Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Машиностроение





Машиностроение является ведущей отраслью в структуре обрабатывающих отраслей юга Тюменской области: его доля в 2007г. составила 37,7% от общего объема их производства и с 2004 г. имела устойчивую тенденцию к росту. Доля машиностроения в объемах всего промышленного производства юга области в последние годы росла еще более динамично и в 2007 г. составила 26,8% против 23,4% в 2006 г. и 22,8% в 2005 г.

Анализ современного состояния машиностроительного комплекса юга Тюменской области позволяет выявитьпредпосылки, факторы и возможные риски его дальнейшего стратегического развития.

В целом предпосылки дальнейшего развития машиностроительного комплекса региона весьма позитивны. В непосредственной близости от региона расположены основные поставщики сырья для развития отрасли - металлургические комбинаты соседних Свердловской и Челябинской областей. В самой Тюмени ведется строительство нового металлургического комбината мощностью 550 тыс. т стального проката в год.

Позитивным фактором перспективного развития отрасли является развитая инфраструктурная обеспеченность предприятий машиностроения региона: собственными коммуникациями, электроэнергией и транспортом, включая достаточно развитую сеть железных и автомобильных дорог на юге области.

Кроме того, при прогнозировании развития отрасли, средиположительных тенденций данного процесса можно выделить:

1. Появление в отрасли крупных западных транснациональных корпораций, специализирующихся на производстве нефтегазового оборудования и промышленном нефтесервисе.

2. Образование различных машиностроительных холдингов и концернов как прогрессивной формы организации производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий отрасли.

3. Наличие значительной государственной поддержки машиностроительных предприятий региона.

Вместе с тем, имеется ряд факторов, негативно влияющих на этот процесс. К их числу относятся:

1. Физический и моральный износ оборудования машиностроительных предприятий.

2. Кадровый дефицит на предприятиях машиностроения области.

3. Наличие весьма незначительной доли продукции отрасли, поставляемой на экспорт.

4. Неравномерность социально-экономического развития территории юга Тюменской области, не позволяющая преодолеть чрезмерную концентрацию машиностроительных предприятий в г.Тюмени (свыше 90%) и обеспечить более равномерное и рациональное размещение машиностроительного производства по территории региона.

К числу возможных рисковв перспективном развитии машиностроения региона следует отнести наличие определенных рисков для потенциальных инвесторов отрасли, связанных с непрозрачностью ряда хозяйственных процедур, отсутствием полноценной системы государственных гарантий их вложений и др., которые в целом могут быть оценены на уровне средних. Кроме того, весьма серьезным риском являются и негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, отразившиеся на состоянии отраслей реального сектора экономики регионов России.

Главным отправным положением, во многом определяющим стратегию развития машиностроения юга Тюменской области в перспективе до 2020-2030 годов, является то обстоятельство, что Тюменский регион в целом (юг области, Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО) еще на протяжении не менее 20-30 предстоящих лет будет оставаться основным производителем углеводородов в России как для удовлетворения потребностей внутри страны, так и для обеспечения экспортных поставок. В связи с этим хорошие перспективы к развитию имеет сектор нефтегазового машиностроения, в котором в настоящее время сосредоточена значительная часть машиностроительных предприятий региона. Данный сегмент вполне может стать одним из ключевых в специализации всего регионального промышленного комплекса. В то же время инновационный вариант стратегического развития машиностроительного комплекса юга Тюменской области предполагает в долгосрочной перспективе относительное снижение доли продукции нефтегазового машиностроения при одновременном увеличении доли продукции других, более высокотехнологичных и наукоемких машиностроительных подотраслей (с более высокой стоимостью, добавленной обработкой) - судостроения, станкостроения, приборостроения, производства медицинского оборудования и др.

Основной стратегической целью развития машиностроительной отрасли юга Тюменской области в прогнозном периоде является повышение ее конкурентоспособности, достижение эффективной организации выпуска широкой номенклатуры продукции, обеспечивающей потребности отраслей экономики Тюменского региона, межрегионального обмена и экспорта продукции на основе рационального использования имеющегося потенциала отрасли и проведения импортозамещающей политики.


В целом для реализации инновационного сценария стратегического развития машиностроения юга Тюменской области необходимо решить ряд основополагающих задач, в том числе:

- привлечение инвестиций для технологического переоснащения производства, которое следует рассматривать как важнейший приоритет в развитии машиностроительной отрасли Тюменской области;

- формирование инновационной структуры машиностроительного производства - фундамента динамичного и устойчивого развития предприятий в долгосрочной перспективе;

- повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий юга Тюменской области путем формирования устойчивых кооперационных связей внутри отрасли, координации усилий по развитию производства, продвижению продукции, привлечению необходимых для предприятий ресурсов;

- расширение объемов производства в машиностроительном комплексе на основе формирования стратегических конкурентных преимуществ предприятий и организации их активной деятельности на новых рынках;

- систематическая оценка стратегических рисков развития предприятий машиностроительного комплекса региона и определение путей их минимизации.

Основным средством достижения установленной цели и поставленных задач является формирование кластера машиностроительного комплекса юга Тюменской области как прогрессивной формы территориальной организации производства и сбыта в условиях рыночной формы хозяйствования на региональном уровне. Данный кластер должен объединить усилия практически всех подотраслей машиностроительного комплекса области (нефтегазовое, сельскохозяйственное и электротехническое машиностроение, судостроение и приборостроение, производство медицинского оборудования) в достижении увеличения производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости (высокотехнологичной, наукоемкой продукции), предназначенной как для внутреннего потребления, так и для межрегионального обмена и экспорта.

В качестве конкретных механизмов решения перечисленных задач целесообразно:

1. Создание Тюменского регионального центра технологического развития (ТРЦТР) как базового инструмента модернизации активной части основных производственных фондов машиностроительных предприятий и повышения инновационной направленности их производства.

2. Проведение регионального форсайта как эффективного механизма повышения конкурентоспособности продукции и услуг машиностроительного комплекса Тюменской области.

3. Активизация действий по достройке Тюменского машиностроительного кластера путем привлечения стратегических инвесторов на территорию региона, создания условий для интеграционных связей как внутри кластера, так и с ведущими машиностроительными предприятиями России и зарубежных стран.

4. Адаптация форм государственной поддержки деятельности машиностроительных предприятий по модернизации и расширению производства, повышению его экономической эффективности, продвижению продукции на новые рынки.

Реализация комплекса мер по дальнейшему развитию машиностроительного комплекса юга Тюменской области позволит ему в долгосрочной перспективе до 2020-2030 годов выполнить свою стратегическую миссию «катализатора» инновационного развития экономики региона в целом.







Date: 2015-08-15; view: 518; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию