Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ждет‑пождет душа девица





(или как обмануть свой "невроз сна")

 

Вы, наверное, знаете, слышали, что существует достаточно много самых разнообразных психотерапевтических школ и направлений. Однако одним из самых популярных и эффективных видов психотерапии является так называемая когнитивная психотерапия. Одним из ее отцов‑основателей был Альберт Эллис. Как и всякая американская штучка, когнитивная психотерапия страдает упрощенчеством, а терапия А. Эл‑лиса – американская штучка, однако один вопрос он рассмотрел крайне предметно и оставил нам исключительные данные, касающиеся любого невроза. Нам остается приложить их к нашему "неврозу сна".

А. Эллис начал свою работу с того, что выделил двенадцать основных, как он их назвал, "иррациональных убеждений", проще говоря, ошибочных суждений (мыслей), которые без труда отыскиваются в голове любого невротика. Согласно А. Эллису, наша неадекватная реакция на то или иное событие – результат господства этих "иррациональных убеждений", именно они, если верить этому автору, и заставляют нас бояться, расстраиваться и испытывать раздражение. Впрочем, спустя двадцать лет своей практики А. Эллису удалось сократить свой печальный список "иррациональных убеждений" с 12‑ти до 3‑х. Это, как оказалось, простые, как три копейки, требования, предъявляемые человеком к самому себе, другим и окружающему миру! Вот точные формулировки.

1. Я должен делать это хорошо и/или получать одобрение важных для меня людей, а иначе я – просто ни на что не годный человек.

2. Вы должны относиться ко мне внимательно и справедливо, вы не имеете права разочаровывать или огорчать меня, а иначе вы – плохой человек.

3. Мне должны быть предоставлены те вещи и те жизненные условия, которые я хочу иметь, я должен быть предохранен от всех неприятностей, а иначе жизнь становится невыносимой и я никогда не смогу стать счастливым.

 

У человечества есть только две проблемы. Одна состоит в том, что люди не думают. Другая – в том, что они думают.

Маклин

 

Разумеется, мы не думаем, что мы так думаем. Но если анализировать наши эмоциональные реакции, то окажется, что за каждым нашим страхом, за каждым раздражением и подавленностью стоит одно или все из этих требований. И все мы, не отличаясь оригинальностью, носим их в своей голове, как маленькую компактную гильотину, поскольку, думая подобным образом, нетрудно оказаться на психологическом эшафоте собственного производства. Выполнение этих требований, разумеется, чистой воды маниловщина, а невыполнение этих требований (часто подсознательное) влечет за собой целый комплекс негативных эмоций – страх, раздражение, разочарование. Конечно, А. Эллис упростил человека до неприличия, однако, согласимся, он вывел рецепт самого простого способа стать полноценным невротиком…

Теперь посмотрим, как три этих замечательных "иррациональных суждения" работают в случае невроза сна.

Прежде всего – это требование, обращенное к самому себе: "Я все должен делать хорошо". Если я требую от себя такой результативности во всем, то, разумеется, это касается и сна, а также моего состояния и работоспособности на будущий день, которые могут, как мне представляется, изрядно пострадать, если я не высплюсь. Итак, я жду от себя, что я как "хороший мальчик" (или "хорошая девочка") отправлюсь спать и буду там это делать. Помните свой детский ужас – разгневанная мама, стиснув зубы и сдвинув брови, говорит вам: "Ты почему еще не спишь? Уже десять часов, а ты еще не в постели! Тебе же завтра в школу!". В детстве мы постоянно хотели угодить своим родителям, чтобы добиться от них нежности и ласки, а потому в нашем подсознании подобные родительские инструкции и нотации, а главное – наши детские страхи, сидят крепко‑накрепко.

Но, оказывается, что я не соответствую этим своим собственным (некогда – родительским) требованиям к себе, поскольку, отправившись спать, не засыпаю. С другой стороны, я представляю себе себя назавтра и думаю, что не справлюсь с чем, что мне предстоит тогда – завтра – делать, и вот уже я предъявляю требование к себе завтрашнему: "Ты должен быть на высоте, а ты сонлив и нерасторопен! У тебя все получается плохо! Ты ничего не можешь! Ты неудачник!". Ну все, кранты, вызываем бригаду скорой психиатрической помощи…

Впрочем, требованиями к самим себе дело не ограничивается: как говорится, гулять – так гулять. С равным, а может быть, и даже большим успехом мы умеем предъявлять требования к окружающим. В состоянии бессонницы и невротической дремоты эта способность в нас усиливается. Мы начинаем выискивать в своем сознании образы тех, кто, как нам кажется, стал причиной наших переживаний и нарушил, таким образом, наш сон. Разумеется, мы гневаемся: "Черт, это же надо было меня так завести! Ну кто ему позволил так меня загружать!" и т. п. Впрочем, в этом состоянии мы вполне можем гневаться на окружающих и за то, что они, как нам представляется, будут ждать от нас завтра "героических подвигов", тогда как мы измучены, не выспались и вообще устали от всего на свете. Но гнев, как и страх, сну не товарищ, и мы снова погружаем себя в мрачную пучину бессонницы.


Наконец, требование, которое мы с завидной регулярностью предъявляем к вещам, которые и вовсе ни от нас, ни от других людей никоим образом не зависят. Например, мучаясь от бессонницы, мы начинаем требовать от сна, чтобы он немедленно к нам пришел (недурно, да?). Вообще говоря, всякий раз, когда предметом наших требований оказывается наш собственный организм, дело заканчивается печально. Нельзя сказать крови, текущей из пальца: "Стой, раз, два!". Нельзя приказать сердцу, чтобы оно стало биться медленнее, нельзя заставить волосы расти быстрее, а нос – не сопливиться. И "на трезвую голову" мы все это хорошо понимаем, но в дремоте здравый смысл нам отказывает. Впрочем, мы ведь способны расстраиваться из‑за того, что ни сердце, ни волосы, ни нос "нас не слушаются", так что даже и без дремоты мы можем пускаться во все тяжкие и предъявлять неоправданные требования ко всему и вся. Короче говоря, требование: "Сон, ко мне! Шагом марш!" – выглядит не только глупо, но и как чистой воды самоубийство.

 

Многие скорее считают добродетелью раскаяние в ошибках, чем старание их избежать.

Г. Лихтенберг

 

Так что можно с полной ответственностью заявить: наш невроз сна – это дело наших же собственных рук. Что ж, учимся бороться с требованиями…

 







Date: 2015-08-15; view: 268; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию