Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Два вида рефрейминга. Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: В каких условиях это было бы подходящей реакцией?
Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: "В каких условиях это было бы подходящей реакцией?" Рефрейминг содержания – придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания: "Что еще это могло бы значить?" Словарь НЛП В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый тиран. Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства. Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя. Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины. Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником. Отношение к проблеме можно сменить по крайней мере двумя способами. Первый – это буквально переобозначить ее. Назвать по-другому. Для чего достаточно просто сместить внимание на другие ее стороны. Ведь то, что мы имеем в реальности – это только некоторую ситуацию. А как эту ситуацию назвать – это наше дело. Например, заменяем слово "проблема" на слово "задача". А уж к задаче отношение совсем иное. Немного полегче. Задачу можно решить сейчас или попозже. Можно ее совсем не решать. Просто останется нерешенная задача. Да мало ли чего мы еще не решили! К проблеме отношение куда более серьезное. Она нависает и давит. И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе… Снимаем со сложившейся ситуации табличку "Проблема" и прибиваем новую: "Задачка". Глядь, а ей без грозной таблички уже и не уютно – вся сдулась, уменьшилась. А то и решилась – с перепугу. А если навесить табличку "Цель", то ситуация вообще преображается. Цель уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе многочисленными преимуществами. А все – из-за разных названий. Второй способ – перетащить ее в другой контекст. Туда, где она из проблемы превратится в преимущество. Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная контекста, повисает в воздухе – к ней просто неясно как отнестись. Толи она хорошая, толи – плохая. Поместил в одни обстоятельства – фу! Какая гадость! В другие – прелесть! Начинающая певица – профессору: – Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос? – Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или кораблекрушении ему цены нет! Навоз на огороде – удобрение. А в доме его и представить страшно! Радостный детский смех – чудо! А в три часа ночи – мука. Халявный зачет в напряженную сессию – спасение. А когда в следующем семестре нужно сдавать экзамен по всему курсу – лучше бы я тогда все выучил! Куча денег в кармане – богатство. А если навстречу идет грабитель… – Представляешь? Я ездил в туристическую поездку в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои часы. Сколько ты думаешь они мне отвалили? Две тысячи долларов! – Не может быть! Они же у тебя фиговые! – Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали: "XVII век!.. XVII век!.." Соответственно, рефрейминг делится на рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если рефрейминг смысла позволяет сменить картину, не меняя рамки, то рефрейминг контекста – меняет рамку, не меняя картину. Если внутрь кладут творог, Получается – пирог. Если сверху его кладут, То – ватрушкою зовут. Так и эдак хорошо, Так и эдак вкусно! В первом случае, признается сам факт наличия события: "Да, я действительно вешу 110 кг". Но не принимается его оценка: "Я толстый!" Вместо этого произносится: "Солидный, значительный, мощный, всеобъемлющий – здоровяк!" Слова-то какие! Такой подход позволяет человеку принять себя таким, какой он есть. И даже гордиться собой! Рефрейминг контекста работает несколько иначе. Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и дальше смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете туда, где она может сработать наилучшим образом: "Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и вытолкать за дверь! Зато мягкий! Зато за мной, как за каменной стеной!" Ситуация та же, но она уже приобрела совсем другое звучание. Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке грибника, мухомор говорит: – Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет! – Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты-то точно по шляпе получишь! С точки зрения подстройки и ведения рефрейминг контекста относится к прямой подстройке, а рефрейминг смысла – к перекрестной. В обоих случаях принимается и признается главная часть сообщения – наличие некоторого события. В обоих случаях устанавливается раппорт и происходит одновременное ведение. Только в одном случае подстройка прямая, а в другом – перекрестная. Где-то мы соглашаемся со всей фразой, а где-то – только с наличием признака, запустившего эту оценку. Рефрейминги могут применяться для самых различных ситуаций и проблем. И все же, у каждого из видов рефрейминга есть своя сфера применения. Та, где он работает лучше всего. Так, рефрейминг смысла хорошо срабатывает для фраз, связанных с обозначениями некоторых событий. Когда достаточно нейтральное событие привязывается к чему-то достаточно значимому: "Ты не смотришь мне в глаза, значит хочешь соврать". "Я сделала пять ошибок. Это просто ужасно!" "Она не пришла на свидание. Она меня не любит". Здесь можно задаться вопросом: "Что еще это может означать? Как иначе это можно назвать?" Ответ может превзойти все ожидания: "Я не смотрю в них, потому что боюсь утонуть в их глубине и слишком быстро влюбиться!" "Ага! Пять ошибок на двадцать листов текста. По-моему, это просто блестящий результат!" "Она не пришла на свидание. Неужели я так потряс ее воображение, что она настолько смутилась!?" Между прочим, в самом основании НЛП лежит грандиозный рефрейминг смысла, который и позволил его основателям достигнуть столь замечательного успеха: "Не бывает поражений, бывает только обратная связь". Из одного только этого переформирования было получено множество богатейших возможностей. Один предприимчивый человек сколотил огромное состояние благодаря урокам пения, которые берет его дочь – он скупил за бесценок все соседние дома. Для рефрейминга контекста есть свой список "любимых проблемок". Это уже знакомые нам обобщения, точнее – сверхобобщения. Ситуация, когда маленькая частная задачка, вырастает до слишком больших масштабов: "Я слишком осторожный". "Я слишком грубая". "Я недостаточно красива". Мои им сочувствия. Хотя нет – сочувствие можно оставить при себе. Ведь скоро можно будет им завидовать: "При каких обстоятельствах это может оказаться полезно?" Поместим в другой контекст и: "Зато ты никогда не попадешь под машину!" "Зато тебе не приходится держать все эти гадости в себе!" "Зато тебе не нужно позировать часами перед камерой!" Как видите, есть ситуации, когда былые недостатки обращаются в преимущества. Главная задача рефрейминга – дать человеку новый взгляд на ситуацию. Иногда – буквально выбить его из наезженной колеи, по которой он ходит изо дня в день за своими болячками. Рефрейминг вовсе не обязан быть правдой. Рефрейминг не обязан быть приятным. Он может быть просто шокирующим. И этот шок, порою срабатывает как терапия. "Я слишком невнимательная…" – "Зато тебя можно изнасиловать, и ты ничего не заметишь!" "Я слишком необщительная!" – "Зато тебе не грозит заразиться СПИДом". "Ко мне на свидание постоянно опаздывают все девушки!" – "Зато ты всегда можешь начать встречаться с молодыми людьми". Разумеется, подобные рефрейминги уместны только тогда, когда человек реально может что-то изменить. Иначе – это будет изощренным издевательством. Хорошо работает еще более сильное обобщение, чем то, к которому человек уже привык. Это заставляет еще раз задуматься над собственными словами. Наконец-то услышать самого себя: "Я слишком вспыльчива!" – "Зато рядом с тобой не нужна зажигалка – можно прикуривать непосредственно от тебя!" "Я слишком веселый". – "Зато ты сможешь весело мыть туалеты". И все же… Кому-то нужна встряска, а кому-то помогут поглаживания: "Я слишком толстый!" – "Зато тебя трудно вытолкать за дверь!" "Я недостаточно внимательна". – "Зато не заметишь бестактность собеседника". Как видите, рефрейминг контекста весьма органично переплетается с рефреймингом смысла. Они прекрасно дополняют и поддерживают друг друга в деле доставления нам хорошего настроения и веселого взгляда на былую проблему. И напоследок. Есть ситуации, для которых не достаточно просто изменить свое отношение к ним. Иногда действительно уместнее будет что-то изменить во внешнем мире, а не только в своем внутреннем. Конечно, можно стоять и делать рефрейминги, когда на тебя едет машина, но лучше отпрыгнуть в сторону. Зайчиха разводится с зайцем. – В чем причина развода? – спрашивает судья. – Мой муж косой! – возмущенно отвечает зайчиха. – А что же вы раньше не заметили? – Я думала, он мне глазки строит. Доигралась с рефреймингами… Date: 2015-08-15; view: 317; Нарушение авторских прав |