой краской можно нарисовать не только листья и траву, но и злого человека, про которого говорят «позеленел от злости». Все краски в палитре художника-сказочника живут в мире и согласии. Они дружат и помогают друг другу, дополняют, подчеркивают красоту друг друга и никогда не ссорятся, потому что знают, что от ссор можно побледнеть.

В иллюстрациях Васнецова живет простодушное восприятие мира, яркость и непосредственность. Гуляют кошечки в розовых юбочках и зайцы в валенках. Эти иллюстрации воспринимаются детьми как свое, знакомое, само собой разумеющееся, а для взрослого его рисунки - давно забытое счастье погрузиться в радостный. Наивный, благожелательный мир, где самозабвенно пляшет круглоглазый заинька, уютно горят огоньки в избах, где мыши не боятся кота, где такое нарядное солнце и облака, похожие на пушистые блины. Особенности художественного почерка - подчеркнутая декоративность рисунка. Излюбленные элементы - волнистая линия, точка, мелкий штрих. Украшается все: деревья (листья - бублики), трава (завитки, точки - капли росы), одежда, страница с текстом и название (штрихами -пушистые буквы, точками). Рисунки художника полны бытовых подробностей (убранство избы) и описательности (иллюстр. «Сорока — сорока», где подробно рисуется все действие потешки). Бытовые сказки, где действуют медведи и лисы, зайцы и волки - сказки крестьянские, мужицкие, развертывается такая сказка на земле, она заполнена земными потребностями и интересами.

Не менее примечательными являются образы иллюстраций Виктора Васнецова (Приложение 2).

Еще один замечательный знаток звериной повадки и природы вообще
Евгений Иванович Чарушин (1901 - 1965 гг.). Родился в г. Вятке, первые уроки рисования дал ему отец — известный архитектор, мать научила понимать музыку, природу, животных. Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богато одаренной натуре. Еще во время учебы в гимназии он познакомился с Ю. А. Васнецовым, и эта дружба была дружбой на всю жизнь. Окончил он Петроградскую Академию художеств с дипломом живописца. С 1928 г. он иллюстрирует детские книги (Приложение 3). Замечательный художник и писатель Е. Чарушин все свое творчество посвятил природе. С первых книг Чарушин определился как мастер со своей живописной манерой. Животных он изображал так, как никто до него: он рисовал не контурно - а пушисто, искусно передавал фактуру меха или перьев. Особая любовь -детеныши, их неловкие движения, большие головы, неуклюжесть, легкий пушок. Любимые рисунки - черно-белые тушью. Предпочитал работать в технике литографии и его лучшие книжки - с литографских камней. В то же время (ок. 1930 г.) Евгений Иванович начинает писать рассказы. Так в одном человеке счастливо сочетались два умения: рассказчика и художника. И оба эти таланта были отданы детям.

Творчество отца продолжил Никита Евгеньевич Чарушин.
Родился в 1934 г., учился у отца, Е. И. Чарушина, окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры. Работает в станковой графике. Он продолжает добрую традицию русской анималистики. Герои художника - животные: и домашние, и дикие, и экзотические. Всякий зверь или птица для него не животное вообще, а конкретный зверь со своей пластикой, строением, повадками. Отдает предпочтение хорошо знакомым и близким обитателям русских лесов и болот. Никита Чарушин не раз иллюстрировал произведения Виталия Бианки, но никогда не повторяется. Всего художником проиллюстрировано более 70 книг. Р. Киплинг «Слоненок» Гаршин «Лягушка - путешественница» С. Образцов «Ничего особенного».
«Глядишь на его рисунки и представляешь художника, сидящим у костра, что-то рисующим. А рисовать-то трудно - вокруг звон от мошки и комарья. Или видишь его на низкорослой лошадке с ружьем и котомкой в долгих переходах через болота и тайгу» [8, c.94].

Вятский художник Татьяна Павловна Дедова совершила труд, который можно сравнить с подвигом фотографа Сергея Лобовикова, сохранившего для нас красоту древнего русского православного города Вятки. Многие работы Татьяны Павловны выполнены по мотивам этих фотографий, которые она смогла оживить своим мастерством и любовью. Большую роль в творчестве Т.П.Дедовой играет, что можно увидеть на следующем примере (Приложение 4).

Сергей Юрьевич Горбачёв, заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России, председатель Вятского регионального отделения Союза художников России, член Центральной ревизионной комиссии Союза художников России, преподаватель Вятского государственного университета. Награждён золотой медалью Союза художников России, дважды дипломант Союза художников России, лауреат Премии Кировской области в сфере литературы и искусства.

Родился 8.06 1964 в г. Кирове. В1987 году с отличием окончил Кировское областное художественное училище. В 1990 был принят в молодёжное объединение Союза художников СССР. В 1994 г. окончил Московскую государственную Академию печати по специальности художник-график.

На сегодняшний момент за плечами художника свыше шестидесяти выставок самого разного уровня: областных, региональных, всероссийских и международных, персональных.

Произведения С.Ю. Горбачёва находятся в собрании Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых, Музея-усадьбы Васнецовых (с. Рябово, Кировской области), Курганского областного художественного музея, Оренбургского музея изобразительных искусств, Государственного историко-архитектурного музея-заповедника г. Елабуга (Татарстан), Художественно-мемориального музея И. Е. Репина (г. Чугуев, Украина, Дома-музея А.С. Грина (г. Киров), Музея К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики (г. Киров), Бузулукского историко-краеведческого музея (Оренбургская область) в других государственных собраниях, а также в частных коллекциях Польши, Венгрии, Сербии, Германии, Греции, Швеции.

Сергея Юрьевича Горбачева на Вятке знают как замечательного художника, иллюстратора книг. Он постоянно ищет новые формы творческого самовыражения и замечает, что писать рассказы также увлекательно, как рисовать (приложение 5). Истории читаются на одном дыхании, а больше всего хотелось бы, чтобы их прочитали мальчики, подростки и молодые отцы.

Date: 2015-07-27; view: 1824; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию