Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Задачи, связанные с пропорциональными величинами





Среди таких задач различают три вида задач:

- на нахождение четвертого пропорционального (на простое тройное пра­вило);

- на пропорциональное деление;

- на нахождение неизвестных по двум разностям.

Все три вида задач содержат по три величины, одна из которых постоянная, а две другие – переменные. Для любого набора трех величин можно составить по 6 разновидностей каждого вида задач.

Названные виды задач различаются своими данными и искомыми.

Задачи на нахождение четвертого пропорционального. В этих задачах даны два значения одной переменной величины и одно значение другой переменной величины, второе значение является искомым (см таблицу 1).

Первые четыре задачи с прямо пропорциональной зависимостью величин, а две последние с обратно пропорциональной.

Таблица 1

Величины
Цена Количество Стоимость Задачи
1. Постоянная Даны два значения Дано одно значение, другое является искомым В первый день магазин продал 8 одинаковых книг и получил за них 48 рублей, во второй день было продано 6 таких же книг. Сколько денег получили за книги во второй день?
2. Постоянная Дано одно значение, другое является искомым Даны два значения В первый день магазин продал 8 одинаковых книг и получил за них 48 рублей, во второй день за продажу таких же книг магазин получил 36 рублей. Сколько книг продали во второй день?
3. Даны два значения Постоянная Дано одно значение, другое является искомым Магазин продал на 48 рублей несколько книг по 8 рублей и столько же альбомов по 3 рубля. Сколько денег получено за альбомы?
4. Дано одно значение, другое является искомым Постоянная Даны два значения Магазин продал на 48 рублей несколько книг по 8 рублей и столько же альбомов на 18 рублей. Сколько стоит один альбом?
5. Даны два значения Дано одно значение, другое является искомым Постоян- ная Магазин продал 6 книг по 8 рублей и несколько альбомов по 3 рубля. За все книги получено столько же денег, сколько и за все альбомы. Сколько продано альбомов?  
6. Дано одно значение, другое является искомым Даны два значения Постоян- ная Магазин продал 6 книг по 8 рублей и 16 альбомов. За все книги заплатили столько же денег, сколько и за все альбомы. Сколько стоит один альбом?  

 

Задачи на пропорциональное деление. Эти задачи включают две пе­ременные величины, связанные пропорциональной зависимостью, и одну или больше посто­янных, причем даны два или более значений одной переменной и сумма соответствующих значений другой переменной, слагаемые этой суммы являются искомыми. Можно выделить 6 ви­дов задач на пропорциональное деление, четыре из которых с прямо пропорциональной зависимостью величин, а две с обратно пропорциональной зависимостью.

В начальных классах решаются задачи на пропорциональное деление только с прямо пропорциональной зависимостью величин. Эти задачи представлены в таблице 2.

Таблица 2

Величины
Цена Количество Стоимость Задачи
1. Постоянная Даны два значения Дана сумма значений, со- ответствую-щих количе- ству. Найти слагаемые. Оля купила 5 тетрадей в клетку и 3 тетради в линейку по такой же цене. Всего она заплатила 16 рублей. Сколько стоили тетради в клетку и в линейку в отдельности?
2. Постоянная Дана сумма значений, соответствующих коли-честву. Найти сла- гаемые. Даны два значения Оля купила тетради в клетку и в линейку по одинаковой цене, всего 8 штук. За тетради в клетку она заплатила 10 рублей, а за тетради в линейку 6 рублей. Сколько было куплено тетрадей в клетку и в линейку в отдельности?
3. Даны два значения Постоянная Дана сумма значений, соответствующих коли-честву. Найти слага- емые. В магазине продали одина- ковое количество шапок и шарфов. Шапка стоила 50 рублей, а шарф 30 рублей. За все проданные вещи получи- ли 240 рублей. Сколько стоили все шапки и шарфы в отдельности?
4. Дана сумма значений, соответствующих коли-честву. Найти сла- слаемые. Постоянная Даны два значения В магазине продали одина- ковое количество шапок и шарфов. Шапка с шарфом стоили 80 рублей. За все шапки получили 150 рублей, а за все шарфы 60 рублей. Сколько стоили шапка и шарф в отдельности?

В начальных классах задачи на пропорциональное деление решаются только способом нахождения значения постоянной величины.

Подготовкой к решению задач на пропорциональное деление является сформированное умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального.


При ознакомлении с задачами на пропорциональное деление лучше предлагать их не в готовом виде, а составить вместе с детьми из задач на нахождение четвертого пропорционального. Это поможет детям увидеть связи между задачами этих видов, что быстрее приведет учащихся к обобщению способа их решения.

Учащимся предлагается составить задачу по ее краткой записи:

 

Цена Количество Стоимость  
I. Одинако- II. вая 7 т. 3 т. 14 р. ?

 

После решения задачи, составленной по данному условию, учитель записывает вместо вопросительного знака число, полученное в ответе (6 р.). Затем он предлагает найти сумму чисел, которые показывают стоимость тетрадей (20 р..), и составить задачу по новому условию:

 

Цена Количество Стоимость  
I. Одинако-   II. вая 7 т.   3 т. ? ] 20 р. ?

 

Дети составляют задачу на пропорциональное деление, ставя два вопроса: "Сколько заплатил первый ученик?" и "Сколько заплатил второй ученик?" Учитель поясняет, что эти два вопроса можно заменить одним: "Сколько денег заплатил каждый ученик?" В окончательном виде задача формулируется примерно так: "Два ученика купили тетради по одинаковой цене. Первый купил 7 тетрадей, а второй - 3. Всего они заплатили 20 рублей. Сколько денег заплатил каждый ученик?"

При обучении решению задач этого вида целесообразно при разборе содержания задачи краткую запись составлять в виде таблицы. Кроме этого хорошо использовать и схемы, помогающие детям осмыслить содержание задачи и найти путь решения.

________?______ __?___

|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|

_______ 7т.______ __ 3т.__

________________________

20 р.

 

Рис.

 

Запись решения задачи осуществляется в виде отдельных действий с пояснениями, так как задача содержит два вопроса.

1) 7+3=10 (т.) – стоят 20 рублей.

2) 20:10=2 (р.) – цена 1 тетради.

3) 2×7=14 (р.) – стоят 7 тетрадей.

4) 2×3=6 (р.) – стоят 3 тетради.

Далее включается решение готовых задач. В этом случае надо сначала расчленить вопрос задачи на два вопроса; затем выяснить, какое из искомых чисел должно быть больше и почему; далее перейти к составлению плана решения, ведя рассуждение от вопроса к числовым данным. Проверка решения выполняется способом установления соответствия между числами, полученными в ответе, и данными: надо сложить числа, полученные в ответе, и должно получиться число, данное в задаче.

Возможны и другие подходы к введению задач на пропорциональное деление. Можно, например, начать с решения готовых задач, а позднее выполнить работу по преобразованию задачи на нахождение четвертого пропорционального в задачу на пропорциональное деление, сравнив как сами задачи, так и их решения.

Для обобщения способа решения в дальнейшем включаются задачи на пропорциональное деление I вида с другими группами величин, после чего вводятся задачи II вида, а несколько позднее III и IV видов. При этом наряду с решением готовых задач следует включать упражнения на составление и преобразование задач.

 

Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям. Эти задачи включают две переменные и одну или несколько постоянных величин, причем даны два значения одной переменной и разность соответствующих значений другой переменной, а сами значения этой


переменной являются искомыми. Можно выделить шесть видов задач на нахождение неизвестных по двум разностям. Однако в начальных классах рассматриваются только два вида задач (см таблицу 3).

 

Таблица 3

 

Величины
Цена Количество Стоимость Задачи
1. Постоянная Даны два значения Дана раз- ность значе- ний, соответ- ствующих количеству. Найти каж- дое значение. В одном куске 3 м ткани, а в другом – 7 м такой же ткани. Второй кусок стоит на 240 рублей больше первого Сколько стоит каждый кусок ткани?
2. Постоянная Дана раз- ность значе- ний, соответ-ствующих количеству. Найти каж- дое значение. Даны два значения Для санатория купили два ящика печенья. Один ящик стоил 300 рублей, другой – 180 рублей. В одном ящике было на 6 кг печенья меньше, чем в другом. Сколько печенья было в каждом ящике?

 

 

Сначала рассматриваются задачи I вида, а затем II вида. Эти задачи решаются только способом нахождения значения постоянной величины.

В качестве подготовительных упражнении к введению задач этого типа полезно предлагать задачи-вопросы н простые задачи повышенной трудности, которые помогут детям уяснить соответствие между двумя разностями.

Пример.

1) Таня купила 6 одинаковых тетрадей, а Маша 4 таких же тетради. Кто из них больше заплатил денег? Почему? За сколько тетрадей Маша заплатила столько же денег, сколько уплатила Таня?

2) Таня и Маша купили тетради по одинаковой цене. Таня купила на 2 тетради больше, чем Маша, и заплатила на 4 рубля больше, чем Таня. Сколько стоила 1 тетрадь?

Выполняя предметную иллюстрацию, надо показать ученикам, что Таня купила столько же тетрадей, сколько Маша, и еще 2 тетради и заплатила денег столько же, сколько Маша, и еще 4 рубля. Отсюда можно сделать вывод, что 2 тетради стоят 4 рубля, значит, можно узнать, сколько стоит 1 тетрадь.

Такие упражнения надо включать с различными группами пропорциональных величин.

Методика работы по ознакомлению с задачами на нахождение неизвестных по двум разностям аналогична методике введения задач на пропорциональное деление: сначала можно предлагать задачи не в готовом виде, а составлять их из задач на нахождение четвертого пропорционального, затем включать готовые задачи, а можно начать с готовых задач.

Пример. Детям предлагается составить задачу по ее краткой записи:

 

Цена Количество Стоимость  
I. Одинако- II. вая 3 м 7 м 180 р. ?

 

После ее решения в краткую запись подставляется число, полученное в ответе, - 420 рублей. Учитель предлагает найти разность чисел, показывающих стоимость (240 рублей). Выясняется, что показывает это число. Учитель выполняет на доске новую краткую запись:


 

Цена Количество Стоимость  
II. Одинако- II. вая 3 м 7 м ? ? на 240 р. больше

 

Дети составляют по кратной записи такую задачу: "В первом куске 3 м ткани, в другом 7 м такой же ткани. Второй кусок стоит на 240 рублей больше первого. Сколько стоит каждый кусок ткани?"

При решении задач этого вида целесообразно использовать и схему.

 

3 м

|---------|

?

240 р.

|---------|------------|

7 м

?

Рис.

Выясняется, почему второй кусок стоит больше, чем первый, за сколько метров ткани второго куска заплатили столько же денег, столько за первый, за какую ткань заплатили 240 рублей.

Решение задач этого вида записываются только по действиям. Причем следует учить детей давать пояснения к действиям (особенно к первому так, чтобы легко просматривался следующий шаг в решении задачи).

1) 7-3=4 (м) – стоят 240 рублей.

2) 240:4=60 (р.) – цена 1 метра ткани.

3) 60×7=420 (р.) – стоят 7 метра ткани.

4) 60×3=180 (р.) – стоят 3 метра ткани.

Проверка решения выполняется способом установления соответствия между числами, полученными в ответе, и данными в условии задачи: узнаем, действительно ли второй кусок ткани стоит на 240 рублей больше, чем первый: 420-180=240; значит, можно считать, что задача решена правильно.

Для закрепления умения решать задачи предлагаются готовые задачи на нахождение неизвестных по двум разностям 1 вида с различными группами пропорциональных величин. Аналогично вводятся задачи на нахождение неизвестных по двум разностям II вида. Целесообразно предлагать упражнения на преобразование задач. Например, можно по задаче на нахождение четвертого пропорционального составить две задачи на нахождение неизвестных по двум разностям, решить их и сравнить решения; можно составить по задаче на нахождение четвертого пропорционального задачу на пропорциональное деление и задачу на нахождение неизвестных по двум разностям, решить их и сравнить решения. Такие упражнения помогают детям увидеть сходство в способах решения.







Date: 2015-08-15; view: 28941; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию