Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дошкольники
По данным Л.Ф. Обуховой, основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие: 1) Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Все, что ребенок видит, он пытается привести в порядок, найти закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. 2) Возникновение первичных этических инстанций: «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «красивое не может быть плохим». 3) Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). 4) Возникновение произвольного поведения. П.п.— это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более и более обобщенным, выступает в форме правила или нормы. 5) Возникновение личного сознания. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может. В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица – «Я». Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое «Я». На основе представлений ребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо→ оценка поступков сверстников, позднее – своих. Младший школьный возраст. 1) качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; 2) способность к анализу, рефлексии, внутреннему плану действий; 3) развитие нового познавательного отношения к действительности; 4) формирование обратимости и скоординированности умственных действий; 5) приобретение понятий сохранения для дискретных и непрерывных величин; 6) способность преодолевать влияние непосредственного восприятия и применять логическое мышление к конкретным ситуациям. Большие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка в этом возрасте. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в этом мире. Младший школьный возраст является сензитивным для: 1) формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; 2) развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, так называемого «умения учиться»; 3) раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; 4) развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; 5) становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к другим людям и к себе самому; 6) усвоения социальных норм; 7) нравственного развития, формирования нравственных норм; 8) развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Младший школьный возраст - очень важный период в жизни ребенка. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это ему позднее будет значительно труднее и потребует от него неизмеримо больше усилий. Новообразования – личностная и интеллектуальная рефлексия. Стабильная самооценка и коррекция своего мышления с помощью логики. Выготский «Проблема возраста» 1.Проблема возрастной периодизации детского развития. Все теории детского развития ® 2 концепции: А. Развитие – реализация, модификация и комбинирование задатков. Не возникает ничего нового – только нарастание, развертывание и перегруппировка тех моментов, которые даны уже с самого начала. Б. Развитие – непрерывный процесс самодвижения: непрестанное возникновение и образование нового, не бывшего на прежних ступенях. Возрастные новообразования – тот новый тип построения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. В относительно устойчивые/стабильные возрасты развитие – за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые накапливаются до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. В период кризиса на протяжении относительно короткого времени сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Особенности таких возрастов: –границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Кризис наступает незаметно. Обострение кризиса – в середине этого возраста. –в критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более/менее острыми конфликтами с окружающими. У разных детей критические периоды проходят по-разному. Внешние условия определяют конкретный характер обнаружения и протекания критических периодов. Но не наличием/отсутствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития вызвана необходимость критических, переломных периодов в жизни ребенка. –негативный характер развития. Развитие здесь, в отличие от устойчивых возрастов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Ребенок характеризуется: теряет интересы;прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Кризисы: –новорожденности; –1 года (отделяет младенчество от раннего детства); –3 лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); –7 лет (соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом); –13 лет (от школьного к пубертату). Критические периоды перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии Þ развитие ребенка – диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. Существенное содержание развития в критические возрасты – возникновение новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов: они носят переходный характер. Т.е. в последующем они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного возраста. Основной критерий деления детского развития на отдельные возрасты – новообразования. Последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Стабильные возрасты ® 2 стадии; Критические возрасты ® 3 стадии (предкритическая фаза, критическая, посткритическая). Особенности периодизации: *введение в периодизацию критических возрастов; *исключение периода эмбрионального развития (эмбриональное развитие – особый тип развития); *исключение периода юности (после 17-18 лет до полной зрелости) (18-25 лет – начальное звено зрелых возрастов); *возраст полового созревания – стабильный, а не критический (период подъема в жизни подростка, период высших синтезов, совершающихся в личности). Периодизация: Кризис новорожденности; Младенческий возраст; Кризис одного года; Раннее детство (1-3); Кризис 3 лет; Дошкольный возраст (3-7); Школьный возраст (8-12 лет); Кризис 13 лет; Пубертатный возраст (14-18); Кризис 17 лет.2.Структура и динамика возраста. Центральные линии развития – процессы развития, которые более/менее непосредственно связаны с основными новообразованиями; побочные линии развития – все другие частичные процессы, изменения, совершаемые в этом возрасте. При переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами центральные и побочные линии развития: развитие речи в раннем возрасте – центральная линия развития; в школьном возрасте – одна из побочных линий развития. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение – социальная ситуация развития. Это исходный момент для всех динамических изменений. 3. Проблема возраста и динамика развития. 1.Диагностика развития – система исследовательских приемов, задача которых – определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той стадией/фазой внутри данного возраста, которую сейчас переживает ребенок. Изучение симптоматических детских возрастов позволяет выделить ряд признаков, с помощью которых можно узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает сейчас процесс развития у ребенка. 2.определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов – 2я задача диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития. Область несозревших, но созревающих процессов составляет ЗБР. С помощью подражания ребенок может сделать в интеллектуальной области больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно. Область подражания: все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться/что может выполнить под руководством/в сотрудничестве с помощью наводящих вопросов. Теоретическое значение: применение принципа сотрудничества для установления ЗБР ® возможность непосредственно исследовать то, что и определяет точнее всего умственное созревание, которое должно завершиться в ближайший и последующий периоды его возрастного развития. Практическое значение: связано с проблемой обучения. Нормативная возрастная диагностика: определение актуального уровня развития и ЗБР. Date: 2015-08-15; view: 1220; Нарушение авторских прав |