Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация по расположению рецепторов, предложена английским физиологом И. ШеррингтономСтр 1 из 11Следующая ⇒
Лекция №2. Тема: Познавательные процессы и их роль в жизнедеятельности человека.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. В своей совокупности они обеспечивают познание как процесс и как результат. К познавательными психическими процессами относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.
(2) Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас и явно воспринимаемый, а также внутренний скрытый и не воспринимаемый. Благодаря познавательным процессам мир предстает перед нами в его временной целостности и непрерывности, как нечто существовавшее в прошлом, существующее в настоящем и имеющее перспективу в будущем. Таким образом, все знания самого высокого порядка, включая знания об общем устройстве мира являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. (3) Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д., и их преобразования в нервные электрические импульсы. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг. (4) Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. Анализаторы состоят из следующих частей: рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам; корковых проекционных зон головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. (5) Классификация ощущений осуществляется по различным признакам. Мы рассмотрим классификацию по модальности (виду анализаторов) и классификацию по участию ощущений в построении образа мира и регуляции поведения человека. Классификация по модальности выделяет пять традиционных классов ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.
Зрительные ощущения. Раздражителем для органа зрения являет свет (электромагнитные волны длиной от 300 до 800 миллимикронов) Все цвета можно разделить на две группы: хроматические и ахроматические. К ахроматическим относятся белый, черный цвет и все оттенки серого, к хроматическим — все остальные. Человек может различать до 180 цветовых тонов и более 10 000 оттенков между ними. Цветовым ощущениям может соответствовать определенный эмоциональный тон: красный — возбуждает, вызывает тревогу, черный — угнетает, зеленый — действует успокаивающе и т.д. Слуховые ощущения. Раздражителем для органов слуха являются звуковые волны, которые имеют частоту, амплитуду и форму колебаний. Поэтому слуховые ощущения отражают высоту звука (определяется частотой колебания), громкость (определяется амплитудой) и тембр (определяется формой звуковых колебаний), длительность (время звучания) и темпоритмический узор последовательно воспринимаемых звуков. Колебания частотой ниже 16—20 Гц называйся инфразвуком, свыше 20 000 Гц — недоступны для восприятия и являются ультразвуком. Осязательные (кожные) ощущения включают в себя 3 различных вида ощущений: тактильные (прикосновения и давления); температурные (тепло, холод) и болевые. Благодаря тактильным ощущениям мы получаем информацию о поверхности предмета: гладкая, липкая, жирная и т.д. Сильное давление на некоторые участки поверхности могут вызвать болевые ощущения. Болевая чувствительность сигнализирует о вреде, наносимом раздражителем. Рецепторы болевой чувствительности расположены на коже глубже, чем тактильные рецепторы, причем в местах скопления большого количества тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Таким образом, те участки кожи, которые больше используются для ощупывания, наименее болезненны. Температурные ощущения, связанные с регулированием теплового обмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов на поверхности кожи очень неравномерно, к холоду максимально чувствительна спина, наименее — кожа груди. Кожные ощущения возникают в результате воздействия механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Например если кончиком карандаша, слегка прикасаясь к коже, медленно провести по закрытым векам, то время от времени будет возникать мгновенное ощущение холода. Обонятельные ощущения. Частицы пахучих веществ, попадая на обонятельные рецепторы, расположенные в верхней части носовой полости, вызывают обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают из комбинации шести основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый. В повседневной деятельности, характеризуя какой-либо запах, его зачастую сравнивают с эталонным (сирени, розы, лимона и т.д.). У современного человека обоняние играет меньшую роль, чем у наших предков, однако при поражении некоторых анализаторных систем (зрительной и слуховой) обоняние приобретает особое значение. Так, слепоглухие пользуются обонянием как зрячие — зрением: ориентируются по запаху в пространстве, узнают знакомых людей. Вкусовые ощущения. Растворенные (в воде или слюне) вкусовые вещества, попадая на рецепторы (вкусовые точки языка), вызывают вкусовые ощущения. Различают четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. Участки языка по-разному чувствительны: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому — края языка, к горькому — область корня языка. Вкусовая чувствительность прямо связана с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении или пресыщении — понижается. Классификация по расположению рецепторов, предложена английским физиологом И. Шеррингтоном. Эта классификация ощущений наиболее популярная и до настоящего времени. Все ощущения были разделены англичанином на три основных класса: экстероцептивные, проприцептивные и интероцептивные. Экстероцептивными называют ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, находящиеся на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.), при этом они делятся на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (вкусовые, осязательные и т.д.), в зависимости от характера физического раздражителя (световая волна, твердое вещество) Проприоцептивные ощущения возникают благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Проприцептивные ощущения отражают движение и относительное положение частей тела. Они участвуют в формировании у человека так называемой «схемы тела». Проприоцепция обеспечивает регуляцию мышц (при движении и в покое) с учетом состояния и положения органа движения и мышцы. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренней среды организма (жажда, голод, удушье). Эти ощущения составляют органическое чувство — самочувствие человека. Как правило, они не осознаются до тех пор, пока не происходит существенного нарушения нормального состояния организма. Возникновение интероцептивных ощущений сопровождается яркими эмоциональными переживаниями. С точки зрения данных современной науки, принятого разделения ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся, например, температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические. (1) Восприятием (перцепцией) - наз. отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств. Отличие восприятия от ощущения. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. В восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям. Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения. Date: 2015-07-27; view: 603; Нарушение авторских прав |