Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Два вида рефрейминга. Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: В каких условиях это было бы подходящей реакцией?





Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?"

Рефрейминг содержания – придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания: "Что еще это могло бы значить?"

Словарь НЛП

В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый тиран. Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.

Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя.

Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины.

Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником.

Отношение к проблеме можно сменить по крайней мере двумя способами. Первый – это буквально переобозначить ее. Назвать по-другому. Для чего достаточно просто сместить внимание на другие ее стороны. Ведь то, что мы имеем в реальности – это только некоторую ситуацию. А как эту ситуацию назвать – это наше дело.

Например, заменяем слово "проблема" на слово "задача". А уж к задаче отношение совсем иное. Немного полегче. Задачу можно решить сейчас или попозже. Можно ее совсем не решать. Просто останется нерешенная задача. Да мало ли чего мы еще не решили! К проблеме отношение куда более серьезное. Она нависает и давит. И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе…

Снимаем со сложившейся ситуации табличку "Проблема" и прибиваем новую: "Задачка". Глядь, а ей без грозной таблички уже и не уютно – вся сдулась, уменьшилась. А то и решилась – с перепугу. А если навесить табличку "Цель", то ситуация вообще преображается. Цель уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе многочисленными преимуществами. А все – из-за разных названий.

Второй способ – перетащить ее в другой контекст. Туда, где она из проблемы превратится в преимущество. Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная контекста, повисает в воздухе – к ней просто неясно как отнестись. Толи она хорошая, толи – плохая. Поместил в одни обстоятельства – фу! Какая гадость! В другие – прелесть!

Начинающая певица – профессору:

– Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос?

– Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или кораблекрушении ему цены нет!

Навоз на огороде – удобрение. А в доме его и представить страшно! Радостный детский смех – чудо! А в три часа ночи – мука. Халявный зачет в напряженную сессию – спасение. А когда в следующем семестре нужно сдавать экзамен по всему курсу – лучше бы я тогда все выучил! Куча денег в кармане – богатство. А если навстречу идет грабитель…

– Представляешь? Я ездил в туристическую поездку в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои часы. Сколько ты думаешь они мне отвалили? Две тысячи долларов!

– Не может быть! Они же у тебя фиговые!

– Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали: "XVII век!.. XVII век!.."

Соответственно, рефрейминг делится на рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если рефрейминг смысла позволяет сменить картину, не меняя рамки, то рефрейминг контекста – меняет рамку, не меняя картину.

Если внутрь кладут творог,

Получается – пирог.

Если сверху его кладут,

То – ватрушкою зовут.

Так и эдак хорошо,

Так и эдак вкусно!

В первом случае, признается сам факт наличия события: "Да, я действительно вешу 110 кг". Но не принимается его оценка: "Я толстый!" Вместо этого произносится: "Солидный, значительный, мощный, всеобъемлющий – здоровяк!" Слова-то какие! Такой подход позволяет человеку принять себя таким, какой он есть. И даже гордиться собой!

Рефрейминг контекста работает несколько иначе. Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и дальше смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете туда, где она может сработать наилучшим образом: "Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и вытолкать за дверь! Зато мягкий! Зато за мной, как за каменной стеной!" Ситуация та же, но она уже приобрела совсем другое звучание.

Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке грибника, мухомор говорит:

– Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет!

– Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты-то точно по шляпе получишь!

С точки зрения подстройки и ведения рефрейминг контекста относится к прямой подстройке, а рефрейминг смысла – к перекрестной. В обоих случаях принимается и признается главная часть сообщения – наличие некоторого события. В обоих случаях устанавливается раппорт и происходит одновременное ведение. Только в одном случае подстройка прямая, а в другом – перекрестная. Где-то мы соглашаемся со всей фразой, а где-то – только с наличием признака, запустившего эту оценку.


Рефрейминги могут применяться для самых различных ситуаций и проблем. И все же, у каждого из видов рефрейминга есть своя сфера применения. Та, где он работает лучше всего. Так, рефрейминг смысла хорошо срабатывает для фраз, связанных с обозначениями некоторых событий. Когда достаточно нейтральное событие привязывается к чему-то достаточно значимому:

"Ты не смотришь мне в глаза, значит хочешь соврать".

"Я сделала пять ошибок. Это просто ужасно!"

"Она не пришла на свидание. Она меня не любит".

Здесь можно задаться вопросом: "Что еще это может означать? Как иначе это можно назвать?" Ответ может превзойти все ожидания:

"Я не смотрю в них, потому что боюсь утонуть в их глубине и слишком быстро влюбиться!"

"Ага! Пять ошибок на двадцать листов текста. По-моему, это просто блестящий результат!"

"Она не пришла на свидание. Неужели я так потряс ее воображение, что она настолько смутилась!?"

Между прочим, в самом основании НЛП лежит грандиозный рефрейминг смысла, который и позволил его основателям достигнуть столь замечательного успеха: "Не бывает поражений, бывает только обратная связь". Из одного только этого переформирования было получено множество богатейших возможностей.

Один предприимчивый человек сколотил огромное состояние благодаря урокам пения, которые берет его дочь – он скупил за бесценок все соседние дома.

Для рефрейминга контекста есть свой список "любимых проблемок". Это уже знакомые нам обобщения, точнее – сверхобобщения. Ситуация, когда маленькая частная задачка, вырастает до слишком больших масштабов:

"Я слишком осторожный".

"Я слишком грубая".

"Я недостаточно красива".

Мои им сочувствия. Хотя нет – сочувствие можно оставить при себе. Ведь скоро можно будет им завидовать: "При каких обстоятельствах это может оказаться полезно?" Поместим в другой контекст и:

"Зато ты никогда не попадешь под машину!"

"Зато тебе не приходится держать все эти гадости в себе!"

"Зато тебе не нужно позировать часами перед камерой!"

Как видите, есть ситуации, когда былые недостатки обращаются в преимущества.

Главная задача рефрейминга – дать человеку новый взгляд на ситуацию. Иногда – буквально выбить его из наезженной колеи, по которой он ходит изо дня в день за своими болячками. Рефрейминг вовсе не обязан быть правдой. Рефрейминг не обязан быть приятным. Он может быть просто шокирующим. И этот шок, порою срабатывает как терапия.

"Я слишком невнимательная…" – "Зато тебя можно изнасиловать, и ты ничего не заметишь!"

"Я слишком необщительная!" – "Зато тебе не грозит заразиться СПИДом".

"Ко мне на свидание постоянно опаздывают все девушки!" – "Зато ты всегда можешь начать встречаться с молодыми людьми".


Разумеется, подобные рефрейминги уместны только тогда, когда человек реально может что-то изменить. Иначе – это будет изощренным издевательством. Хорошо работает еще более сильное обобщение, чем то, к которому человек уже привык. Это заставляет еще раз задуматься над собственными словами. Наконец-то услышать самого себя:

"Я слишком вспыльчива!" – "Зато рядом с тобой не нужна зажигалка – можно прикуривать непосредственно от тебя!"

"Я слишком веселый". – "Зато ты сможешь весело мыть туалеты".

И все же… Кому-то нужна встряска, а кому-то помогут поглаживания:

"Я слишком толстый!" – "Зато тебя трудно вытолкать за дверь!"

"Я недостаточно внимательна". – "Зато не заметишь бестактность собеседника".

Как видите, рефрейминг контекста весьма органично переплетается с рефреймингом смысла. Они прекрасно дополняют и поддерживают друг друга в деле доставления нам хорошего настроения и веселого взгляда на былую проблему.

И напоследок. Есть ситуации, для которых не достаточно просто изменить свое отношение к ним. Иногда действительно уместнее будет что-то изменить во внешнем мире, а не только в своем внутреннем. Конечно, можно стоять и делать рефрейминги, когда на тебя едет машина, но лучше отпрыгнуть в сторону.

Зайчиха разводится с зайцем.

– В чем причина развода? – спрашивает судья.

– Мой муж косой! – возмущенно отвечает зайчиха.

– А что же вы раньше не заметили?

– Я думала, он мне глазки строит.

Доигралась с рефреймингами…







Date: 2015-08-15; view: 317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию