Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риски и ограничения развития города в политической и организационной сферах





 

Черты современной политической системы города Ноябрьска определяются несколькими ключевыми факторами, в числе которых свойства природных активов градообразующих предприятий, возраст основных элементов местной политической системы, экономико-географическое положение города, миграционная ситуация. Северные города, у которых градообразующими структурами являются нефтяные и газовые компании, отчетливо демонстрируют корневые различия нефтяных и газовых активов с точки зрения укорененности хозяйствующих структур в местах добычи. Эти различия, конечно, проявляются и при сопоставлении нефтяных и газовых городов, но в случае одновременного присутствия тех и других структур в одном городе – еще более отчетливо.

В отличие от нефтяных, газовые активы требуют формирования на месте инфраструктурных объектов – трубопроводного транспорта, газокомпрессорных станций, газовых хранилищ, сервисных подразделений: целого газового хозяйства. В этом смысле газ существенно более специфичен по сравнению с нефтью: его, например, невозможно сразу после добычи хранить в обычных резервуарах – требуется либо трубопроводная система, тесно сопряженная с местом добычи, либо предприятия по его сжижению.

Неудивительно поэтому, что два градообразующих предприятия Ноябрьска характеризуются разной степенью социальной укорененности, вписанности в контекст местной политической системы. ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» раньше передало свои непрофильные активы городу, чем ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Нефтяная компания ориентирована на внешний поиск привлекательных объектов для разработки – как в регионе присутствия, так и вне района, прилегающего к Ноябрьску.

Для местной политической экономии, формирующейся под влиянием сильных экономических игроков города, важен не просто факт наличия градообразующего предприятия, с которым связана узкая специализация города, но то, из каких именно природных активов «вырастает» это предприятие. Характер и специфика природных активов неизбежно определяют и особенности экономического поведения градообразующего предприятия, в том числе в городском сообществе, в местной политической системе: насколько оно активно, энергично или, наоборот, отчуждено, пассивно в отношении к месту своей дислокации. При прочих равных условиях, в нефтяных городах проявляется больше отчуждения градообразующего предприятия от местного сообщества, чем в газовых.

При этом нужно осознавать, что прямое воздействие на занятость, на долю налоговых поступлений в местный бюджет двух градообразующих предприятий Ноябрьска в последнее десятилетие неуклонно уменьшается. В возрастающей степени новые рабочие места и поток налоговых доходов начинают формировать другие субъекты местной экономики.

Политическая система Ноябрьска, все ее основные структуры и институты (городская Дума, Администрация и другие органы местного самоуправления, профессиональные организации, некоммерческие объединения граждан) характеризуются молодостью – ввиду относительной молодости самого города, заложенного лишь около 40 лет назад. С одной стороны, это определяет отсутствие мощных коалиций, местной политической номенклатуры, политических «династий». Это придает местной политической системе необходимые динамизм и гибкость, зависимость и ориентированность на запросы молодого поколения, ноябрьской молодежи. Неслучайно более половины опрошенных в 2012 году руководителей некоммерческих организаций назвали молодежь в качестве приоритетной группы населения, на которую ориентирована их деятельность. Поэтому и самые распространенные виды их деятельности – это спорт, досуг и культура.

С другой стороны, молодость местной политической системы определяет трудности консолидации всех игроков в едином русле, под единую задачу обеспечить динамичное и устойчивое развитие города. Не смотря на то, что власть оказывает помощь общественным движениям города (например, в городе созданы нескольких координационных органов, которые систематизируют взаимодействие власти и общественных объединений: городской общественный консультативный совет при Администрации города Ноябрьска; совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Администрации города Ноябрьска; рабочая группа при Администрации города Ноябрьска по делам казачества; координационный совет по делам инвалидов муниципального образования город Ноябрьск и др.) – останавливаться на достигнутом не стоит.

Всего на территории города существует почти полторы сотни структур гражданского общества, что больше, чем у города сопоставимого размера в центральной части России. Это около 80 общественных объединений (ветеранских, молодежных, женских, спортивных, профессиональных, национально-культурных и др.); более 40 различных некоммерческих организаций (объединения казаков, коренных народов, некоммерческие фонды и др.) и около двух десятков религиозных организаций. В последние годы активно формируются сетевые сообщества, например, учителей английского языка Ноябрьска. Общественные движения выступают связующим звеном между властью и народом, поэтому необходимо далее укреплять и наращивать их взаимодействие и взаимную поддержку.

Важнейшей особенностью политической системы города является то, что малый бизнес, предприниматели, которые постепенно становятся значимой силой в городской экономике (в первую очередь с точки зрения формирования новых рабочих мест), пока не стали полноценными игроками в местной политической системе. Однако представляется, что для развития Ноябрьска – города, которому остро не хватает прививки инновационного предпринимательства, предпринимательской энергии, при относительно благоприятных внешних предпосылках к развитию предпринимательства – существующее положение несет б о льшие риски.

Значительное влияние на местную политическую систему оказывает экономико-географическое положение Ноябрьска - беспрецедентно благоприятное по сравнению со всеми другими городами Ямало-Ненецкого автономного округа. Ноябрьск по праву называется южным форпостом Ямала: здесь налицо уникальная концентрация важнейших инфраструктурных объектов - аэропорта, железнодорожной магистрали с двумя станциями, современной автомобильной трассы. По качеству и количеству предоставляемых услуг мобильной и Интернет-связи город также занимает первое место в округе.

Однако благоприятное «внешнее» экономико-географическое положение города сочетается с неблагоприятными сильными центро-периферийными разломами внутри Ноябрьска: компактный благоустроенный центр соседствует с периферийными районами поселок Железнодорожников, микрорайон Вынгапуровский и др. И эти внутренние рубцы неизбежно сказываются на свойствах местной политической системы.

Сильным фактором, который оказывает давление на местную политическую обстановку в городе, становится в последние годы все более возрастающий поток внешних мигрантов. На конец 2012 года на миграционный учет в городе было поставлено 15 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства (около 14% населения).

Организационная структура городской экономики характеризуется наличием более двух тысяч предприятий различного размера и формы собственности. Важнейшие городские особенности состоят в том, что численно доминирующий в организационной структуре малый бизнес в городской среде чувствует себя нестабильно. Его экономический и политический потенциал в городе не полностью реализован.

Местный бизнес испытывает сильную конкуренцию соседнего более крупного города Сургута, в котором находятся оптовые базы многих местных фирм, куда за «люксовым» потреблением отправляются некоторые жители Ноябрьска. Поэтому идеи создания мощного логистического центра в Ноябрьске имеют не только экономическое обоснование, они характеризуют желание местных жителей и местных предпринимателей уйти от «колониальной» зависимости от Сургута, обрести экономическую самостоятельность и полноценность, укрепить местный рынок.

На всю организационную структуру местной экономики оказывает воздействие фактор массовых сезонных летних отпусков жителей Ноябрьска.

Важнейшие риски и ограничения развития города связаны с не выстроенными полностью институтами взаимодействия с малым бизнесом. Между тем возникающие конфликты, например, между крупными нефтесервисными предприятиями и малыми и средними фирмами городского промышленного сервиса, свидетельствуют о значимости этого направления для Ноябрьска.

Если раньше роль ключевых игроков в местной политической и экономической системе города однозначно была у крупных промышленных предприятий, то теперь основной собственник структур промышленного сервиса обретает в городе экономическую и политическую власть. Вот поэтому вопросы передела местного рынка нефтяного сервиса являются не узко производственными, а затрагивают одновременно многие сферы местной политико-экономической системы. Можно сказать, что это корневой вопрос современного развития города. То, что происходит здесь, по какому направлению идет реструктуризация, сказывается на состоянии всей городской политико-экономической системы.

Если обобщать, то конфликт на местном рынке промышленного сервиса идет по линии «свои-чужие»: в какой степени учитываются интересы местных фирм и собственников, или они поглощаются, в том числе недружественно, пришедшей более мощной структурой? Ближайшие риски местного развития связаны именно с этим конфликтом.

Местной власти необходимо стимулировать и поддерживать деятельность объединений городских предпринимателей, практиковать участие предпринимателей в формировании местного законодательства, затрагивающего деятельность малого бизнеса, и другие меры, которые поднимают статус предпринимательства в городской политико-экономической системе.

Еще одним риском является установка на временное проживание. Ведь до тех пор, пока у местных жителей нет достойных активов в собственности в сам о м городе, они неизбежно воспринимают его как свое временное пристанище. Установка на временное проживание ломается, если местные власти обеспечивают своим гражданам возможность соучаствовать в развитии и приумножении городской собственности. А важнейшую роль в ее структуре играет фонд земельных участков.

Переломить установку на временное проживание важно по многим соображениям. Например, динамичное развитие платных услуг также связано со стереотипами поведения местного сообщества. При установке на временное проживание они практически не развиваются. С другой стороны, когда б о льшая часть местного сообщества ориентирована на долгосрочное проживание в городе, население неизбежно начинает предъявлять требования к комфортизации среды своего проживания, что в значительной степени обеспечивается развитием сектора платных услуг.

Риски неуправляемой ситуации в связи с притоком мигрантов в город пока еще не встали во весь рост. Однако очевидно, что в этой связи в перспективе активизируется деятельность местной антитеррористической комиссии, аэропортовой комиссии по авиационной безопасности, антинаркотической комиссии, межведомственной комиссии по профилактике правонарушений, межведомственной комиссии по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, административной комиссии.

Date: 2015-08-15; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию