Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и структура политической культуры





Политическая культура оказывает соб­ственное воздействие на политичес­кий процесс, динамику изменений в сфере государственной вла­сти. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, относятся:

идентификация, раскрывающая постоянную потребность че­ловека в понимании своей групповой принадлежности и опре­делении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности;

ориентация, характеризующая стремление человека к смы­словому отображению политических явлений, пониманию собст­венных возможностей при реализации прав и свобод в конкрет­ной политической системе;

предписание (программирование), выражающее приоритет­ность определенных ориентаций, норм и представлений, задаю­щих и обусловливающих особую направленность и границы кон­струирования поведения человека;

адаптация, выражающая потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде;

социализация, характеризующая обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

интеграция (дезинтеграции), обеспечивающая различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;

коммуникаци я, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации.

 

В целом в процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать троякое влияние на политические процессы и институты.

Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому даже в период проводимых государством реформ, целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям.

Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо возвратом к прежним порядкам ( означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способных принудить людей к реализации непонятных и навязанных им принципов политического развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать и новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, вносимые в политическую жизнь под влиянием заимствованных ценностей, технологий, методик осуществления тех или иных задач (например, проведения избирательных кампаний, урегулирования кризисов и т.д.).

В-третьих, политическая культура обладает возможностью комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Как правило, сохраняя базовые, характерные для правящего режима и большинства населения ценности и образцы поведения, она дает возможность имплантировать в социальную ткань конкретных обществ новые механизмы политического взаимодействия, обновлять и реконструировать текущие политические традиции.

 

Принципиальное влияние на характер осуществления функ­ций политической культуры оказывает и ее структура, элементы которой по-своему воплощают ценностно-смысловую детермина­цию поведения человека в сфере власти.

В самом общем виде мож­но говорить о рациональных и иррациональных компонентах по­литической культуры.

Если рациональные компоненты сохране­ния идентичности предполагают опору человека на осознание им собственных (и иных) интересов и статусов, соотнесение целей и средств их достижения, то наличие неосознанных компонентов ориентации человека в политическом пространстве основной упор делает на эмоционально-чувственном восприятии мира.

В качестве «базовых компонентов политической культуры» рассматриваются ориентации на политичес­кую систему и ее составные части.

Вопрос о структурировании ценностных воззрений человека поставил Г. Алмонд, выделив в ценностных ориентациях

1. «познавательные» (знания о строении политической системы, ее основных институ­тах, механизмах организации власти),

2. «эмоциональные» (чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных ин­ститутов и олицетворял власть в глазах населения),

3. «оце­ночные» (суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стан­дарты оценки политических явлений) аспекты.

 

Структурирование политической культуры возможно и с учетом различного значения и роли ценностных ориентаций для формирования политической деятельности человека.

В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.

Ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Выработка политического мировоззрения заставляет человека соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни) с особенностями понимания своего предзначенья в политической сфере, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей.

В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, где действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод.

С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предст­ает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры.

Date: 2015-07-27; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию