Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения по логике





Занятие №1 по теме «Понятие»

Упражнение 1. Охарактеризуйте объем и содержание понятий: школа, школьник, город, область, район, кафедра, университет, факультет.

Упражнение 2. Указать, какие из перечисленных ниже - единичные понятия, какие - общие, а среди тех и других найти нулевые: "Водный простор",

"Василиса Премудрая", "Екатерина Вторая", "памятник архитектуры",

"Атлант", "красота", "величие", "морская слава", "ботик Петра I",

"Ростральная колонна".

Упражнение 3. Привести примеры конкретных и абстрактных понятий, а также собирательных и разделительных понятий.

Упражнение 4. Указать, в каком смысле - собирательном,

либо несобирательном, употреблен термин "все" ("весь") в следующих примерах:

Весь народ восстал.

Все были оправданы.

Всех преступников переловили.

Весь класс был наказан.

Весь класс принял участие в торжестве.

Весь Петербург знает этого человека.

Все американцы - предприимчивы.

Все немцы - педантичны.

Все сочинения Чехова нельзя прочитать за один день.

Упражнение 5. Соответствуют ли круговые схемы отношениям между следующими понятиями:

 

а) А - "собор"

В - "памятник архитектуры"

С - "крепость"

Д - "Петропавловская крепость"

б) А - "церковное строение"

В - "Исаакиевский собор"

С - "Казанский собор"

Д - "Петропавловский собор"

Занятие №2 по теме «Понятие»

Упражнение 1. Указать понятия, родовые по отношению к следующим: Невский район; центр города; улица Росси; автор поэмы "Медный всадник"; русский писатель XIX века.

Упражнение 2. Указать, если возможно, понятия, видовые по отношению к следующим понятиям:

а) пригород Петербурга;

б) современник А.С.Пушкина;

в) основатель Петербургской консерватории;

г) автор оперы "Евгений Онегин".

Упражнение 3. Продолжить операцию обобщения.

Образец: Орден Андрея Первозванного - орден - награда

а) Государственный военно-исторический музей А.В.Суворова...

б) князь А.Меншиков;

в) Крепость Ниеншанц;

г) Полтавская битва;

д) ботик Петра I;

е) Б.К.Растрелли.

Упражнение 4. Продолжить операцию ограничения.

Образец: Человек, награжденный за подвиги в военное и мирное время награжденный орденом - кавалер ордена Андрея Первозванного – граф Б.П.Шереметьев.

а) Памятные места Петербурга; б) крупнейшие библиотеки города на Неве; в) музеи С-Петербурга; г) искусство Западной Европы;

д) художники эпохи Возрождения.

Упражнение 5. Какие ошибки допущены в следующих определениях:

а) Квадрат - четырехугольник, у которого есть прямой угол.

б) Свет - это движение лучей, состоящих из светящихся телец.

в) Книга - кладезь мудрости.

г) Опиум вызывает сон, так как он содержит снотворную силу.

д) Школьник – человек, уже не посещающий детский сад.

Упражнение 7. Понятие "станция Петербургского метро" разделить по нескольким различным основаниям. Проверить выполнение правил деления.

Упражнение 8. Указать, в каких случаях между понятиями имеет место отношение части и целого, а в каких – отношение вида и рода:

а) сотовый телефон – телефон,

б) стадион – трибуны,

в) строитель- арматурщик,

г) адвокат – юрист,

д) кафедра– факультет,

е) Европа- Западная Европа.

Упражнение 9. Указать по возможности большее число понятий, равнообъемных следующему: "город, основанный в 1703 году Петром Первым". Например, "Петроград", "Питер", "Северная столица" и т.д.

Упражнение 10. Можно ли отнести к определениям какое-либо из приведенных Пушкинских названий города на Неве: "пышный град Петра", Санкт-Петербург, Петрополь, Петроград, Северный Стамбул, Питер, Питербург - городок, Санкт-Питер, "полнощных стран краса и диво"?

 

Занятие №3. Тема «Суждение»

Упражнение 1. Провести логический анализ следующих поэтических строк: вычленить субъект и предикат высказывания и определить качество и количество суждения. Например, "Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом" (А.Пушкин). Субъект: "ноябрь", предикат - "дышал осенним хладом над омраченным Петроградом", по количеству и качеству - суждение вида А.

1."Но силой ветров от залива перегражденная Нева обратно шла..." (А.Пушкин)..

2."Не слышно шуму городского, над Невской башней тишина" (А.Блок)

3."В морозном тумане белеет Исакий. На глыбе заснеженной высится Петр." (В.Брюсов)

 

Упражнение 2. Выразить в круговых схемах отношение между субъектом и предикатом в следующих суждениях:

Каждый человек обладает способностью писать.

Каждый школьник умеет строить квадрат, равновеликий данному прямоугольнику.

"Не знающий геометрии да не войдет сюда."

Все студенты юридического факультета изучают логику.

Некоторые студенты университета - спортсмены.

Некоторые студенты не изучают логику.

Не все, что он сказал, истинно.

Люди часто говорят и о несерьезном.

Ни один студент не является профессором.

Никто не обнимет необъятное.

 

Упражнение 3. Обратить и превратить следующие суждения:

Все сокровища Эрмитажа являются государственным достоянием.

Русский музей расположен в Михайловском дворце.

Эрмитаж не является частным собранием картин.

Некоторые музеи - художественные.

Некоторые музеи - архитектурные памятники.

Многие известные картины не выставлены в Эрмитаже.

На все спектакли Мариинского театра билеты раскуплены.

Многие петербургские спектакли пользуются успехом у зрителей.

Все костелы - культовые сооружения.

Некоторые культовые сооружения - не православные.

Все жители блокадного Ленинграда - Участники Великой Отечественной войны.

Некоторые гранитные монолиты - триумфальные памятники.

Все художественные ценности подвержены разрушению.

Все станции Петербургского метро построены на общественные средства.

 

Упражнение 4. Следуя отношениям суждений в логическом квадрате, вывести опосредованным путем из

1) истинности А ложность Е;

2) из истинности Е ложность А;

3) из ложности I ложность А.

 

Пример: Аи → Ел. Этот вывод можно сделать как непосредственно (отношение противоположности), так и опосредованно через О: из истинности А следует ложность О, а из ложности О следует ложность Е (см. стрелки в логическом квадрате). Предлагаем найти еще один опосредованный путь вывода Аи→ Ел.

Занятие №4. Тема «Суждение».

Является ли суждением следующее выражение:

3х7=манная каша

Лето - лучшее время года

Человек смертен

Человек бессмертен

Как вы мне надоели!

Холодно

Стой, стрелять буду!

Число Х делится на 5

Зеленый хищник кnow-how живет в тундре на деревьях

В каком отношении находятся суждения:

“Некоторые бизнесмены не знают иностранных языков” и

“Некоторые бизнесмены знают иностранные языки”

Сформулировать противоречащее, субпротивное и подчиняющее суждения:

Некоторые менеджеры - способные предприниматели

Некоторые студенты не любят пиво

 

Сформулировать противоречащее, подчиненное и противное суждения:

Все преподаватели СПбАУиЭ озабочены финансовым положением академии

Ни один налогоплательщик не любит платить налоги

 

Определить логическую структуру простого суждения:

Учиться - всегда пригодится

Где родился, там и сгодился

Светает

Все течет, все изменяется

Земля вращается вокруг Солнца

Солнце не вращается вокруг Земли

Никто его не понимал

Друзья его не поняли

Один в поле не воин

Некоторые писатели - драматурги

Установить логическую форму сложного суждения:

Число делится на 2 или не делится на 3 тогда и только тогда, когда не верно, что если оно делится на 3, то оно делится и на 2. (Построить таблицу истинности полученного выражения)

Ни сна, ни отдыха измученной душе.

Не покупай кота в мешке, если тебе не нужен мешок.

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не может никого

Назначить добрым малым.

(Р.Бернс)

Является ли истинным суждение:

ü Некоторые слоны живут в Африке или кошки вообще лживы.

ü Санкт-Петербург расположен в дельте Невы или 2х2=5.

ü Все канарейки не курят сигарет или все попугаи курят сигары.

ü Все коровы - насекомые или 2х2=4.

 

Можно ли утверждать истинность сложного суждения A&B&C&D, если A,B, и C - истинны, а D - нет?

 

Известно, что сложное суждение A&B&C истинно. Суждения A и B истинны каждое в отдельности. Каково значение истинности суждения С?

 

Известно, что сложное суждение A\/B\/C истинно. Суждения A и B истинны каждое в отдельности. Каково значение истинности суждения С?

 

Можно ли утверждать истинность сложного суждения A\/B\/C\/D, если A,B, и C - истинны, а D - нет?

Занятие № 5. Тема «Умозаключения»

Является ли правильным умозаключением выражение:

Все поросята - менеджеры

Некоторые поросята знают английский

-------------------------------

Некоторые менеджеры знают английский

 

Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи

Народ и партия - едины

------------------------------------

Партия - наш рулевой

 

Некоторые работники культуры - способные предприниматели

Некоторые работники культуры - хорошие педагоги

-------------------------------------------

Некоторые способные предприниматели - хорошие педагоги

 

Если художественное произведение высоко ценится на рынке, то это выдающееся художественное произведение. Романы В.Пикуля, А.Солженицына, С.Кинга высоко ценятся на рынке, значит, они являются выдающимися художественными произведениями.

 

Eсли хорошо воспитанный человек принял решение, то он преодолеет альтернативные соблазны. Этот человек принял решение, но не преодолел альтернативные соблазны. Следовательно, он плохо воспитан.

 

Если в магазине систематически обнаруживаются неучтенные товары, то в нем реализуют похищенное. В данном магазине при очередной ревизии обнаружены неучтенные товары необнаружены. Следовательно, в данном магазине не реализуют похищенное.

 

Обратить следующую посылку:

Некоторые виды культурно-досуговой деятельности не могут носить коммерческий характер

 

Превратить следующую посылку:

Платные услуги в сфере культуры - форма коммерции

 

Противопоставить предикату следующую посылку:

Ни один студент не откажется подольше поспать утром

Какое суждение является заключением из следующих посылок:

1. Тем, кто нарушают свои обещания, не хочется верить

2. Любители выпить - общительны

3. Человек, выполняющий свои обещания, - честен

4. Ни один менеджер не откажется выпить [хотя бы на приеме]

5. Тому, кто общителен, хочется верить

 

1. Единственное животное в моем доме - кошка

2. Если животное любит глядеть на Луну, его можно приручить

3. Я держусь подальше от животных, внушающих мне отвращение

4. Ни одно животное не плотоядно, если оно не бродит по ночам

5. Я не пускаю к себе в комнату животных, кроме тех, что живут в моем доме

6. Ни одна кошка не упустит случая поймать мышь

7. Кенгуру не поддаются приручению

8. Лишь плотоядные животные ловят мышей

9. Животные, которых я не пускаю к себе в комнату, вызывают у меня отвращение

10. Животные, которые бродят по ночам, любят смотреть на Луну

 

1. Привести пример рассуждения по модусу

1-й вариант Aii Datisi III ф.

2-й вариант EIO Festino II ф.

3-й вариант EAE Celarent I ф.

4-й вариант AOO Baroco II ф.

и изобразить силлогизм при помощи круговых схем.

 

2. Из четырех модусов выбрать единственный правильный и обосновать отбрасывание неправильных:

1-й вариант P a M P a M P a M P a M

S a M S e M M o S S i M

 

2-й вариант M e P M e P M e P M e P

M o S M a S S o M S e M

 

3-й вариант M a P M a P M a P M a P

S e M S o M M a S M o S

 

4-й вариант P e M P e M P e M P e M

S e M S o M S I M M o S

 

3. Привести пример по модусу

1-й вариант Cesare II ф.

2-й вариант Darapti III ф.

3-й вариант Festino II ф.

4-й вариант Ferison III ф.

и свести его к соответствующему модусу I фигуры (желательно использование круговых схем).

 

4. Восстановить энтимему в полный силлогизм, указать фигуру и модус:

1-й вариант: Некоторые спортсмены изучают логику, так как некоторые спортсмены - студенты философского факультета.

2-й вариант: Этот силлогизм не имеет трех терминов, следовательно, он не является правильным.

3-й вариант: Он человек, значит ничто человеческое ему не чуждо.

4-й вариант: Национализм разрушителен, так как он приводит к войне.

 

Занятие 6. Тема «Доказательство и опровержение»

Корректны ли следующие доказательства? Если - нет, то почему?:

Древние греки внесли великий вклад в развитие философии и демократии. Спартанцы - древние греки. Следовательно, спартанцы внесли великий вклад в развитие философии и демократии.

 

Человек осваивает космическое пространство. Петя Иванов - человек. Следовательно, Петя Иванов осваивает космическое пространство.

 

Опиум вызывает сон, так как он обладает снотворной силой, которая усыпляет чувства.

 

Учение К.Маркса всесильно, потому что оно верно.

 

Оказание услуги вызывает чувство благодарности. Рэкет является видом услуг. Следовательно, рэкет вызывает чувство благодарности.

 

Законы подлежат исполнению. Инструкции не являются законами. Следовательно, инструкции не подлежат исполнению.

 

Тигры не летают, так как летают только птицы, а тигры не птицы.

 

“NN - преступник.”

На месте преступления имеются следы NN. Но если на месте преступления обнаружены чьи-то следы, то это свидетельствует, что этот человек был на месте преступления. А если человек был на месте преступления, то он имеет отношение к этому преступлению. Так как жертва убита, а NN - жив, то он и есть преступник.

 

“В Древней Руси был беспроволочный телеграф”

Проволочный телеграф предполагает использование телеграфных столбов. В Древней Руси телеграфных столбов не было. Значит, в Древней Руси был известен беспроволочный телеграф.

 

“Все вещества являются химическими элементами”

Все металлы - химические элементы. Все металлы - вещества. Следовательно, все вещества - химические элементы.

 

“Чем больше борода, тем скорее происходит облысение”

Дело в том, что когда температура тела повышается, процессы терморегуляции ускоряют кровообращение в коже и освобождают избыток тепла, чтобы мозг не перегревался. Борода же является термоизолятором, затрудняющим теплоотдачу. Следовательно, борода стимулирует облысение.

 

“Репку (в известной сказке) вытащила мышка”

В самом деле, ни дедка, ни бабка, ни внучка, ни Жучка, ни вытащить репку не смогли.

(Каков метод этого доказательства?)

 

Джонатан Свифт следующим образом доказывал полную бесполезность знаний:

Слова - только ветер, а знания - ни что иное как слова.

Следовательно, знания - только ветер.

 

“Занятия спортом - причина плохой успеваемости”

Петров стал учиться хуже. Одновременно он стал заниматься восточными единоборствами. Следовательно, причиной его плохой успеваемости является увлечение спортом.

 

“Любительское творчество - причина распада семей”

И.П.Сидоров, прекрасный семьянин и отец троих детей, увлекся любительским театром. В драмстудии он познакомился с Л.Ф.Поповой. И он и она ушли из своих семей. Следовательно, занятия семейных людей художественной самодеятельностью ведут к распаду семей.

 

“Смерть для человека - ничто (ничего не значит)”

Потому что когда мы есть, ее нет, а когда она есть, то нас нет.

 

“Пустая бочка - то же самое, что и полная”

Полупустая бочка - то же самое, что и полуполная. Но, как известно, если равны половины величин, то равны и целые (сами величины). Значит, пустая бочка равна полной.

 

“Самого лучшего из нас надо уничтожить”

При защите крепости начальник разведки предложил правителю казнить самого сильного и умного из защитников, опираясь на следующие аргументы:

Этот человек - самый сильный и умный среди нас. Но если он присоединится к врагам, то мы погибли. Сейчас он еще в наших руках. Поэтому медлить нельзя - его надо казнить сейчас же.

 

“Бутерброд с ветчиной лучше Вечного Блаженства”

Что лучше Вечного Блаженства? Ничто. А бутерброд с ветчиной лучше, чем ничто.

 

“Этот пес - твой отец”

Этот пес твой? - Да. - Этот пес - отец. А если он твой и отец, то, значит, он - твой отец.

 

Из “Мелкого беса” Ф.Сологуба:

- Ты, братец, - форменная свинья.

- Врешь!

- Докажу. (Помолчав:) А ведь у тебя есть пятачок.

- Есть, да тебе не дам.

- Как, у тебя пятачок, так как же ты не свинья?

 

Если хочешь быть красивым, поступи в гусары (К.Прутков)

 

Доказать (опровергнуть):

Доказать необходимость изучения маркетинга в некоммерческой сфере студентами специальности “менеджер социально-культурной сферы”.

Опровергнуть рассуждение: “Куры летают, так как курицы - птицы, а все птицы летают”.

Опровергнуть рассуждение: “Войны неизбежны, так как они являются проявлениями человеческой агрессивности, а человек агрессивен по самой своей природе”.

Доказать, что рыночные отношения предполагают высокую степень ответственности субъектов деловой активности.

Доказать, что если озоновая дыра над Антарктидой будет увеличиваться, то жизнь на Земле постепенно исчезнет.

Как можно опровергнуть тезис “Некоторые чиновники - нечестные люди.

Опровергнуть, что рыночные отношения предполагают высокую степень ответственности субъектов деловой активности.

Доказать, что маркетинговая стратегия должна учитывать не только интересы потребителей и конъюнктуру рынка, но и интересы персонала фирмы.

Доказать, что логика относится к гуманитарным наукам.

Date: 2015-08-15; view: 3572; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию