Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся с использованием интерактивных, активных и дистанционных технологий обучения





Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа обучающегося – это деятельность в процессе обучения в аудитории, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем.

К рекомендуемым формам самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Управление системами жизнеобеспечения населения» относятся: работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам, для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем; контрольная работа; коллоквиум; тестирование; ответы на вопросы; собеседование; проверка правильности выполнения домашнего задания; доклад и его обсуждение; круглый стол (групповая дискуссия по заданной теме); подготовка эссе.

Содержание учебного курса «Управление системами жизнеобеспечения населения» предусматривает приобретение обучающимися как теоретических знаний, так и практических навыков по организации работы государственных и муниципальных органов.

Вот почему методика преподавания курса включает как традиционные, так и инновационные технологии обучения:

Традиционными являются технологии обучения, где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им преподавателем - источником знаний. В качестве таких методов обучения предлагаются лекции, ознакомление слушателей с предлагаемой преподавателем литературой и иными источниками (перечень рекомендуемой литературы и ее аннотация представлены в соответствующем разделе учебно-методического комплекса), а также опрос (который рекомендуется проводить в форме коллоквиума по отдельным темам дисциплины), тестирование (оценочный тестовый фонд по тематике дисциплины представлен в соответствующим разделе учебно-методического комплекса).

К активным технологиям обучения относятся те, где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с преподавателем. Основные методы - это творческие задания (таковыми могут быть эссе по тематике изучаемой дисциплины), семинары (которые могут быть организованы в форме изложения докладов с презентациями по отдельным темам развития государственного и муниципального управления с последующим их обсуждением в аудитории).

Требования к содержанию, структуре и оформлению эссе

Академическое эссе – это небольшая по объему, но требующая серьезной проработки вопроса письменная работа или сочинение на определенную тему, в процессе подготовки которой целесообразно придерживаться следующих рекомендаций по содержанию и структуре:

- Требуется проявить навыки критического мышления чтобы построить и доказать собственную позицию обучающегося по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.

- Структура эссе включает такие обязательные компоненты, как: введение (суть и обоснование выбора выбранной темы), основную часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала), заключение (обобщения и выводы).

Во введении рекомендуется давать краткие определения ключевых терминов, но их количество не должно превышать трех-четырех терминов.

В основной части каждый из параграфов должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли.

При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы).

В заключение показывается практическое значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

Необходимо также соблюсти ряд требований к оформлению эссе:

- эссе должно быть представлено на бумажном носителе, сброшюровано и подшито;

- текст должен быть набран с использованием редактора WORD через один интервал, язык русский, шрифт “Times New Roman”, размер шрифта № 12;

параметры страницы: левое и правое поле – 2,0 см, верхнее и нижнее – 2,5 см;

отступы в начале абзаца – 1,27 см, абзацы четко обозначены; запрет висячих строк;

- ссылки проставляются в тексте в квадратных скобках с отсылкой к используемой литературе, которая должна помещаться после текста статьи (не менее 5 наименований). Подстрочные сноски не допускаются.


- при наличии в тексте таблиц, схем, рисунков и формул должны содержаться ссылки на их нумерацию;

- схемы и таблицы - объектами, сгруппированные. Рисунки должны иметь заголовки, размещенные над схемой или полем таблицы, а каждый рисунок – подрисуночную подпись;

- таблицы и рисунки – шрифт “Times New Roman”, размер шрифта № 12;

- таблицы, рисунки и схемы не должны быть цветными;

- не допускаются двойные линии столбцов, строк и границ таблицы, при переходе таблицы на другую страницу необходимо повторять шапку таблицы или делать надпись «продолжение таблицы»;

- объем эссе не более 10 страниц;

- титульный лист эссе должен содержать информацию о названии эссе, наименовании программы повышения квалификации, ФИО автора.

Предлагаемые студентам темы эссе приводятся ниже:

1. Реформирование структуры управления муниципальным (городским) хозяйством на конкретном примере.

2. Организация и управление жилищно-коммунальным комплексом города.

3. Проблемы реформирования управления ЖКК города.

4. Развитие новых форм управления жилищно-коммунальным хозяйством.

5. Развитие информационных технологий в управлении городским (муниципальным) хозяйством.

6. Создание и развитие механизма ресурсосбережения в муниципальном хозяйстве.

7. Эффективность ресурсосберегающих технологий в жилищном хозяйстве.

8. Проблемы эксплуатации сетевого хозяйства и инженерного оборудования.

9. Повышение надежности инженерного оборудования в жилых зданиях.

10. Основные проблемы развития систем водоснабжения муниципальных образований.

11. Проблемы загрязнения и охраны источников водоснабжения.

12. Современные методы и технологии очистки питьевой воды и сточных вод.

13. Пути снижения расходов и потерь воды в муниципальном хозяйстве городов.

14. Основные тенденции развития систем теплоснабжения городов.

15. Направления экономии тепловой энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципальных образований.

16. Проблемы развития и пути совершенствования организации системы энергоснабжения города.

17. Нетрадиционные технологии энергоснабжения и перспективы их использования в городском хозяйстве.

18. Проблемы развития и организации транспортного комплекса города.

19. Пути повышение качества транспортного обслуживания населения.

20. Организация и управление санитарной очисткой города.

21. Организация работ по благоустройству городских территорий.

22. Проблемы сбора, утилизации и переработки ТБО.

23. Организация работы аварийно-диспетчерской службой ЖКХ.

24. Организация управления и эксплуатации жилых и нежилых помещений.

25. Проблемы оценки качества жилищных и коммунальных услуг.

26. Развитие организационных форм самоуправления в жилищном хозяйстве.

27. Экологические проблемы современных городов на конкретном примере.

28. Особенности формирования рынка жилищно-коммунальных услуг.

29. Использование системы муниципального (государственного) заказа в управлении муниципальным (городским) хозяйством.

30. Организация системы расчетов с населением за жилищные и коммунальные услуги.

31. Проблемы реформирования управления ЖКК города.

32. Развитие новых форм управления жилищно-коммунальным хозяйством.


33. Развитие информационных технологий в управлении городским (муниципальным) хозяйством.

34. Пути улучшения объемно-планировочных и конструктивных решений жилых зданий.

35. Основные направления ресурсосбережения в системах теплоснабжения города.

36. Пути снижения расхода воды в жилищном фонде.

37. Пути снижения потерь тепла в сетях.

38. Нетрадиционные энергоносители и перспективы их использования в системах тепло- и электроснабжения муниципальных образований.

39. Основные тенденции развития систем теплоснабжения городов.

40. Повышение качества транспортного обслуживания городского населения.

41. Направления научно-технического прогресса в городском пассажирском транспорте.

42. Роль зеленого хозяйства в оздоровлении окружающей среды.

43. Новые методы и технологии очистки воды и бытовых стоков.

44. Перспективные программы благоустройства территорий муниципальных образований

Интерактивные технологии обучения построены на взаимодействии всех обучающихся, включая преподавателя. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Среди интерактивных методов освоения курса «История государственного управления» могут выступать: «круглые столы», деловые и ролевые игры, кейс-стади.

Круглый стол - это формат проведения научных и научно-практических мероприятий, представляющий собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25), компетентных в данной области.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Участниками Круглого стола являются: слушатели Программы, эксперты, модератор. Указанным лицам целесообразно придерживаться следующих принципов участия в данном мероприятии:

- компетентность относительно обсуждаемой темы;

- соблюдение этических требований к выступлению и дискутированию.

При подготовке Круглого стола необходимо придерживаться следующей последовательности:

§ Выбор темы.

§ Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

§ Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Применительно к обозначенной в программе проблематике, в качестве экспертов могут выступать политики, государственные и муниципальные служащие префектур и районных управ, имеющие практический опыт в области государственного управления, а также компетентные студенты. На предварительном этапе подготовки Круглого стола необходимо разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии.


§ Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

§ Подготовка анкеты для участников Круглого стола. Цель анкетирования состоит в том, чтобы оперативно и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемой проблематике государственного управления. Целесообразно проводить сплошное анкетирование, при котором опрашиваются все участники Круглого стола. При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

§ Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы формирования и размещения социального заказа, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, органам городского управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

§ В процессе проведения круглого стола целесообразно учесть следующие рекомендации.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, оглашает повестку мероприятия, предоставляет слово выступающим, направляет ход дискуссии, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, анкетирует участников круглого стола, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки. Ведущий следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Примерная тематика «круглых столов» по изучаемому курсу:

1. ЖКК: современные проблемы развития;

2. Создание ТСЖ: за и против;

3. Перспективные методы сбора и переработки ТБО: проблемы внедрения;

4. Управление МКД: формы, проблемы

Метод кейс-стади – может быть назван методом анализа конкретных ситуаций.

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Метод кейс–стади направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.

Можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Организация работы с кейсом.

Вариантов очень много, это возможность для творчества самого преподавателя.

В рассматриваемом курсе предлагается максимально обобщённую модель занятия, по которой может быть организована работа.

§ Этапы организации занятия:

-Этап погружения в совместную деятельность

-Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:

-Текст КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

§ Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально.

Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

§ Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.

Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

В процессе освоения дисциплины «Управление системами жизнеобеспечения» предусмотрены следующие активные формы проведения занятий:

1) ролевая игра на тему: «Методы управления системами жизнеобеспечения»;

2) метод кейс-стади на тему: «Новые формы управления в жилищном хозяйстве»;

2) метод кейс-стади на тему: «Создание ТСЖ, проблемы, перспективы»;

3) метод кейс-стади на тему: «Качество коммунальных услуг, проблемы контроля и предоставления».

В последнее время в образовательном процессе все чаще используются дистанционные технологии - это информационные технологии, обеспечивающие доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Современные Интернет-технологии дистанционного обучения строится на базе следующих средств: веб-сервера; веб-страницы и сайтов; электронной почты; форумов и блогов; теле- и видеоконференций; виртуальных классных комнат; вики-энциклопедий.

В качестве дистанционных образовательных технологий обучающимся по дисциплине «Управление системами жизнеобеспечения населения» можно рекомендовать электронные ресурсы библиотеки ГУУ, размещенные на официальном сайте библиотеки http://library.guu.ru/, включая: электронно-библиотечные системы (ЭБС Znanium.com, ЭБС book.com, ЭБС Руконт, ЭБС Университетская библиотека онлайн), полнотекстовые зарубежные базы данных, универсальные базы данных и электронные библиотеки, "ЛИБЭР. Электронная библиотека.", правовые поисковые системы, электронный каталог библиотеки ГУУ, электронные журналы и газеты. Информация о порядке доступа к информационно-библиотечным ресурсам, получении логинов и паролей представлена на сайте библиотеки ГУУ в разделе «Электронные ресурсы», а так же Порталы и сайты административных и отраслевых органов управления городом Москва.

 

 







Date: 2015-08-15; view: 458; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию