Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ программы развития городской системы образования





Новое качество образования – главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития – всё это имеет смысл лишь в том случае, если в результате мы получим личность, способную жить в изменяющемся мире. Новая школа ориентируется, прежде всего, на развитие личности, отказываясь от массового подхода к формированию нового поколения – недавнего лозунга прошлого.

Несомненна тенденция формирования целостной системы городского образования с единым образовательным и информационным пространством. Несомненно и то, что образовательная система города - инновационная по своей сущности и целям: и по содержанию, и по формам и методам организации обучения и воспитания. [20]

В последние годы особенно тяжело, пожалуй, пришлось дошкольному образованию. Трудности с бюджетным финансированием, отказ многих предприятий от содержания своих детских садов повлекли за собой закрытие многих дошкольных учреждений, передачу их другим организациям, перепрофилирование и т.д. В этой ситуации главным было сохранить сеть дошкольных учреждений. И это удалось.

Более того, наметился переход от единообразия дошкольных учреждений к гибкой, многофункциональной системе, учитывающей интересы ребёнка и потребности семьи. Появились образовательные учреждения нового типа (“Материнская школа“ на базе детского сада №6 Центрального района, детский центр Привокзального района), открыты экспериментальные площадки для отработки новых педагогических технологий в дошкольном образовании, авторских и альтернативных программ.

В современных условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития свободных творческих личностей, способных решать сложные социально-нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу. Учитывая тот непреложный факт, что основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве и начальной школе, создатели “Материнской школы“ пришли к идее необходимости такой организации дошкольного и начального школьного образования, которая способна обеспечить его максимальную эффективность.

Педагогическая идея эксперимента заключалась в создании учебного заведения нового типа – детский сад-школа по модели семьи. В основе лежат взгляды Я. А. Коменского, М. Монтессори, Л. Б. Занкова и др. на ребёнка как личность, уважение его свободы, признание самоценности детства как начала жизни, а не подготовки к ней.

Для того, чтобы обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения, наиболее комфортные психологические условия развития личности ребёнка, была создана “Материнская школа“.[21]

Детский сад-школа по модели семьи предполагает:

1) Подбор детей в группу

а) без отклонений физического развития;

б) проявивших признаки раннего развития умственных способностей;

в) раннего возраста (2,5 – 5 лет);

г) в малом количестве (до 10 человек).

2) Отбор педагогов, специалистов, администраторов, которые

а) принимают современную идеологию образования, конкретную концепцию в данном учебном заведении;

б) способны реализовать понимание концепции “Материнской школы“ на практике, умеют (или способны этому обучиться) учить;

в) способны критически относиться к своему опыту и корректировать собственные профессиональные решения и шаги;

г) способны разрабатывать частные методики.

3) Создание в группе обстановки, способствующей развитию творческих способностей.

Цель программы обучения: постепенное формирование знаний, умений, навыков умственной деятельности, алгоритмизации процесса обучения, воспитание потребности в учении.

Цель воспитания: развитие свободы личности, формирование навыков нравственного социального выбора, жизни в разновозрастном коллективе, развитие личного социального опыта, подготовка ребёнка к дальнейшему учению.

В дополнение к утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации программам за счёт изменения содержания, методик,… сокращения общего числа занятий были введены следующие предметы:

1) Говорим, читаем, пишем – обучение связной речи, чтению, письму.

2) Математика и основы информатики.

3) Мир вокруг нас.

4) Основы изобразительного искусства и изодеятельности.

5) Play and learn English – играем и говорим по-английски.

6) Музыкальная культура.

7) Спортивные занятия.

8) Личная безопасность ребёнка.


Концепция детского сада-школы по модели семьи основывается на том, что семья – первая в жизни человека и наиболее органичная его природе форма жизни и соответствующего ей нравственного, интеллектуального, психофизического роста личности.

В отличие от традиционной практики дошкольного воспитания и обучения в начальной школе в “Материнской школе“ создаётся разновозрастный коллектив, где дети и взрослые являются равноправными членами большой семьи.

Новации проникли в самое содержание дошкольного образования. В центре внимания - прежде всего интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и физическое развитие ребёнка и подготовка его к обучению в школе. Вопросами преемственности обучения в детском саду и начальной школе успешно занимаются, например, детские образовательные учреждения № 105, 113, 99, 13,130 и др.

Городская общеобразовательная школа – также по преимуществу школа инновационная (см. Приложение 10).[22] Безусловно, сразу же вспоминаются альтернативные учебные заведения, зарекомендовавшие себя высоким качеством обучения: школы-комплексы (детский сад № 105 – средняя школа № 34), классические гимназии № 1 и 2, Православная классическая гимназия, Российская христианская гимназия церкви адвентистов Седьмого дня и школы-гимназии № 46, 73, профильные школы (лицей искусств, антропологическая школа и др.), реальная школа № 1, школьный оздоровительный центр в Заречье,частная школа им. В.Д.Поленова и другие учебные заведения.

Например, целью классического образования гимназии № 1 является воспитание культурных, интеллигентных людей, основанное на приоритетном отношении к фундаментальным гуманитарным, естественнонаучным дисциплинам и концентрированном (углубленном) изучении древних и современных языков.[23] Базовые науки и соответствующие предметы классического образования составляют 4 блока:

1. филологический цикл (русский язык, литература, древние и современные европейские языки).

2. историко-социальные дисциплины (отечественная и всемирная история, человек и общество).

3. культурологические дисциплины (история мировой и отечественной культуры, история религий, культура общения).

4. естественно-математический цикл (математика с основами информатики, физика и астрономия, химия и биология, черчение).

Задачи гимназии:

- выявление и развитие способностей каждого ученика;

- формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным предметам, концентрированными знаниями древних и современных языков;

- формирование личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культуры способной в последующем на участие в духовном развитии общества;

- формирование творчески работающего коллектива учителей-единомышленников;

- оптимальная организация учебно-воспитательной работы;

- совершенствование системы управления гимназией;

- перевод гимназии в режим развития.

Школа имени В. Д. Поленова – одна из частных школ в Тульской области. Целью школы является соединение образования и культуры.

Ребёнок может получить полное среднее образование в комфортных условиях:


- классы до 10 человек;

- индивидуальные программы;

- деятельная культурная жизнь;

- расширенное изучение английского языка;

- языковая практика за границей (Великобритания);

- подготовительное отделение для детей 5 – 6 лет;

- школьный автобус вместо городского транспорта;

- уникальная система контроля знаний и достижений ребёнка;

- организованный отдых в дни каникул.

Массовая школа – основа, стержень образовательной системы города – отзывается на запросы сегодняшнего дня. Внимание к развитию всех детей, возможность получения среднего образования в соответствии с потребностями каждого ребёнка – вот цель, на которую работает массовая школа. И особенно важно, что городская система образования начинает работать на обеспечение региона рабочими кадрами.

Наряду с уже традиционным углубленным изучением иностранных языков, математики, химии популярными стали профильные классы: инженерные, медицинские, юридические, с углубленным изучением ряда предметов экономики, менеджмента.

В работе каждой школы идут инновационные процессы, используются авторские программы (см. Приложение 10).

Для детей, не имеющих склонности к успешному обучению, с целью привлечения их к труду вечерние школы № 7 и 5 реорганизованы в колледж и реальную школу с дневным отделением и обучением профессии в УПК № 4 и 5 (технологическая школа), созданы классы компенсирующего обучения в большинстве школ.

За последние годы трудовое обучение на базе школ города столкнулось с рядом трудностей. Это прежде всего нехватка средств для полного обеспечения уроков труда материалом, инструментом, учебными наглядными пособиями и др.

Практически все предприятия города, ранее оказывавшие помощь школам в трудовом обучении и профориентации, сейчас полностью прекратили содержание трудовых комплексов школ.

Спад промышленного производства, акционирование промышленных предприятий существенно отражается и на деятельности учебно-производственных комбинатов. За последние годы УПК, отвечая требованиям рынка, вводят обучение старшеклассников по новым специальностям. Помимо рабочих, учебно-производственные комбинаты стали переходить к подготовке лаборантов ЭВМ, организаторов работы с детьми, секретарей юридических учреждений, специалистов по прикладной экономике, что требует более высокой квалификации педагогического состава и мастеров производственного обучения, более основательной подготовки учащихся.

Ярким показателем работы трудовых комплексов школ, учебно-производственных комбинатов города, учреждений дополнительного образования является городская выставка детского технического творчества и прикладного искусства, которая проходит в апреле каждого года и популярность которой растёт из года в год.

Произошли изменения в системе воспитания детей и подростков. Программа воспитания выстраивается из приоритета семьи.


На запросы семьи в дополнительных образовательных услугах откликаются и образовательные школы, где достаточно активно ведётся внеурочная работа, но в большей мере этому отвечает дополнительное образование.

В последние годы образования районов города работают над проблемой возрождения и поддержания духовных и культурно-исторических традиций Тульского края. Эта работа начинается ещё в дошкольных учреждениях и продолжается в общеобразовательной школе. Расширяется сеть школ эстетического профиля, увеличивается количество школьных музеев.

Готовясь к 850-летию Тулы, учреждения образования начали вести активную работу по краеведению, продолжающуюся и после этой знаменательной даты. Этим самым закладываются традиции по проведению праздников, связанных с русской историей. В дни торжеств, приуроченных ко дню основанию города, была проведена Неделя славянской письменности.

Коррекция воспитания и образования ведётся развивающейся психологической службой. Практически на весь город работает центр дополнительного образования “Преображение“ Центрального района, организованы психологические службы во многих дошкольных учреждениях. Это совместная работа общеобразовательной, альтернативной школы и учреждений дополнительного образования.

Городская программа образования определила и направления деятельности, связанные с социальной защитой работников образования.[24] Этапы этой деятельности отражаются в трёхстороннем соглашении, ежегодно заключаемом между администрацией города, комитетом образования, областным комитетом профессионального союза работников образования и науки. Выполнение соглашения контролируется два раза в год на совещаниях глав администраций города и районов совместно с согласительной комиссией и отделами образования районов города. И, тем не менее, вопросы финансирования общеобразовательных учреждений, своевременной выплаты заработной платы работникам образования, вопросы питания детей в школах и дошкольных образовательных учреждениях решаются сложно, что затрудняет выполнение программы развития городской системы образования.

С целью создания единой эффективно действующей системы непрерывного образования педагогов города, повышение культуры управленческого труда руководителей и пропаганды новых педагогических технологий, оказания помощи образовательным учреждениям в их освоении, а также обучения педагогических работников грамотно вести опытно-экспериментальную деятельность был создан городской координационно-методический центр Тульского комитета образования.

Приоритетным принципом в его деятельности стал дифференцированный подход в работе с кадрами, основанный на личностно-ориентированной педагогике. Проведённые центром проблемные семинары “Экономические и правовые вопросы в образовании“, “Аналитическая деятельность инновационных процессов“, спецкурсы “Психологические аспекты в образовательном процессе“, “Социальные гарантии прав личности ребёнка“, конкурсы профессионального мастерства “Директор года“, “Заместитель директора года“, разработка и внедрение новых программ и технологий “Школа индивидуального выбора“, “Одарённые дети“, организация консультационного пункта “Диалог с компьютером“ послужили созданию условий для формирования и реализации программ развития образовательных учреждений.

Сейчас методическому центру присвоен статус информационного. Задача центра – обеспечение педагогических работников своевременной информацией по актуальным проблемам содержания образования, инновационным технологиям обучения и воспитания.

Муниципальный информационный центр выпускает брошюры, пакеты методических материалов, учебные телевизионные и радиопередачи на Тульском телевидении и радио, способствующие созданию единого информационного поля системы образования города.

Накапливающийся в ходе реализации программы развития системы образования опыт эксперимента и инноваций отражает научно-педагогический подход к оптимизации обучения, воспитания и развития учащихся, более высокий уровень педагогического анализа, прогноза, диагностирования и экспертизы, позволяющий правильно оценить смысл и результативность экспериментальной работы, спрогнозировать дальнейшее развитие общего образования в городе.

Развитие школы (в широком смысле этого слова) сегодня характеризуется активным внедрением эксперимента в различные сферы образования. Обращение к эксперименту, видимо, есть отражение объективной необходимости трансформировать образовательные условия в соответствии с меняющимися социальными потребностями.

Эксперимент в образовании – это, с другой стороны, и попытка научно-педагогического подхода к оптимизации собственно обучения, воспитания и развития учащихся, формированию полноценных воспитательных систем. Опыт эксперимента для руководителей учреждений образования – это ещё и восхождение на другой уровень педагогического анализа и прогноза, диагностики и экспертизы, рождающихся в ходе экспериментальной работы явлений.

Основные направления эксперимента сегодня отражают давно назревшую потребность школы в личностно-ориентированном образовании, в том, чтобы сделать ученика центром и главной целью образовательного процесса.[25]

В качестве основного направления экспериментальной, инновационной работы в школах города можно выделить различного рода дифференциацию обучения и развития учащихся. Наиболее характерный и широко используемый способ осуществления этой задачи – дифференциация школьников по уровню их обучаемости. Так возникли и приобрели массовый характер разноуровневые классы, классы коррекции (педподдержки, выравнивания, педагогической реабилитации), классы для одарённых детей, сады-школы; набирают “обороты“ гимназии и лицеи.

На пути создания таких классов важно осознать, что такое “сильные“, “средние“ и “слабые“ учащиеся. Для педагога-профессионала эти понятия недостаточно технологичны. Гораздо более точной была бы дифференциация на А, В, С потоки, если бы диагностировался, во-первых, доступный учащимся уровень сложности учебного материала, а, во-вторых, индивидуальный темп его освоения. Выявленные при этом результаты позволят профессионально и грамотно определить качественный состав формируемых разноуровневых классов. Подобная диагностика может стать полноправной частью технологии внедрения идеи разноуровнего обучения в практику школы.

Среди путей дифференциации обучения выделяются специальная и допрофессиональная ориентация учащихся через классы и школы различного профиля (лингвистическая школа № 11, технический лицей № 1, химбиолицей г. Тулы, гимназия № 2 и др.). При соблюдении необходимых педагогических условий (недопустимость ранней специализации, создание научно – методической базы развития учащихся в выбранном направлении, установка на формирование общей культуры, а не “функции“, кадровое обеспечение учебного процесса и пр.), это направление, как показывает опыт, даёт положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

Как бы ни был широк круг школ, вовлечённых в инновационные процессы, они всё равно останутся лишь “островами“ на “карте“ учреждений образования. Можно сказать, что система “будет прирастать“ массовой школой. Надо отметить, что сегодня здесь явно выделилась тенденция, отражающая попытки педколлективов придать “лицо“ своей школе, найти и развить её индивидуальный образ. Представляется, что именно на этом участке функционирования системы удастся усилить общегуманитарную ориентацию школы. Такого типа школы массовые, общегуманитарной ориентации сегодня есть в Туле (школа самовоспитания № 8 г. Тулы, средняя школа «Экология и диалектика» № 19 г. Тулы). Эта модель выступает как открытая педагогическая платформа, предоставляя учителю свободу методического выбора, а учащимся – условия для осуществления индивидуального пути развития.








Date: 2015-08-15; view: 502; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию