Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции и структура политической культуры
Политическая культура оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, относятся: — идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности; — ориентация, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; — предписание (программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека; — адаптация, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде; — социализация, характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; — интеграция (дезинтеграции), обеспечивающая различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства; — коммуникаци я, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации.
В целом в процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать троякое влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому даже в период проводимых государством реформ, целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо возвратом к прежним порядкам ( означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способных принудить людей к реализации непонятных и навязанных им принципов политического развития). Во-вторых, политическая культура способна порождать и новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, вносимые в политическую жизнь под влиянием заимствованных ценностей, технологий, методик осуществления тех или иных задач (например, проведения избирательных кампаний, урегулирования кризисов и т.д.). В-третьих, политическая культура обладает возможностью комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Как правило, сохраняя базовые, характерные для правящего режима и большинства населения ценности и образцы поведения, она дает возможность имплантировать в социальную ткань конкретных обществ новые механизмы политического взаимодействия, обновлять и реконструировать текущие политические традиции.
Принципиальное влияние на характер осуществления функций политической культуры оказывает и ее структура, элементы которой по-своему воплощают ценностно-смысловую детерминацию поведения человека в сфере власти. В самом общем виде можно говорить о рациональных и иррациональных компонентах политической культуры. Если рациональные компоненты сохранения идентичности предполагают опору человека на осознание им собственных (и иных) интересов и статусов, соотнесение целей и средств их достижения, то наличие неосознанных компонентов ориентации человека в политическом пространстве основной упор делает на эмоционально-чувственном восприятии мира. В качестве «базовых компонентов политической культуры» рассматриваются ориентации на политическую систему и ее составные части. Вопрос о структурировании ценностных воззрений человека поставил Г. Алмонд, выделив в ценностных ориентациях 1. «познавательные» (знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти), 2. «эмоциональные» (чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения), 3. «оценочные» (суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений) аспекты.
Структурирование политической культуры возможно и с учетом различного значения и роли ценностных ориентаций для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности. Ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Выработка политического мировоззрения заставляет человека соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни) с особенностями понимания своего предзначенья в политической сфере, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, где действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д. Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. Date: 2015-07-27; view: 384; Нарушение авторских прав |