Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Два зловещих признака
1. Иерархический регресс Для формирования и обучения новых членов человеческого рода обществоиспользует школы. Я уже анализировал типичную школьную систему в той мере, вкакой это касается работающих в ней учителей. Теперь же взглянем на то, какшкола воздействует на учеников. Старомодная школьная система была чистейшим воплощением ПринципаПитера. Ученик продвигался из одного класса в другой, пока не достигалсвоего уровня некомпетентности. В этом случае говорилось, что он не смогперейти в б, 8 или 11-и класс. Ему приходилось оставаться на второй год, тоесть он застревал на своем уровне некомпетентности. В некоторых случаях,поскольку умственное развитие ребенка продолжалось, его интеллектуальнаякомпетентность во время повторного пребывания в том же классе возрастала, иего можно было "повы-сить", то есть перевести в следующий класс. Если женет, школьник опять "проваливался" и оставался в том же классе. (Стоит отметить, что этот "провал" эквивалентен тому, что впрофессионально-организационной сфере мы называем "успехом", то естьдостижению конечной остановки на уровне некомпетентности.) Школьная администрация не любит этой системы: она считает, чтонакопление некомпетентных учеников ведет к снижению процента успеваемости.Один директор школы сказал мне: "Я бы с удовольствием выпускал тупиц иоставлял на второй год способных: это сразу бы повысило процентуспеваемости. Эти полчища тупиц снижают средний показатель моей школы". Такая радикальная политика, естественно, не нашла бы широкой поддержки.Поэтому, чтобы избежать накопления некомпетентных учеников, школьнаяадминистрация выработала прием перевода в следующий класс всех учеников, каккомпетентных, так и некомпетентных, оправдывая такую линию с психологическихпозиций: считается, что таким образом дети оберегаются от душевных травм,связанных с провалом на экзаменах. На самом же деле некомпетентных учеников продвигают ударной возгонкой. В результате этой оптовой ударной возгонки юноши и девушки, получающиесе-гддня аттестат зрелости, по своим знаниям стоят не выше тех школьниководиннадцатого класса, которые учились там несколько лет назад. Со временемценность аттестата снизится до уровня сначала десятого класса, затемдевятого и т. д. Это явление я называю иерархическим регрессом. Следствия иерархического регресса Аттестаты, дипломы и ученые степени все больше утрачивают ценность какпоказатели компетентности. При старой системе мы знали, что ученик, которыйне смог одолеть восьмого класса, во всяком случае знает программу седьмого.Мы знали, что студент, не справившийся с программой первого курсауниверситета, по крайней мере обладает знаниями в объеме средней школы, и т.д. Но теперь мы не можем предполагать ничего подобного. Современноесвидетельство об образовании доказывает лишь одно: ученик обладалдостаточной компетенцией только на то, чтобы высидеть в школе определенноечисло лет. Аттестат зрелости, бывший прежде признанным свидетельствомкомпетентности, в настоящее время превратился в свидетельство отсутствиякомпетентности, которое требуется для занятия большинства ответственных ихорошо оплачиваемых должностей. (Стоит отметить, что иерархический регресснельзя считать чисто современным явлением. Много лет назад простаяграмотность считалась вполне достаточным свидетельством компетентности вомногих областях и позволяла ее обладателю занимать весьма важные должности.Затем обнаружилось, что число грамотных дураков непрерывно растет, ипредприниматели начали повышать образовательный ценз, сначала до пятиклассов, затем до восьми и т. д. Каждый из этих уровней поначалу признавалсясвидетельством компетентности, и на каждый из них в конце концов начиналисмотреть как на свидетельство некомпетентности. - П.А.) Такое же положение наблюдается и в области высшего образования.Ценность дипломов бакалавра и магистра также регрессировала. Толькодокторский диплом еще хранит былой ореол компетентности. Однако даже егоценность пошла на убыль из-за появления более высоких ученых степеней. Номного ли потребуется времени, чтобы и эти степени также превратились впризнак некомпетентности? Процесс деградации ускоряется эскалацией образования. Так, например, вомногих университетах в настоящее время развилась системастудентов-преподавателей (старшекурсники обучают студентов младших курсов),которая еще пятьдесят лет назад была осуждена в средней школе! Эскалация в любой профессиональной области дает такие же результаты.Стремясь поскорее увеличить число инженеров, ученых, священников, учителей,автомобилей, яблок и т. д., общество, естественно, снижает требования к этойразнообразной продукции, и начинается иерархический регресс. Как потребитель, предприниматель или учитель, вы, конечно, ощущаетерезультаты иерархического регресса. Я вернусь к этой теме позже, чтобыпредложить средства, способные приостановить этот процесс. 2. Электронно-вычислительная машина и некомпетентность Пьяный, человек временно теряет способность идти по прямой линии. Покасредством передвижения ему служат собственные ноги, главную опасность онпредставляет для себя самого. Но посадите его за руль, и, прежде чем онсломает себе шею, он может убить десяток других людей. Это положение не требует особых разъяснений. Чем мощнее средства в моемраспоряжении, тем больше добра или зла можно от меня ожидать в зависимостиот моей компетентности или некомпетентности - это совершенно очевидно. Печатный станок, радио и телевидение последовательно расширяливозможности человека распространять и увековечивать свою некомпетентность.Теперь настала очередь электронно-вычислительной машины. Картотека использования ЭВМ, случай No 11. Р. Смог, основатель и директор фирмы "Микроблоки Смога", былинженером-изобретателем, достигшим своего уровня некомпетентности наадминистративном посту. Смог постоянно жаловался на неудовлетворительнуюработу своего управляющего, клерков и бухгалтеров. Он не понимал, что онитрудятся не менее эффективно, чем большинство служащих этих категорий вдругих фирмах. Некоторые из них еще не достигли своего уровнянекомпетентности; их работа давала полезные результаты, и благодаря им фирмапродолжала существовать. Они ухитрялись, получая путаные распоряжения Смога,выделять из них то, что могло быть полезным фирме, игнорируя все прочее, изатем принимали соответствующие меры. Некий коммивояжер убедил Смога, что большую часть работы егоцентрального аппарата может выполнять ЭВМ, которая, кроме того, позволит емуповысить производительность всего предприятия. Смог заказал вычислительнуюмашину, она была установлена, а "лишний" персонал уволен. Однако Смог вскоре обнаружил, что фирма перестала справляться с прежнимобъемом работы. В работе ЭВМ были два момента, которых он не понимал. (Покрайней мере, он не понимал, что они имеют отношение и к нему самому.) а) ЭВМ не воспринимает нечетких распоряжений и просто мигаетлампочками, дожидаясь разъяснений. б) ЭВМ лишена такта. Она не льстит. У нее отсутствует здравый смысл.Получив вредные для дела указания, она не скажет: "Слушаю, будет исполнено,сэр!"-а затем, удалившись, не выполнит все как надо. Она безоговорочновыполняет любые распоряжения, если они даются ей в четкой форме. Фирма Смога быстро покатилась по наклонной плоскости и за какой-нибудьгод обанкротилась. Так Смог пал жертвой некомпетентности, заложенной им вэлектронно-вычислительную машину. Более страшные примеры. Квебекский отдел народного просвещенияпереплатил по студенческим займам 275 864 доллара. Ошибка была допущенаслужбой размножения документов, работой которой управляет ЭВМ. В Нью-Йорке банковская ЭВМ приказала долго жить, и счета на 3 миллиардадолларов сутки оставались неучтенными. ЭВМ, принадлежащая авиалинии, вместо десяти заказов на поставку мятногошоколада напечатала 6000. Исследование, проведенное в 1966 году, показывает, что более 70% ЭВМ,установленных к тому времени в Англии, можно было считать коммерческиневыгодными. Одна ЭВМ оказалась столь чувствительной к статическому электричеству,что делала ошибку каждый раз, как только к ней приближалась женщина внейлоновом белье. Три наблюдения. 1) ЭВМ может быть некомпетентна сама по себе, то есть не будет всостоянии регулярно и аккуратно выполнять работу, для которой она создана.Некомпетентность такого рода никогда нельзя полностью исключить, посколькудействие Принципа Питера распространяется и на предприятия, конструирующие иизготовляющие вычислительные машины. 2) Если даже ЭВМ квалифицированно справляется со своими собственнымизадачами, она способна увеличить до колоссальных размеров некомпетентностьсвоих владельцев или же оператора. 3) Принцип Питера воздействует на ЭВМ, как и на людей. Если поначалумашина делает полезную работу, то возникает стремление поручать ей все болеесерьезные задания, и этот процесс останавливается лишь тогда, когда онадостигает своего уровня некомпетентности. Как это можно истолковать Эти два признака - быстрое распространение иерархического регресса инекомпетентности, осуществляющейся через ЭВМ,- являются лишь частью общейтенденции, которая, если она сохранится, приведет человечество на уровеньполной жизненеком-петентности. Бездумная эскалация образования иавтоматизация устаревших или просто неправильных методов представляют собойпример бессмысленного вклада в жизнь общества ради самого вклада. Нашируководители в области политики, науки, образования, промышленности ивооруженных сил требуют, чтобы мы двигались как можно быстрее и дальше, нопри этом они опираются лишь на слепое убеждение, что чем больше вложишь, тембольше получишь. Познакомившись с иерархиологией, вам теперь не трудно понять, чтопродолжение непрерывной эскалации вложений со стороны общества есть не чтоиное, как инверсия Питера в гигантском масштабе.
Date: 2015-07-27; view: 250; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|