Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем всех уровней в последние годы. Управляющая система школы – директор, его заместители, руководители структурных подразделений – эффективна только в том случае, когда принципы и закономерности управления осознаны каждым из них в полном объеме и стали частью их профессионального самосознания. Уровень профессиональной культуры руководителей школы в значительной степени определяет качество инновационной деятельности образовательного учреждения в целом. Профессиональный, т.е. культурный, руководитель целеустремленно и настойчиво формирует профессиональную культуру исполнителей, выступающих в качестве субъектов инновационной деятельности, рассматривая подобные усилия как условие обогащения кадрового ресурса инноваций. Целью исследования явилось изучение мнений руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами. Задачи исследования: 1. выявить свойства модели управления инновационными процессами; 2.выявить особенности управления на различных этапах инновационного проекта; 3.определить формы и методы работы при управлении инновационными процессами; 4.оценить состояние и уровень управленческой деятельности в сфере инновации; 3.выявить степень удовлетворенности респондентов качеством управления инновационными процессами. Объекты исследования – руководители и учителя образовательных учреждений, являющиеся носителями исследуемой проблемы. Исследование проведено в образовательных учреждениях, где осуществляется инновационная педагогическая деятельность: гимназия № 3. МОУСОШ № 4,57,58. Выборочная совокупность составила 89 человек. Полученная от образовательных учреждений информация достаточно сопоставима. В справках отражены данные как непосредственно образовательных учреждений, что позволило сравнить их, так и усредненные показатели, которые дали возможность оценить управление инновационными процессами в целом. В исследовании можно выделить несколько общих этапов: I этап – подготовительный (на этом этапе были выявлены проблема, задачи, объект, предмет, гипотеза и был сделан выбор методов исследования). II этап – исследовательский (был осуществлён сбор фактических данных). III этап – обработка данных исследования (осуществлён количественный и качественный анализ данных исследования). IV этап – проведена интерпретация данных и сформулирован вывод. Метод исследований – анкетирование.
Чтобы определить свойства модели управления инновационными процессами в образовательных учреждениях, необходимо выявить: - критерии оценки управления инновационными процессами; - профессиональную подготовку учителей; - их творческий настрой и проявление инициативы в инновационной деятельности. - этап инновационной деятельности.
1. Критериями оценки управления инновационными процессами, со слов руководителей ОУ являются:
Таблица 7
2. Требует ли от учителя работа в условиях инновационной педагогической деятельности специальной профессиональной подготовки? На вопрос «Проходили ли Вы подготовку для осуществления педагогической деятельности» получены следующие ответы (в %): Таблица 8
Как видно из информационных данных, во всех образовательных учреждениях есть учителя, прошедшие специальную подготовку для работы в условиях инновационной деятельности: в гимназии № 3 таких учителей более всего (77%); школе № 57 - 56% и в школах № 4 и № 58 – 23% и 20% соответственно. 3. Педагогические инновации один из самых сложных видов творчества, опирающийся на самотворчество и индивидуальность учителей и учащихся. При этом имеет значение то, кто является инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций. Из ответов руководителей и учителей следует, что (в %): Таблица 9
По среднеарифметическим данным 1/3 часть учителей затруднилась ответить на данный вопрос, 1/4.часть – говорит об инициативе сверху и 41% - об инициативе снизу. Такой разброс данных не позволяет установить в целом источник педагогических инноваций. Это касается, в частности, гимназии № 3, школ № 4 и № 58.В школе № 57 большая часть опрошенных (78%) говорит об инициативе педагогического коллектива в инновационной деятельности.
4. В какой мере учителя проявляют личную инициативу по внедрению и осуществлению инновационной деятельности в своем ОУ? Со слов учителей видно, что (в %):
Таблица 10
Среднеарифметические данные указывают на то, что основная часть учителей (66%) в полной мере проявляет личную инициативу в инновационной педагогической деятельности. Между тем в школе № 58 таких учителей лишь 13%. Имеются и такие учителя, кто не проявляют инициативу из-за того, что не поддерживают проводимые в общеобразовательном учреждении инновации.
5. Каким образом инновационная деятельность воздействует на мотивацию учителей к повышению профессионального мастерства? Со слов учителей, они стремятся: Гимназия № 3 – к самопознанию (86%), самообразованию (14%); Школа № 4 – к самопознанию (77%), разработке новых форм работы (4%), методическому обеспечению урока (4%), затруднились ответить 15%; Школа № 57 – к самопознанию (78%), изучению новых подходов и технологий (11%), затруднились ответить 22%; Школа № 58 – к самопознанию (73%), затруднились ответить 27%. В среднем 16% учителей затруднились ответить на данный вопрос.
6. Используются ли для поддержания инициативы учителей какие-либо стимулы? Со слов учителей используются: Гимназия № 3 – моральные и материальные (86%); Школа № 4- моральные (14%), не ответили 77%; Школа 57 - моральные (33%), не ответили 67%; Школа 58 - моральные и материальные 87%, не ответили 13%. Со слов руководителей используются: Гимназия № 3 – моральные и материальные; Школа № 4 - поощрения и объявления благодарности; Школа № 57 - моральные и материальные; Школа № 58 - моральные и материальные, повышение квалификационной категории при аттестации.
7. На вопрос «Чем регламентируется Ваш подход к инновационной педагогической деятельности?» учителя ответили следующим образом: Гимназия № 3 – концепцией школы Л.Н. Толстого (50%), учебными планами (15%), тестированием (9%), нормативными документами (4%), не ответили 22%; Школа № 4 – нормативно-правовой базой (41%), инструкциями и методразработками (18%), распоряжениями (9%), программой по математике (5%), не ответили 27%; Школа № 57 – решениями ШМО (33%) и педсовета (22%), желаниями учащихся (11%), ничем (11%), не ответили 22%; Школа № 58 – нормативно-правовыми документами и локальными актами (54%), уроком (33%), не ответили 27%. Разброс мнений учителей по данному вопросу очевиден. Обращает на себя внимание то, что от 22% до 27% опрошенных уклонились от ответа. Можно лишь констатировать, что управление инновационной деятельностью невозможно без регламентирующих документов и все учителя должны быть с ними ознакомлены.
8. Чтобы определить особенности управления инновационными процессами необходимо было выявить, на каком этапе осуществляется инновационная педагогическая деятельность в образовательных учреждениях (в %): Таблица 11
Ответы указывают на разногласия опрошенных по данному вопросу (кроме школы № 58). Поэтому охарактеризовать особенности и свойства модели управления инновационными процессами достаточно затруднительно. Работа в условиях инновационной педагогической деятельности предполагает изменения в содержании образования, в организационной структуре, в режиме функционирования, в системе управления образовательных учреждений, технологиях обучения, воспитания и развития учащихся, в подготовке, переподготовке и комплектовании педагогических кадров, поэтому необходимо было рассмотреть формы и методы работы при управлении инновационными процессами. 9. Руководителям был задан вопрос «Произошли ли, на Ваш взгляд, изменения в процессе осуществления инновационной деятельности по различным аспектам педагогической деятельности?». Полученные ответы указывают на то, по каким аспектам, на взгляд руководителей, произошли изменения (в %): Таблица 12
Судя по представленным в таблице данным, изменения произошли по указанным аспектам педагогической деятельности практически во всех ОУ. 10. Инновационная деятельность педагогического коллектива имеет своей целью перестройку содержания образования, его форм и методов. Практически все участники анкетирования указывают на то, что в ходе инновационной деятельности изменились формы и методы работы, но при этом около 1/3 респондентов в школах № 4 и № 57 не смогли ответить на этот вопрос. Остальные учителя путаются в этих понятиях. Так и в формы и в методы работы попали: тестирование, индивидуальные занятия, уроки-сказки, уроки-экскурсии, уроки-семинары, моделирование проблемных ситуаций и т.д.
11. Руководители в процессе управления осуществляют анализ инновационной деятельности различными методами: Гимназия № 3 – тестированием, анкетированием, анализом срезов, посещением уроков, самоанализа деятельности учителей, используется методика НИЛ «Школа Л.Н.Толстого»; Школа № 4 – мониторингами; Школа № 57 - наблюдением, анкетированием, тестированием, проведением открытых уроков; Школа № 58 - коммуникативно-перцептивными методами контроля, сотрудничества администрации с учителями, учащимися и родителями.
12.В ходе инновационной педагогической деятельности образовательные учреждения должны получать научно-методическую поддержку со сторону РМО и РМК. Удовлетворяет ли учителей помощь, оказываемая специалистами данных учреждений, видно из их ответов в таблицах 13 а и 13 1 (в %):
Таблица 13 а
Таблица 13 б
Оценка работы специалистов РМО и РМК руководителями всех образовательных учреждений удовлетворительная. Но данные в таблицах 13 а и 13 б говорят о том, что от 25% до 32% учителей неудовлетворены оснащением их научно-методическим материалом.
13. На вопрос «Какие трудности Вы испытываете в своей педагогической деятельности, работая в новых условиях?» учителя ответили (в %): Таблица 14
Ранжирование среднеарифметических данных показывает актуальность проблем, снижающих качество инновационного процесса во всех общеобразовательных учреждениях: I – недостаточное оснащение учебно-материальными средствами (66%); II – недостаточное оснащение научно-методическим материалом (42%); III – отсутствие помещения (7%); IV – нет возможности повышать профессионально-квалификационный уровень (6%). То обстоятельство, что учителя неудовлетворенны оснащением научно-методическим материалом со стороны специалистов РМО и РМК (таблицы 11а, 11б), подтверждается рейтинговыми построениями с той лишь разницей, что количество неудовлетворенных учителей увеличилось с 25% до 42%. Это позволяет говорить о недостаточной помощи РМО и РМК в осуществлении инновационной деятельности в исследуемых образовательных учреждениях. Нельзя не отметить недостаточное оснащение инновационного процесса учебно-материальными средствами, на что указало 66% учителей.
14.Какая помощь оказывается учителям со стороны администраций образовательных учреждений видно из их ответов (в %): Таблица 15
По среднеарифметическим данным 77% учителей говорят об оказании им всесторонней помощи руководителями в условиях инновации, 23% указывают либо на недостаточность, либо на отсутствие помощи и больше всего таких учителей в гимназии № 3 (36%). Также, необходимо былооценить состояния и степень удовлетворенности педагогического коллектива управленческой деятельностью инновационными процессами.
15.На вопрос «Насколько Вас удовлетворяет участие в управлении инновационной деятельностью ГУО, РМО и РМК?» руководители ответили (в%): Таблица 16
Если в гимназии № 3, школах № 4 и № 57 участием ГУО, РМО и РМК в управлении инновационной педагогической деятельностью более или менее удовлетворены практически все руководители, то в школе 58 1/3 не удовлетворены участием ГУО и скорее не удовлетворены, чем удовлетворены участием РМК. Неудовлетворенность заключается в недостаточности организации методобъединений для подготовки учителей.
16.На вопрос руководителям «Какие трудности Вы испытываете в процессе управления?» получены следующие ответы: Гимназия № 3 – жесткие рамки БУП не позволяют в полной мере реализовывать содержание концепции «Школа Л.Н.Толстого», сокращение штатного расписания; Школа № 4 – недостаточно информации об инновационных технологиях; Школа № 57 – недостаточно средств для стимулирования педагогической инновационной деятельности; Школа № 58 – стереотипное мышление отдельных учителей, отсутствие мотивации к инновационной деятельности, недостаточная подготовка учителей. По мнению руководителей образовательных учреждений, указанные причины снижают эффективность управления инновационной деятельностью.
17. Какую оценку получила управленческая инновационная деятельность в образовательных учреждениях? По мнению учителей (в %): Таблица 17
По среднеарифметическим данным большая часть учителей (71%) говорят об успешности управления инновационными процессами. Тем не менее в школе № 58, лишь 40% учителей указывают на успешность управления.
18. Как оценивают свою управленческую инновационную деятельность руководители образовательных учреждений (в %): Таблица 18
Из данных таблицы видно, что большинство руководителей признают, что в управлении допускаются просчеты и ошибки. 19.Какова степень удовлетворенности учителей управленческой деятельностью видно из таблицы 16 (в %): Таблица 19
По среднеарифметическим данным 81% учителей в большей или меньшей степени удовлетворены управленческой деятельностью, осуществляемой в их образовательном учреждении.
Актуальность проведенных в образовательных учреждениях исследований заключается в том, что полученные результаты позволили по косвенным признакам определить состояние инновационной деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационными процессами. Среди этих причин следующие: · недостаточный профессионально-культурный уровень руководителей образовательных учреждений; · неустойчивость прямых и обратных связей в системе «руководитель-коллектив»; · отсутствие стандартизированных требований к инновационной деятельности и управлению ею на всех уровнях образовательной системы.
При всем при этом нельзя не отметить хотя и незначительные, но изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности по следующим направлениям: · в качестве и содержании подготовки учителей; · в развитии творческой инициативы педагогов; · в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся; · в системе требований педколлективов к работе РМО, ШМО и РМК в части обеспечения научно-методическим материалом по инновационной проблематике; · в росте стремления учителей и руководителей ОУ к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности. Date: 2015-08-15; view: 345; Нарушение авторских прав |