Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей
Под педагогическим изучением межличностных отношений понимается такое их исследование, которое позволяет сделать Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей выводы о том, насколько успешным может быть обучение и воспитание детей в условиях существования данных отношений между людьми. Конечно, специальных методов именно педагогического исследования человеческих отношений на самом деле не существует, но есть многие виды отношений между участниками педагогического процесса: детьми, родителями, учителями, работниками руководящих и других органов образования, которые можно рассматривать под педагогическим углом зрения. Это мы и попробуем сделать в последнем разделе данной главы. Методика 24. Отношение к детям (тест родительского отношения) Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики1. 61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения: 1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. 2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. 3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психо- 1 Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин. Нами кое-что изменено в данной методике, и эти изменения отчасти касаются терминологии, отчасти процедуры обработки и интерпретации результатов. Часть I. Психологическая диагностика логическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. 4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. 5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. В заключение, после описания методики, мы вернемся к анализу и интерпретации ее результатов в терминах данных шкал. Текст опросника Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет». 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 4. Нужно подольше держать ребенка в стороне ох реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии. 6. Я уважаю своего ребенка. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения. 15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым. Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое. 18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам. 19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка. 22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни. 24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким. 29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни. 31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка. 33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав. 36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку. 39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство. Часть I. Психологическая диагностика 40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть. 41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения моего ребенка. 44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя. 45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны. 46. Мой ребенок часто меня раздражает. 47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей. 51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю. 54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям. Date: 2015-08-15; view: 351; Нарушение авторских прав |