Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшая школа в России





А.Е.Иванов

В материалах по истории высшей школы России начала XX в. отсутствуют обобщающие статистические данные, которые отражали бы основные параметры состояния и динамики развития этой отрасли народного образования. Этому препятствовало многоведомственное подчинение вузов страны, отсутствие единого координирующего и направляющего центра, в котором сосредоточивались бы сведения о всех типах высших учебных заведений страны, их количестве, численности и составе студентов и профессорско-преподавательского корпуса и т.д.

Вместе с тем существуют достаточно представительные погодные отчетные данные как по отдельным учебным заведениям (казенным, общественным, частным), так и по ведомственным системам подготовки кадров. Эти первичные материалы дают возможность составления статистических таблиц, отражающих состояние и процесс развития высшего образования в России в начале XX в.

Таблица 1

Государственные высшие учебные заведения в 1913/1914 гг.

Виды учебных заведений Число учебных заведений Количество студентов
Университеты    
Юридические    
Востоковедение    
Медицинские    
Педагогические    
Военные и военно-морские    
Богословские    
Инженерно-промышленные    
Земледельческие    
Ветеринарные    
Художественные    
Итого    

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по материалам отчетов Министра народного просвещения, всеподданнейшего отчета Военного Министерства, отчета по морскому Министерству, обзора деятельности ведомства православного вероисповедания, ГУЗиЗ, справочных материалов по отдельным учебным заведениям и т.п. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 23, 28, 32, 37, 40, 48, 51, 64-65, 81, 93).

Таблица 2

Общественные и частные высшие учебные заведения в 1913/1914 гг.

Высшие учебные заведения Число учебных заведений Количество студентов
Высшие женские университетские курсы    
Высшие женские медицинские учебные заведения    
Высшие университетские заведения для мужчин и женщин    
Педагогические    
Искусств и искусствоведения    
Коммерческие    
Сельскохозяйственные    
Инженерно-промышленные    
Итого    

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным справочных изданий о деятельности отдельных учебных заведений. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, III, 117, 130, 136-137, 143, 151, 154).

Таблица 3

Сословный состав студентов Университетов в 1900 и 1914 гг. (на 1 января)

Сословия 1900 г. 1414 г.
  абсолют в %% абсолют в %%
Дети дворян чиновников и офицеров   52,0   36,0
Дети почетных граждан, купцов, мещан, цеховых, крестьян, казаков   22,1   49,7
Дети лиц духовного звания   9,4   10,3
Иностранцы   16,5   1,2
Прочие   2,8
Итого        

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным «Отчета Министра народного просвещения за 1913 год». Пг., 1916, ведомость № 6.

Таблица 4*

Сословный состав студентов высших технических учебных заведений в 1901-1914 гг.

Сословия 1900 г. 1914 г.
  абсолют. в %% абсолют. В %%
Дети дворян чиновников и офицеров   36,1   24,6
Дети почетных граждан, купцов, мещан, цеховых, крестьян, казаков   58,8   71,7
Дети лиц духовного звания   2,1   2,4
Иностранцы   3,0   1,3
Итого        

Источники: Извлечение из отчета Министра народного просвещения за 1901 г. СПб., 1902. С. 579-699; Отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., вед. 16.

* Таблица составлена по данным о составе студентов С.-Петербургского, Томского, Харьковского технологических, Рижского политехнического институтов и Московского технического училища ведомства Министерства народного просвещения.

Таблица 5

Вероисповедный состав студентов в 1898-1914 гг.

Вероисповедание Университеты Технологические и технические вузы
  1906 г. 1914 г. 1898 г. 1906 г. 1914 г.
  абс. % абс. % абс. % абс. % абс. %
Православные и сектанты   71,9   74,7   51,5   63,2   65,5
Римско-католики   8,7   7,4   19,0   9,1   6,8
Лютеране и реформаты   6,3   7,8   14,6   15,5   17,6
Иудейского исповедания   9,2   6,0   11,4   8,9   7,6
Армяно-грегориане   3,2   3,2   2,4   2,6   1,7
Магометане   0,5   0,5   0,3   0,5   0,4
Прочие   0,2   0,4   0,8   0,2   0,3
Итого                    

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным «Извлечений из всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1897 г.» (СПб., 1902); «Всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1905 г.» (СПб., 1907, ведомости № 6, 16) и 1913 г. (Пг., 1916. Ведомость № 6,16).


Таблица 6

Численность профессорско-преподавательского корпуса высших

учебных заведений России в 1898/99 и 1913/14 гг.

Типы учебных заведений 1898/99 г. 1913/14 г.
  абс. % абс. %
Университеты   46,0   33,7
Юридические     137 6 3,0
Востоковедные       1,0
Педагогические   1,6 126 7 2,8
Медицинские 74 1 3,0 238 8 5,3
Инженерные 476 2 19,4   29,1
Аграрные   5,6   4,7
Ветеринарные   2,0   2,9
Военные 27 3 1,0 231 9 5,2
Духовные 150 4 6,1 155 10 3,5
Музыкальные, театральные, изобразительного искусства 236 5 9,6 388 11 8,7
Итого        

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным годовых отчетов соответствующих центральных ведомств, учебных заведений, списков личного состава Министерств и Главных Управлений, в ведении которых находились учебные заведения, (См.: А.Е.Иванов. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 208-209).

1 Данные по Женскому медицинскому институту приведены на 1902 г.; данные по Военно-медицинской академии отсутствуют.

2 Данные по Варшавскому политехникуму приведены на 1901/02 учебный год.

3 Данные по Военно-юридической академии и Интендантскому курсу приведены на 1902 г., по Артиллерийской, Инженерной, Генерального штаба академиям данные отсутствуют.

4 Данные по Римско-католической и Эчмиадзинской армяно-грегорианской духовным академиям отсутствуют.

5 Данные по Петербургской консерватории приведены на 1901/02 год.

6 Данные по Александровскому лицею приведены за 1912 год.

7 Данные по Женскому педагогическому институту приведены на 1912 год.

8 Данные по Военно-медицинской академии приведены на 1912 год.

9 Данные по высшим военным учебным заведениям приведены на 1912 год.

10 Данные по Римско-католической Духовной академии приведены на 1912 г.; сведения по Армяно-грегорианской духовной академии отсутствуют.


11 Отсутствуют данные по Саратовской консерватории.

Таблица 7

Сословный состав профессорско-преподавательского корпуса на 1917 г.

Сословия Университеты и вузы университетского типа ведомства МНП Технологические институты, технические училища, политехникумы *
  абс. % абс. %
Потомственные дворяне   33,4   26,4
Из личных дворян чиновников и обер-офицеров   22,4   23,2
Из духовенства   16,2   4,8
Из почетных граждан   3,2   8,0
Из купцов   4,7   6,4
Из мещан и цеховых   9,7   21,6
Из крестьян и казаков   2,8   4,8
Сыновья врачей, юристов, художников, учителей   4,7   4,0
Из иностранцев   2,7   0,8
Итого        

Источник: Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1917 г. Пг., 1917.

* Использованы данные по Петроградскому, Харьковскому, Томскому технологическим институтам, Московскому техническому училищу и Рижскому политехникуму.

Таблица 8

Количество и специализация выпускников российских вузов в 1900-1913 гг.

Специальность 1900-1908 гг. 1909-1913 гг. 1913 г. Всего за 1900-1913 гг.
Юристы        
Врачи        
Педагоги        
Офицеры 1        
Священнослужители (православной, католической и евангелической церквей)        
Востоковеды        
Инженеры фабрично-заводского производства        
Инженеры путей сообщения        
Горные инженеры        
Инженеры строители, архитекторы        
Инженеры связи        
Экономисты        
Агрономы, лесоводы, ветеринары, межевые инженеры        
Художники, ваятели        

Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по материалам ведомственных отчетов (МНП, ГУЗиЗ, Военного Министерства, МПС), отчетов вузов, справочных изданий и т.д. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX в. М., 1991, с. 318-319).

1 К выпускникам военных академий прибавлены окончившие Восточный институт. Выпускники Военно-медицинской академии — в группе врачей.

 

Из «Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г.

Ведомством разрабатывается вопрос о расширении существующих и открытии новых учебных заведений разных специальностей... Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек — существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков.


Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40% общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания... Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г., т.е. с открытием Новороссийского университета, т.к. учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов.

Наконец, многообразные потребности государственной и общественной жизни требуют участия в разного рода государственной и общественной деятельности лиц с высшим юридическим и финансово-экономическим образованием.

Таким образом, для удовлетворения изъясненных неотложных потребностей страны в лицах с высшим образованием, возникает необходимость прежде всего в открытии высших медицинских и физико-математических, затем историко-филологических и, наконец, юридических школ. По исторически сложившейся организации совокупность этих школ и составляют университеты. *

Источник: ГА РФ. Ф. 25. Оп. 5. Д. 6. Л. 591-595.

* Доказывать необходимость учреждения новых университетов Министра просвещения заставляло то обстоятельство, что Николай II еще в апреле 1912 г., после обсуждения вопроса о необходимых мерах по развитию высшего образования особым совещанием и Советом Министров, на заключении последнего «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание».







Date: 2015-08-15; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию