Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Программа по литературе состоит из трех разделов





 

Программа по литературе состоит из трех разделов. Первые два включают в себя произведения отечественной литературы XIX и XX веков, текстуально изучаемые в средней школе. В третий раздел программы включены произведения, написанные или опубликованные в последние десятилетия. Абитуриенты также должны знать 2—3 произведения современной литературы последних лет. Приведенный в программе список не является обязательным, поступающие могут использовать и произведения, не вошедшие в него, но это должны быть произведения двух последних десятилетий. Еще раз напоминаем: приведенный список современной литературы является ориентировочным, рекомендательным, мы надеемся, что он напомнит абитуриентам наиболее интересные произведения последних лет и поможет выбрать из них 2—3 для подробного анализа.

Устный ответ абитуриента должен представлять собой стройное, логичное и доказательное рассуждение на заданную тему, в основу ответа обязательно должен быть положен план (он может быть написан на листе при подготовке к ответу). Именно продуманный план позволит вам отобрать необходимый материал и выделить главное.

Готовясь к устному вступительному испытанию, самое важное - внимательно и вдумчиво прочитать (вернее, перечитать) художественные произведения, включенные в основной, обязательный список. Ни учебник, ни критическая литература не заменят вам чтения текста. Только при чтении книги могут появиться мысли о прочитанном, связанные с вашим личным отношением к содержанию, проблематике и героям того или иного произведения.

Прежде чем начать подготовку к устному ответу, следует внимательно прочитать формулировку вопросов билета, вдуматься в круг проблем, которые станут основой плана вашего сочинения. Отбор материала определяется формулировкой вопросов. Не следует рассказывать все, что вы знаете об авторе, эпохе, произведении и героях, и ни в коем случае не следует пересказывать содержание книги. Последнее является самой распространенной ошибкой экзаменующихся.

Вопросы по литературе XIX века охватывают круг проблем, связанных
с творчеством русских писателей-классиков от А. С. Грибоедова до А. П. Чехова включительно, а вопросы по литературе XX века ориентированы как
на обязательные программные произведения, так и на публикации последних лет.

Вопросы билетов могут быть связаны с проблематикой, идейно-художественным своеобразием тех или иных произведений, характеристикой героев. Это может быть характеристика главного героя, сравнительная характеристика героев одного произведения (Татьяна и Ольга в романе
А. С. Пушкина «Евгений Онегин») или разных произведений (Онегин и Печорин — герои своего времени). Возможно, вам предложат проанализировать какую-либо ведущую тему в творчестве одного писателя (военная тема в творчестве А. Твардовского; тема России в поэзии А. Блока) или речь пойдет об актуальных темах в отечественной литературе (военная тема в современной литературе; тема Родины в русской поэзии XIX века).

Ряд вопросов посвящен современной отечественной литературе, ее проблемам и героям. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Героические и трагические страницы истории в литературе наших дней.

2. Актуальные проблемы литературы нашего времени.

3. Герои нашего времени в современной литературе.

4. Анализ одного из произведений современной отечественной литературы (по выбору экзаменующегося).

От поступающих требуется, прежде всего, знание текстов художественных произведений, включенных в обязательный список программы. Разумеется, должны быть прочитаны абитуриентом те 2 - 3 произведения, которые выбраны им из рекомендательного списка. Знание текста произведения необходимо еще и потому, что отвечающий должен уметь высказать и обосновать свою оценку прочитанного, определить свое отношение к героям произведения. Ответ на устном экзамене должен свидетельствовать о понимании абитуриентом идейно-художественного содержания произведения, что в свою очередь связано со знанием и пониманием характерных особенностей той эпохи, когда создавалось произведение. Само собой разумеется, что отвечающий должен быть знаком с биографией писателя, с основными этапами его творческого пути, правильно определить место и значение произведения, о котором идет речь, как в творчестве писателя, так и в истории литературы.

Перечень примерных вопросов для вступительного испытания
по литературе:

1. «Картина московских нравов известной эпохи» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Ваш любимый герой романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. Портрет героя эпохи в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

4. «Я лиру посвятил народу своему» (тема поэта и поэзии в творчестве поэтов 19 века) (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет).

5. Тема природы в поэзии 19 века (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов,
А. А.Фет, Ф. И.Тютчев).

6. Тема любви в поэзии 19 века века (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А.Фет, Ф. И.Тютчев).

7. Тема родины в творчестве русских поэтов 19 века (А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет).

8. Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

9. Живые и мертвые души в поэме Н. В. Гоголя.

10. Надежды и разочарования Андрея Болконского в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир».

11. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»: проблематика и художественные особенности.

12. Преступление и раскаяние Родиона Раскольникова (по роману
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

13. Обломов глазами Штольца, Ольги и Захара (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).

14. Эволюция Иудушки Головлева в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина.

15. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина: проблематика и художественные особенности

16. Гроза над городом Калиновым (пьеса А. Н. Островского «Гроза»: проблематика и поэтика).

17. Мое любимое произведение русской литературы ХIХ века.

18. Образ вишневого сада в представлении героев пьесы А. П.Чехова.

19. Философские и социально-нравственные проблемы в рассказах
А. П. Чехова

20. Мой любимый поэт «Серебряного века».

21. Любовная лирика поэтов-символистов (А. Блок, А. Белый, В. Брюсов и др.)

22. Лирический герой поэзии С. Есенина.

23. Лирический герой поэзии В. Маяковского.

24. Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока.

25. Мир отверженных и поиск истины в пьесе М. Горького «На дне».

26. Романтический герой в прозе М. Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль» и др. произведения). Реальность и фантастика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

27. Путь нравственных исканий героев М. Шолохова (на примере романов «Тихий Дон» или «Поднятая целина»).

28. Судьба русского крестьянства в прозе писателей 20 века
(М. Шолохов, А. И. Солженицын, В. Г. Распутин и др.).

29. Тема любви в сборнике рассказов И. Бунина «Темные аллеи».

30. «Поющая женская душа» (лирика З. Гиппиус, А. Ахматовой,
М. Цветаевой, О. Берггольц).

31. Проблема нравственного выбора в русской литературе 20 века
(М. Шолохов, В. Распутин, Б. Васильев и др.)

32. Ваше любимое произведение русской литературы 20 века.

33. Тема войны в русской литературе ХХ века (творчество
А. Твардовского, Б. Васильева, М. Шолохова и др.).

34. Художественные особенности рассказов В. М. Шукшина («Энергичные люди», «Чудик», «Срезал!» и др.).

35. Современная русская литература (ваше любимое произведение).

Date: 2015-07-27; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию