Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности управления инновационными процессами





Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы.

Управляющая система школы – директор, его заместители, руководители структурных подразделений – эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом.

Профессиональный, т.е. культурный, руководитель целеустремленно и настойчиво формирует профессиональную культуру исполнителей, выступающих в качестве субъектов инновационной деятельности, рассматривая подобные усилия как условие обогащения кадрового ресурса инноваций.

Целью исследования явилось изучение мнений руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.

Задачи исследования:

1. выявить свойства модели управления инновационными процессами;

2.выявить особенности управления на различных этапах инновационного

проекта;

3.определить формы и методы работы при управлении инновационными

процессами;

4.оценить состояние и уровень управленческой деятельности в сфере

инновации;

3.выявить степень удовлетворенности респондентов качеством управления

инновационными процессами.

Объекты исследования – руководители и учителя образовательных учреждений, являющиеся носителями исследуемой проблемы.

Исследование проведено в образовательных учреждениях, где осуществляется инновационная педагогическая деятельность: гимназия № 3. МОУСОШ № 4,57,58.

Выборочная совокупность составила 89 человек.

Полученная от образовательных учреждений информация достаточно сопоставима. В справках отражены данные как непосредственно образовательных учреждений, что позволило сравнить их, так и усредненные показатели, которые дали возможность оценить управление инновационными процессами в целом.

В исследовании можно выделить несколько общих этапов:

I этап – подготовительный (на этом этапе были выявлены проблема, задачи,

объект, предмет, гипотеза и был сделан выбор методов исследования).

II этап – исследовательский (был осуществлён сбор фактических данных).

III этап – обработка данных исследования (осуществлён количественный и качественный анализ данных исследования).

IV этап – проведена интерпретация данных и сформулирован вывод.

Метод исследований – анкетирование.

 

Чтобы определить свойства модели управления инновационными процессами в образовательных учреждениях, необходимо выявить:

- критерии оценки управления инновационными процессами;

- профессиональную подготовку учителей;

- их творческий настрой и проявление инициативы в инновационной

деятельности.

- этап инновационной деятельности.

 

1. Критериями оценки управления инновационными процессами, со слов руководителей ОУ являются:

 

 

Таблица 7

Образовательные учреждения Критерии оценки управления инновационными процессами
Гимназия № 3 уровень эффективности реализации инновационного процесса
Школа № 4 новизна, актуальность, качество знаний, умений и навыков учащихся
Школа № 57 результативность, принятие инноваций всеми участниками образовательного процесса
Школа № 58 результативность, эффективность, целесообразность, своевременность, использование ресурсов

 

2. Требует ли от учителя работа в условиях инновационной педагогической деятельности специальной профессиональной подготовки? На вопрос «Проходили ли Вы подготовку для осуществления педагогической деятельности» получены следующие ответы (в %):

Таблица 8

Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифметическое
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
проходили подготовку          
не проходили подготовку          

 

Как видно из информационных данных, во всех образовательных учреждениях есть учителя, прошедшие специальную подготовку для работы в условиях инновационной деятельности: в гимназии № 3 таких учителей более всего (77%); школе № 57 - 56% и в школах № 4 и № 58 – 23% и 20% соответственно.


3. Педагогические инновации один из самых сложных видов творчества, опирающийся на самотворчество и индивидуальность учителей и учащихся. При этом имеет значение то, кто является инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций.

Из ответов руководителей и учителей следует, что (в %):

Таблица 9

Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифметическое
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
инициатива происходила сверху (от ГУО)          
инициатива происходила снизу (от педколлектива)          
затруднились ответить          

 

По среднеарифметическим данным 1/3 часть учителей затруднилась ответить на данный вопрос, 1/4.часть – говорит об инициативе сверху и 41% - об инициативе снизу. Такой разброс данных не позволяет установить в целом источник педагогических инноваций. Это касается, в частности, гимназии № 3, школ № 4 и № 58.В школе № 57 большая часть опрошенных (78%) говорит об инициативе педагогического коллектива в инновационной деятельности.

 

4. В какой мере учителя проявляют личную инициативу по внедрению и осуществлению инновационной деятельности в своем ОУ?

Со слов учителей видно, что (в %):

 

 

Таблица 10

Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифме-тическое
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
проявляют в полной мере          
проявляют, но лишь частично, т.к. творческие инициативы ограничивает руководство ОУ          
не проявляют, потому что не поддерживают проводимые инновации          

Среднеарифметические данные указывают на то, что основная часть учителей (66%) в полной мере проявляет личную инициативу в инновационной педагогической деятельности. Между тем в школе № 58 таких учителей лишь 13%. Имеются и такие учителя, кто не проявляют инициативу из-за того, что не поддерживают проводимые в общеобразовательном учреждении инновации.

 

5. Каким образом инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства?

Со слов учителей, они стремятся:

Гимназия № 3 – к самопознанию (86%), самообразованию (14%);

Школа № 4 – к самопознанию (77%), разработке новых форм работы (4%), методическому обеспечению урока (4%), затруднились ответить 15%;

Школа № 57 – к самопознанию (78%), изучению новых подходов и технологий (11%), затруднились ответить 22%;

Школа № 58 – к самопознанию (73%), затруднились ответить 27%.

В среднем 16% учителей затруднились ответить на данный вопрос.

 

6. Используются ли для поддержания инициативы учителей какие-либо стимулы?

Со слов учителей используются:

Гимназия № 3 – моральные и материальные (86%);

Школа № 4- моральные (14%), не ответили 77%;

Школа 57 - моральные (33%), не ответили 67%;

Школа 58 - моральные и материальные 87%, не ответили 13%.

Со слов руководителей используются:

Гимназия № 3 – моральные и материальные;

Школа № 4 - поощрения и объявления благодарности;


Школа № 57 - моральные и материальные;

Школа № 58 - моральные и материальные, повышение квалификационной категории при аттестации.

 

7. На вопрос «Чем регламентируется Ваш подход к инновационной педагогической деятельности?» учителя ответили следующим образом:

Гимназия № 3 – концепцией школы Л.Н. Толстого (50%), учебными планами (15%), тестированием (9%), нормативными документами (4%), не ответили 22%;

Школа № 4 – нормативно-правовой базой (41%), инструкциями и методразработками (18%), распоряжениями (9%), программой по математике (5%), не ответили 27%;

Школа № 57 – решениями ШМО (33%) и педсовета (22%), желаниями учащихся (11%), ничем (11%), не ответили 22%;

Школа № 58 – нормативно-правовыми документами и локальными актами (54%), уроком (33%), не ответили 27%.

Разброс мнений учителей по данному вопросу очевиден. Обращает на себя внимание то, что от 22% до 27% опрошенных уклонились от ответа.

Можно лишь констатировать, что управление инновационной деятельностью невозможно без регламентирующих документов и все учителя должны быть с ними ознакомлены.

 

8. Чтобы определить особенности управления инновационными процессами необходимо было выявить, на каком этапе осуществляется инновационная педагогическая деятельность в образовательных учреждениях (в %):

Таблица 11

    Этап Образовательные учреждения
Гимназия №3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Руково-дители Учителя Руково-дители Учителя Руково-дители Учителя Руково-дители Учителя
Разработки                
Внедрения                
Функциони-рования                

Ответы указывают на разногласия опрошенных по данному вопросу (кроме школы № 58). Поэтому охарактеризовать особенности и свойства модели управления инновационными процессами достаточно затруднительно.

Работа в условиях инновационной педагогической деятельности предполагает изменения в содержании образования, в организационной структуре, в режиме функционирования, в системе управления образовательных учреждений, технологиях обучения, воспитания и развития учащихся, в подготовке, переподготовке и комплектовании педагогических кадров, поэтому необходимо было рассмотреть формы и методы работы при управлении инновационными процессами.

9. Руководителям был задан вопрос «Произошли ли, на Ваш взгляд, изменения в процессе осуществления инновационной деятельности по различным аспектам педагогической деятельности?». Полученные ответы указывают на то, по каким аспектам, на взгляд руководителей, произошли изменения (в %):

Таблица 12

Аспекты педагогической деятельности Образовательные учреждения
Гимназия №3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
да нет да нет да нет да нет
Содержание образования                
Организационная структура учреждения или структурных подразделений, принимающих участие в инновационной деятельности                
Режим функционирования учреждения                
Система управления                
Технологии обучения, воспитания и развития                
Подготовка, переподготовка и комплектование педагогических кадров                

Судя по представленным в таблице данным, изменения произошли по указанным аспектам педагогической деятельности практически во всех ОУ.


10. Инновационная деятельность педагогического коллектива имеет своей целью перестройку содержания образования, его форм и методов.

Практически все участники анкетирования указывают на то, что в ходе инновационной деятельности изменились формы и методы работы, но при этом около 1/3 респондентов в школах № 4 и № 57 не смогли ответить на этот вопрос. Остальные учителя путаются в этих понятиях. Так и в формы и в методы работы попали: тестирование, индивидуальные занятия, уроки-сказки, уроки-экскурсии, уроки-семинары, моделирование проблемных ситуаций и т.д.

 

11. Руководители в процессе управления осуществляют анализ инновационной деятельности различными методами:

Гимназия № 3 – тестированием, анкетированием, анализом срезов, посещением уроков, самоанализа деятельности учителей, используется методика НИЛ «Школа Л.Н.Толстого»;

Школа № 4 – мониторингами;

Школа № 57 - наблюдением, анкетированием, тестированием, проведением открытых уроков;

Школа № 58 - коммуникативно-перцептивными методами контроля, сотрудничества администрации с учителями, учащимися и родителями.

 

12.В ходе инновационной педагогической деятельности образовательные учреждения должны получать научно-методическую поддержку со сторону РМО и РМК.

Удовлетворяет ли учителей помощь, оказываемая специалистами данных учреждений, видно из их ответов в таблицах 13 а и 13 1 (в %):

 

Таблица 13 а

  Р М О
Гимназия №3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
да нет да нет да нет да нет
Оказывают помощь в оснащении научно-методическим материалом                
Организуют методобъединения по подготовке учителей                  
Осуществляет консультирование                

 

Таблица 13 б

  Р М К
Гимназия №3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
да нет да нет да нет да нет
Оказывают помощь в оснащении научно-методическим материалом                
Организуют методобъединения по подготовке учителей                
Осуществляет консультирование                

Оценка работы специалистов РМО и РМК руководителями всех образовательных учреждений удовлетворительная. Но данные в таблицах 13 а и 13 б говорят о том, что от 25% до 32% учителей неудовлетворены оснащением их научно-методическим материалом.

 

13. На вопрос «Какие трудности Вы испытываете в своей педагогической деятельности, работая в новых условиях?» учителя ответили (в %):

Таблица 14

Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифмети- ческое  
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Недостаточное оснащение учебно-материальными средствами          
Отсутствие помещения          
Нет возможности повышать профессиональный квалификационный уровень          
Недостаточное оснащение научно-методическим материалом          

 

Ранжирование среднеарифметических данных показывает актуальность проблем, снижающих качество инновационного процесса во всех общеобразовательных учреждениях:

I – недостаточное оснащение учебно-материальными средствами (66%);

II – недостаточное оснащение научно-методическим материалом (42%);

III – отсутствие помещения (7%);

IV – нет возможности повышать профессионально-квалификационный

уровень (6%).

То обстоятельство, что учителя неудовлетворенны оснащением научно-методическим материалом со стороны специалистов РМО и РМК (таблицы 11а, 11б), подтверждается рейтинговыми построениями с той лишь разницей, что количество неудовлетворенных учителей увеличилось с 25% до 42%. Это позволяет говорить о недостаточной помощи РМО и РМК в осуществлении инновационной деятельности в исследуемых образовательных учреждениях. Нельзя не отметить недостаточное оснащение инновационного процесса учебно-материальными средствами, на что указало 66% учителей.

 

14.Какая помощь оказывается учителям со стороны администраций образовательных учреждений видно из их ответов (в %):

Таблица 15

Помощь Образовательные учреждения Среднее арифме-тическое
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Полная          
Недостаточная          
Не оказывается          

По среднеарифметическим данным 77% учителей говорят об оказании им всесторонней помощи руководителями в условиях инновации, 23% указывают либо на недостаточность, либо на отсутствие помощи и больше всего таких учителей в гимназии № 3 (36%).

Также, необходимо былооценить состояния и степень удовлетворенности педагогического коллектива управленческой деятельностью инновационными процессами.

 

15.На вопрос «Насколько Вас удовлетворяет участие в управлении инновационной деятельностью ГУО, РМО и РМК?» руководители ответили (в%):

Таблица 16

Варианты ответов Образовательные учреждения
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
ГУО РМО РМК ГУО РМО РМК ГУО РМО РМК ГУО РМО РМК
Удовлетво-ряет                        
Скорее удовлетво-ряет, чем нет                        
Скорее не удовлетво-ряет, чем удовлетво-ряет                        
Не удовлетво-ряет                        

Если в гимназии № 3, школах № 4 и № 57 участием ГУО, РМО и РМК в управлении инновационной педагогической деятельностью более или менее удовлетворены практически все руководители, то в школе 58 1/3 не удовлетворены участием ГУО и скорее не удовлетворены, чем удовлетворены участием РМК. Неудовлетворенность заключается в недостаточности организации методобъединений для подготовки учителей.

 

16.На вопрос руководителям «Какие трудности Вы испытываете в процессе управления?» получены следующие ответы:

Гимназия № 3 – жесткие рамки БУП не позволяют в полной мере реализовывать содержание концепции «Школа Л.Н.Толстого», сокращение штатного расписания;

Школа № 4 – недостаточно информации об инновационных технологиях;

Школа № 57 – недостаточно средств для стимулирования педагогической инновационной деятельности;

Школа № 58 – стереотипное мышление отдельных учителей, отсутствие мотивации к инновационной деятельности, недостаточная подготовка учителей.

По мнению руководителей образовательных учреждений, указанные причины снижают эффективность управления инновационной деятельностью.

 

17. Какую оценку получила управленческая инновационная деятельность в образовательных учреждениях? По мнению учителей (в %):


Таблица 17

Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифме-тическое
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми нормативно-правовыми, управленческими и другими требованиями          
В управлении допускаются недочеты и ошибки          
Положительных результатов пока нет          
Затруднились ответить          

По среднеарифметическим данным большая часть учителей (71%) говорят об успешности управления инновационными процессами. Тем не менее в школе № 58, лишь 40% учителей указывают на успешность управления.

 

18. Как оценивают свою управленческую инновационную деятельность руководители образовательных учреждений (в %):


Таблица 18

Варианты ответов Образовательные учреждения
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми нормативно-правовыми, управленческими и др. требованиями        
В управлении допускаются недочеты и ошибки        
Положительных результатов пока нет        
Затруднились ответить        

Из данных таблицы видно, что большинство руководителей признают, что в управлении допускаются просчеты и ошибки.

19.Какова степень удовлетворенности учителей управленческой деятельностью видно из таблицы 16 (в %):


Таблица 19

Варианты ответов Образовательные учреждения Среднее арифме-тическое.
Гимназия № 3 Школа № 4 Школа № 57 Школа № 58
Удовлетворены          
Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены          
Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены          
Не удовлетворены          

По среднеарифметическим данным 81% учителей в большей или меньшей степени удовлетворены управленческой деятельностью, осуществляемой в их образовательном учреждении.

 

Актуальность проведенных в образовательных учреждениях исследований заключается в том, что полученные результаты позволили по косвенным признакам определить состояние инновационной деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационными процессами. Среди этих причин следующие:

· недостаточный профессионально-культурный уровень руководителей образовательных учреждений;

· неустойчивость прямых и обратных связей в системе «руководитель-коллектив»;

· отсутствие стандартизированных требований к инновационной деятельности и управлению ею на всех уровнях образовательной системы.

 

При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям:

· в качестве и содержании подготовки учителей;

· в развитии творческой инициативы педагогов;

· в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся;

· в системе требований педколлективов к работе РМО, ШМО и РМК в части обеспечения научно-методическим материалом по инновационной проблематике;

· в росте стремления учителей и руководителей ОУ к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.








Date: 2015-08-15; view: 345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию