Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема революции в литературе ХХ века





ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

Санкт-Петербург

2010 г.

 

 

Составитель:

 

Доцент кафедры литературы и русского языка СПбГУП Евдокимычева М. А.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Вступительные испытания по дисциплине «Литература» имеют целью проверку знаний абитуриентов, полученных ими по данной дисциплине
в школе (10-11 классы). В этой связи ставятся задачи, которые должны решаться абитуриентами при подготовке к устному экзамену:

1. Повторение курса школьной программы 9-11 классов по русской литературе

2. Формирование представления об особенностях русской литературы 19-20 веков, а также об основных литературных направлениях и школах этого периода.

3. Развитие умения анализировать прочитанный текст и формулировать мысли, которые свидетельствуют о понимании прочитанного.

4. Развитие навыка логически стройного устного изложения собственных идей.

Каждый билет устного вступительного испытания содержит два вопроса, первый из которых касается русской литературы 19 века, а второй – русской литературы 20 века (включая современную русскую литературу).

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Творчество А. С. Грибоедова (1795—1829). Мировоззрение, литературные взгляды драматурга. Комедия «Горе от ума». Использование приемов классицистического театра. Столкновение героя с московским обществом. Эволюция героя, осознание им иллюзорности просветительства.

Творчество А. С. Пушкина (1799—1837). Роль лицея в формировании просветительских ориентации поэта, пора ученичества. Петербургский период, близость с декабристами, отражение эволюции просветительских представлений в лирике. Южная ссылка. Декларативно-романтический характер лирики. Мировоззренческий кризис 1823 года. Михайловский период. Усиление реалистических тенденций в лирике. «Евгений Онегин» — реалистический роман в стихах. Эволюция героев, значение образа автора. Возвращение из ссылки. Размышление над итогами восстания декабристов, осмысление концепции просвещенного монархизма. Болдинская осень 1830 года. Тема поэта и поэзии.

Творчество М. Ю. Лермонтова (1814—1841). Традиции Байрона, Пушкина, Шиллера в ранней лирике. Личностно-исповедальный характер романтической поэзии. Осознание

трагизма существования своего поколения. Философская лирика. «Герой нашего времени» — сюжет и проблематика.

Творчество Н. В. Гоголя (1809—1852). Творческий путь. Новаторство Гоголя в драматургии. «Миражная интрига» в «Ревизоре». Хлестаков — «самый сложный образ» в пьесе, символическое и гротескное в нем. Авторский поиск «человеческого», которое «слышится везде». «Мертвые души». Реально-бытовой и символический смысл названия, замысел сочинения, в котором должна явиться «вся Русь». Композиция поэмы. Русский человек, его проявления и возможности. Соотнесение бытового и символического в поэме. Создание образа России, находящейся в пути, в духовном поиске.

Творчество И. С. Тургенева (1818—1883). «Отцы и дети». Кризисное состояние России и пути ее спасения. Образы либералов и нигилистов. Масштабность фигуры Базарова и его трагическое одиночество. Полемика вокруг романа.

Творчество И. А. Гончарова (1812—1891). Роман «Обломов». Проблема характера и среды. Антикрепостническое звучание романа. Трагизм образа Обломова.

Драматургия А. Н. Островского (1823—1886). Роль Островского в формировании национального репертуара русского театра. «Гроза» как русская трагедия. Личность и патриархальная традиция. Катерина как самобытный народный характер.

Поэзия Н. А. Некрасова (1821—1876). Ранняя литературная деятельность. Талант журналиста и литературного организатора. Руководство обновленным «Современником». Жизнь города в изображении Некрасова, своеобразие любовной лирики. Крестьянский мир в поэзии Некрасова, социальная острота этой темы в «Размышлении у парадного подъезда», «Железной дороге» Герои поэмы «Мороз, Красный нос» как народные типы. Фольклоризм и мифологическая образность поэмы. Эпопея «Кому на Руси жить хорошо» — художественное исследование народной жизни. Замысел и его эволюция в процессе работы над поэмой. Образы крестьян.

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826—1889).

«История одного города». Город Глупов и его обитатели. Две ипостаси народа. Сатира и гротеск. Тема нравственного и физического вырождения дворянства как класса в романе «Господа Головлевы». Пустословие, пустомыслие, погружение в мир призраков Иудушки Головлева. Соединение сатиры с психологическим анализом.

Творчество Ф. М. Достоевского (1821—1881). Начало творческого пути. «Бедные люди». Углубленный анализ сознания ущемленной личности. Участие в кружке Петрашевского. Арест, каторга, ссылка. Отход от идей утопического социализма. «Преступление и наказание». Авантюрный сюжет и глубокая социально-философская проблематика. Раскольников и его идея. Полифоничность романа. Спор автора с героем. Система двойников главного героя. Пути духовного возрождения героя.

Творчество Л. Н. Толстого (1828—1910). Раннее творчество. «Война и мир» — непревзойденный образец исторической эпопеи. Становление замысла романа. Неразрывная связь частной жизни и истории. Нравственно-философская проблематика романа. Духовные искания Пьера и князя Андрея. Образ Наташи Ростовой. «Мысль народная» в романе. Образ Платона Каратаева. Значение эпилога.

Творчество А. П. Чехова (1860—1904). Периодизация творчества. Ранние рассказы. Социально-философские и нравственные проблемы в творчестве Чехова: необходимость общей идеи, смысл жизни, возможность нравственного воскресения («Дуэль», «Студент»), тема духовного оскудения личности, подчинение ее обстоятельствам, трагизм и пошлость обыденной жизни («Попрыгунья», «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре»). Новаторство Чехова-драматурга. Жанровое своеобразие пьес. Новый тип конфликта. Сложность характеров и неоднозначность авторской оценки. Драматизм действия, символика, способы выражения авторской позиции. Мировое значение чеховского творчества.

 

ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА

Модернизм в литературе конца XIX — начала XX века. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Имажинизм (краткая характеристика основных литературных течений начала ХХ века)

Творчество А. Блока (1880—1921). А. Блок — крупнейший русский поэт XX века. Ранняя лирика Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Усиление интереса к судьбе России. Образ России в лирике Блока. Блок и революция. Поэма Блока «Двенадцать».

Творчество А. Ахматовой (1889—1966). Ахматова и акмеизм. Тема любви в ранней лирике Ахматовой. Гражданская поэзия Ахматовой. Поэма «Реквием». Лирика времен Великой Отечественной войны,

Творчество В. Маяковского (1893—1930). Маяковский и футуризм. Ранее творчество поэта. Лирика Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Маяковский и революция. «Хорошо!». Октябрьская поэма. Образ Родины в поэме.

Творчество С. Есенина (1895—1925). Поэзия С. Есенина. Русская природа в лирике Есенина. Образ России. Творчество Есенина в советские годы.

Творчество М. Горького (1868—1936). Раннее творчество писателя. Проблема человека в произведениях Горького («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Коновалов» и др.). Пьеса Горького «На дне».

 

ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА

Идейное размежевание писателей в годы революции и Гражданской войны. Тема революции в литературе послереволюционного периода
(А. Фадеев. «Разгром»; М. Булгаков. «Белая гвардия», «Дни Турбиных» и др.).

Творчество М. Булгакова (1891—1940). Ранние опыты Булгакова-сатирика. Повесть «Собачье сердце». Итоговое произведение писателя — философский роман «Мастер и Маргарита».

Творчество А. Толстого (1882/83—1945). Исторический роман
«Петр Первый». Образ Петра в романе. Художественное мастерство писателя.

Творчество М. Шолохова (1905—1984). Тема коллективизации
в романе «Поднятая целина». «Тихий Дон» — вершина творчества Шолохова. Трагедия Григория Мелехова.

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ Войны

Лирическая поэзия К. Симонова, А. Твардовского, О. Берггольц. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Военная тема в литературе 60—70-х годов (К. Симонов, Ю. Бондарев,
В. Астафьев, В. Быков, Б. Васильев).

Date: 2015-07-27; view: 2517; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию